Уже 10 февраля выйдет долгожданная Hogwarts Legacy. По такому случаю мы решили вспомнить свои детские приключения в мире Джоан Роулинг (Joanne Rowling) и рассказать, какие игры о мальчике со шрамом в виде молнии приглянулись нам. Да-да, народных любимцев вы уже угадали, но в тексте есть и неожиданные фавориты!

Владимир Сечкарёв. Первые три «Гарри Поттера» на ПК

Моё знакомство с игровым Гарри ограничивается ПК-версиями первых трёх частей. Каждую из них я в детстве прошёл по несколько раз и запомнил их как простые, но качественные пазл-платформеры.

Спустя годы мне, правда, не даёт покоя один вопрос. Почему это были пазл-платформеры? Я понимаю, что в начале нулевых, на фоне успеха Super Mario 64, Spyro и Crash Bandicoot, это был популярный жанр, что разработчики из студии KnowWonder, которая занималась ПК-версиями, могли быть экспертами именно в нём и что суть игр по лицензии в том, чтобы дать людям поуправлять знакомыми персонажами, а геймплей в них, вообще говоря, может быть каким угодно, но… В Хогвартсе можно учиться колдовать, варить зелья, бродить по территории и играть в квиддич, и всё это звучит как многообещающие идеи для игр. А вот платформинга я ни в книгах, ни в фильмах не помню!

Кроме того, этот жанр подразумевает особую организацию пространства. Добавляется новая странность: у Роулинг Хогвартс — это убежище, куда Гарри попадает после того, как над ним 10 лет издевалась приёмная семья, а у KnowWonder замок состоит в основном из бездонных пропастей, высоких башен, с которых легко сорваться, ловушек, ведущих в подвалы с дементорами, и обледенелых склонов, по которым приходится скользить в темноте.

Особенную враждебность волшебной школе добавлял забагованный автопрыжок — он не учитывал, что расстояние между платформами не всегда постоянное, и настройка, добавленная по идее для того, чтобы упрощать жизнь новичкам, порой отправляла их прямиком в зияющую бездну. (Ещё раз: что в Хогвартсе забыли движущиеся кубы, левитирующие над смертельно опасными пропастями, и почему первоклассников заставляют по ним скакать?)

Релиз этих игр всякий раз приурочивали к выходу фильмов, но разработчики, что любопытно, практически не пытались добавить в них кинематографичности: прыжки в «Поттерах» — сугубо функциональная вещь, которая применяется исключительно для преодоления препятствий, а не для создания эстетического опыта или запуска сюжетных скриптов. Студия KnowWonder, наоборот, наполняла свои проекты элементами, характерными для игрового медиа: коллекционными предметами, счётчиками подобранной валюты и полосками здоровья у боссов.

Ещё одна чисто игровая условность — чтобы пройти «Узника Азкабана», нужно было проставить все галочки в своеобразном обходном листе. Занимавшийся этим Дамблдор встречал троицу главных героев словами: «Рад видеть, что вы пережили свои экзамены», на что Рон отвечал: «Мне ещё несколько месяцев будут сниться кошмары». Что сказать, отличная школа, и преподаватели интересные.

Катерина Краснопольская. Harry Potter and the Philosopher’s Stone на Game Boy Advance

Моё знакомство с играми про Гарри Поттера закончилось на «Кубке огня» (так, кажется, и не пройденном). К четвёртой части интерактивные приключения мальчика-волшебника с необычным шрамом на лбу как-то растеряли очарование — по крайней мере, меня уже просто перестало интересовать развитие серии. Зато первые три игры (в моём случае — для ПК) являются отличным дополнением к книгам (а большего мне и не надо). Примерно в конце 2000-х я то ли прочитала где-то, то ли услышала от кого-то, что есть версии этих самых частей и на Game Boy, и это ну вообще другой уровень и чуть ли не лучшие игры франшизы (а я уже тогда была наслышана, что «Гарри Поттеры» для компьютера и консолей были совершенно разными).

Я сразу решила проверить это сильное заявление, нашла «Философский камень» на GBA и стала проходить. Версия довольно сильно отличалась от своего ПК-собрата, но оно и понятно: портативка на то и портативка. Но даже в упрощённой версии «пиксельный» Гарри умудрялся при взмахе палочкой истошно кричать: «Флиппендо!» Игра мне тогда понравилась, но назвать её лучшей версией «Философского камня», я бы не рискнула. Помню я игру уже не так хорошо — в памяти отложилось, что там были какой-то стелс с прятками в тенях, головоломки и клятый квиддич, который меня во всех своих вариациях всегда бесил. Зато игра очаровала меня визуально, так что во время прохождения я даже делала скриншоты, а потом бережно переносила их с компа на комп все эти годы.

Но знаете, что самое смешное? Спустя несколько лет я узнала, что на Game Boy Color, оказывается, был другой «Гарри Поттер», изометрический, в жанре JRPG. Тогда-то я и поняла, что именно вот эта подсерия с пошаговыми боями, скорее всего, и имелась в виду как пример идеальных игр про мальчика, который выжил. Увы, в них я так и не поиграла, но наверняка они бы мне понравились, особенно в то время, когда я сильно увлекалась японскими ролёвками. Но, опять же, кто знает, может ещё когда-нибудь наверстаю.

Геннадий Воробьёв. Quidditch World Cup

Квиддич сложно переделать в реальную игру по той простой причине, что в его основе лежит огромный дисбаланс ролей: если ловец вашей команды сцапал снитч, то это практически всегда победа, а чем там занимались охотники, загонщики и вратари становится неважно. Но это всё-таки знаковая часть мира, и меня, фаната франшизы, мысль об отдельной спортивной видеоигре по мотивам квиддича приводит в восторг.

Quidditch World Cup эту мечту исполняла как могла: есть два вида турниров (Хогвартс и Чемпионат мира), есть персонажи книг (например, матчи комментирует Ли Джордан, а ловцом Когтеврана выступает Чжоу Чанг), есть разные стадионы, есть коллекционные карточки со спортсменами.

От себя разработчики добавили систему комбо, которая позволяла пасовать квоффл длинными цепочками, и эффектные спецприёмы для каждой команды. Погоню за снитчем переработали: его нельзя отыскать посреди матча — он появляется, лишь когда заполнится специальная полоска. В этот момент игра полностью переключается на погоню за снитчем, где ловцы мчатся по линейной дорожке, — про охотников с загонщиками забывают.

Честно говоря, геймплей у Quidditch World Cup вышел пресным, но он компенсировал это классной атмосферой — комментаторы задорно кричали: SCOORREEE! и бойко тараторили имена спортсменов, зрительский гул под звуки оркестровой музыки создавал ощущение большого события, а красивые комбо сопровождались пьянящим ощущением скорости. Несмотря на поверхностный геймплей, играть в Quidditch World Cup было весело.

Особенно в локальном мультиплеере. Собственно, поэтому я и называю Quidditch World Cup своей любимой игрой по «Гарри Поттеру» — у меня связаны с ней особые ностальгические воспоминания. После школы я приходил к другу и мы вместе рубились в квиддич на его компьютере-картофелине. Пока игра загружалась, мы успевали обсудить всё на свете, а играть иногда было сложно, потому что клавиатура была одна на двоих и не поддерживала больше трёх нажатий одновременно. Но нам всё равно нравилось — скорость матчей и атмосфера спортивного праздника делали своё дело.

Жаль, что у Quidditch World Cup так и не появилось сиквела, а режимы квиддича в других играх поттерианы оказывались слишком примитивными. И раз Hogwarts Legacy, кажется, получилась достойной, то теперь я буду годами ждать нормальной видеоигровой версии квиддича!

Игорь Ерышев. Первые два «Гарри Поттера» на PlayStation

Комментарии, на мой взгляд, излишни. Ладно, шучу — несмотря на всю их меметичность, «Поттеры» для оригинальной PlayStation занимают особое место в моём сердце вовсе не из-за кривых текстур или страшных рож. Всё гораздо проще: при всей их архаичности, это игры, которые (простите за пошлость) делали с душой.

Чисто технически, разумеется, их не назвать шедевральными: у них нет уникальных «фишек» (многие механики и находки честно позаимствованы из трёхмерных «Зельд»), геймплей сводится к походам из точки А в точку Б с перерывами на экшен с пазлами, а от неуклюжего платформинга впору переворачивать стол. Есть тем не менее в PS1-дилогии нечто цепляющее, тёплое, родное. Быть может, всему виной музыка Джереми Соула (Jeremy Soule), которую даже через 20 лет невозможно выкинуть из головы. Или же удивительная бережность, с которой команда Argonaut Games перенесла прозу Джоан Роулинг на CD и сохранила её дух (любопытный факт: до премьеры фильмов разработчикам приходилось работать с оглядкой на книги и собственную фантазию, а не на отснятый киношниками материал). Хотя как знать, вдруг одна лишь возможность пробежаться по замку Хогвартс в поисках карт волшебников да разноцветных бобов сглаживает острые углы?

Впрочем, ладно, не буду кривить душой — в моём случае ностальгия всему виной. Плевать, прошли ли древние «Поттеры» испытание временем (едва ли), без разницы, лучше ли они своих собратьев для ПК, PlayStation 2 и Game Boy. Подобно Doom, Gex и Syphon Filter, они ценны в первую очередь как яркий символ моего давно минувшего детства — и неотъемлемая часть беззаботных вечеров начала нулевых. Вернулся домой из школы, сделал уроки, зарядил диск в консоль… Идиллия. Жизнь, которую без маховика времени, к сожалению, не вернуть. Именно поэтому эти игры я не забуду никогда.

А какие игры по «Гарри Поттеру» запомнились вам? И как вам Hogwarts Legacy? Делитесь в комментариях!