Мы оставляем детей в безопасном месте и добираемся до Океанариума, где прячется бывший парень Эбби, Оуэн. И от него мы узнаём очередную историю, «очеловечивающую врагов»: в пылу схватки один из дедов-шрамов как будто поддался и сам захотел умереть, устав от бесконечной войны. Оуэн не выдержал, пожалел деда, поцапался с напарником по этому поводу и случайно убил его. Так себе ситуация: Оуэн, действительно, предатель, получается.
Снова та же самая тема: “На той стороне, на самом деле, просто люди”. И знаете, к этому времени у меня уже нет каких-то особых проблем с Эбби и с героями этой части истории.
День 3. Честно говоря, это лучший сегмент игры
Несмотря на убийство Джоэла, Эбби всё ещё мучается кошмарами о смерти своего отца. И по какой-то иррациональной причине с утра пораньше она отправляется обратно за детьми-шрамами, которых оставила ночью. Чтобы проконтролировать, что они живы и что их не убили свои же (хотят, почему-то).
И тут до тебя доходит, что тебе снова подсовывают The Last of Us Part 1! Детей, напомню, двое: мальчик Лев и девочка Яра. У Яры раздроблена рука, и Эбби буквально на горбу тащит её в Океанариум. А когда становится ясно, что девочке нужна ампутация, Эбби и Лев рискуют жизнью, чтобы найти нужные инструменты. Хорошо, Naughty Dog, я повёлся с головой. Для меня раскрылся лучший сегмент игры.
Во-первых, снова начинают блистать диалоги: у Льва есть чёткая характеризация, он ничего не знает о реальном мире, и Эбби, смеясь, учит его. (Знакомо, знакомо.) В то же время он классный персонаж: юный воин, который… Ох, вот сейчас будет неловко.
Лев это – трансгендерная девочка. «Он» говорит женским голосом, потому что «его» озвучивает реальный трансгендер. И «его» Шрамы-сектанты зовут «Лили». «Его» хотели сделать невестой одного из старейшин. Но «он» побрил голову, как мужчина, на что не имеет права. И за это «его» хотят убить.
Вот в этот момент, клянусь, «повесточка» разорвёт половине интернета седалище. Не только потому что это зашкаливающе прогрессивный сюжет, но и потому, что его можно было заменить любой другой конструкцией. Не влюбись Элли в беременную Дину, убийство беременной Мэг с другой стороны не ощущалось бы так остро. Внешность Эбби – отличная демонстрация её безумной идеи. А вот Лев просто «отвергнутый», и на то можно было найти миллион других причин.
Но если вас такие «художественные выборы» не напрягают, то мы получаем лучшие сцены всей игры. Сначала – путешествие по секретным тропам между небоскрёбами. И спуск через небоскрёб, полностью заросший грибами. А потом Эбби попадает ровно на тот аванпост, который через пару сюжетных часов зачистит Элли.
И вот это уже очень, очень круто: мы видим каждого NPC, который до этого ходил по локации! Они заняты мирными делами, ведут обычный быт, а одна девочка (помните, с PS Vita?) персонализирована, шутит и явно не собирается сегодня умирать. Вся логика игры встаёт на свои места: становится ясно, например, зачем враги в схватках постоянно кричат имена друг друга. А вдобавок ещё – лучший (единственный, ха!) боссфайт всей игры.
Когда мы вернёмся и ампутируем руку, выяснится, что сегодня Волки нападают на Шрамов, так что маленький отважный Лев бросится домой, спасать маму.
К этому моменту я уже полностью забыл про линию Элли и не думал про Джоэла: я получил насыщенное эмоциональное путешествие в эти три дня. Мне дали не глупых и не раздражающих персонажей, у них нормальный конфликт, химия и эмоциональная мотивация. А главное – один из них сейчас рискует жизнью, чтобы спасти маму.
Остров Шрамов не требует подробного пересказа, но мурашки с моей спины просят передать однозначный приз за самую эффектную сцену именно сюда. Здесь финально разворачиваются все темы игры: мы убиваем диктатора Айзека, а Эбби уже полностью отказалась от любой «стороны» в пользу личного выбора (ой, ой, как Джоэл). Она убивает своих, ослеплённых диктатурой, бывших друзей. Она хочет просто спасти Оуэна, Мэг и отправиться в светлое будущее…
Но мы-то знаем, что вернёмся и увидим только трупы, которые оставила Элли. Ладно, Дракман, ты победил.
Кульминация. ШЕДЕВР или ПРОВАЛ?!
И вот тут, друзья, всё зависит от того, приняли ли вы правила игры. Потому что очень велика вероятность, что вы всё ещё продолжаете стоять на своём. Вы можете всё ещё ненавидеть Эбби, ненавидеть Дракмана за плоские сценарные приёмы и за то насилие, с каким он пытается заставить вас полюбить Эбби.
В этом весь художественный замысел: он проводит вас через эмоции, впечатления, искренние мотивации. Он показывает вам другую сторону конфликта так, как не сможет ни один фильм, банально, из-за хронометража. Он заставляет вас играть за этого персонажа, а поэтому, как модно говорить «лудонарративно» привязывает вас к героине. Он берёт всё то время, которое ему нужно, и на двадцать четвёртом часу возвращается в ту самую сцену, где Эбби нападает на Элли. И заставляет вас самолично убивать Элли.
Боссфайт потный: гордишься за свою девочку! Но игра не оставляет тебе опций: хочешь увидеть, чем кончится? Играй. Убивай. Нельзя просто взять и выключить. Ух, пальцы просто отказываются жать на кнопки, когда Эбби месит Элли лицом по асфальту, но жать приходится, ведь проваленное QTE – конец игры. Придётся победить, отшвырнуть Элли в сторону и приставить нож к горлу Дины.
«Стой, Эбби, Дина беременна»! «Как и Мэг, отлично». В голове у тебя полная каша: Эбби, блин, действительно, «имеет полное право»! Лезвие вот-вот полосанёт горло бедной девочки, но вмешивается Лев: тип, подруга, ну ты уже совсем с этой местью с ума сошла, завязывай. Эбби снова делает сложное лицо, понимает замкнутость круга насилия, оставляет Дине жизнь. Встаёт и уходит.
И знаете что? В этой, пиковой точке я по-настоящему полюбил Эбби, и она для меня полностью сравнялась в правах с Джоэлом и Элли. Она не выглядит лишней и надуманной, её история – важнейшая часть истории Джоэла. За три дня она прошла несколько важнейших изменений и сейчас показывает мощнейшее эмоциональное решение в жизни.
«Ууууу, злые цикады хотели препарировать маленькую девочку!» С высоты второй части это выглядит как мультяшный детский сад, где есть хорошие и плохие. Именно линия Эбби добавляет в финал прошлой части настоящей, очень человеческой глубины.
Блестящая игра, думал я. «Изумительно», думал я. Но титры всё никак не начинались.
Два года спустя. Эй, ты планируешь заканчиваться?!
Окей, это же просто эпилог, да? Элли живёт счастливой почти что традиционной семьёй с Диной. Невероятной красоты пейзажи, уютный быт, танцы и улыбки, а Джоэл просто мертв, неотомщён, но мы уже поняли мораль.
Честно говоря, мне уже здесь было достаточно комфортно и я ждал титров. Но нет: Элли мучается от натурального ПТСР с паническими атаками, она ничего и никого не отпустила. Она всё ещё мечтает только о смерти Эбби.
И вот тут скользкая дорожка. Чем дальше в лес, тем больше места для дискуссии. Наверняка, половина игроков будет на стороне Элли и полностью одобрит её решение снова броситься за Эбби в погоню спустя два года Это понятно. Ты физически ощущаешь, что конфликт неразрешён.
Но лично я испытал прямо противоположное и совершенно обалденное. Элли (уже взрослая девушка!), бросает семью, которой она нужна, снова отправляется за Эбби (которая дважды её пощадила!). И эта ужасающая тупость Элли начинает меня раздражать. Она не права, она ничему не учится, она разрушает мир вокруг себя… а почему вообще?
Ещё один квест за местью кажется ну абсолютно бессмысленным (конечно, если вы, как игрок, не жаждете мести вместе с ней). При этом мы видим будущее Эбби: она благополучно посвятила себя чему-то новому и большему! Она поняла урок и готовится вступить в ряды «Новых Цикад», которые снова хотят менять мир к лучшему.
Элли, ну прекращай
Но нас ждёт ещё пара часов геймплея: Эбби попала в плен к работорговцам. А Элли, наша когда-то маленькая девочка, уже выглядит как Сара Коннор, которая безэмоционально выкашивает города, стремясь к своей цели.
Забавно, что в плену работорговцев Эбби становится стройной и вполне привлекательной девушкой, которую просто не узнать. Эта метаморфоза неслучайна: у неё есть сюжетное объяснение в виде голода и истощения от продолжительных пыток, но по факту – это лишь повод органично представить нам «Новую Эбби», свободную от своей оболочки бесконечного мщения.
И пока я радовался тому, что Эбби переродилась, Элли приставила нож к горлу Льва. «Если ты не будешь драться со мной, то я его убью». Ну куда?! Да что за абсурд уже, ну хватит!
В финальной драке, где Элли пытается мстить непонятно за что, а Эбби защищает только жизнь другого человека, тебе физически тяжело жать кнопки и драться – ты не понимаешь, за кого болеешь, и почему ты вообще должен продолжать. Забавно, что здесь катсцена настолько походит на геймплей, что проигрыш в QTE (где Эбби убивает Элли) ты воспринимаешь за финал игры.
Но нет, каноничный исход у игры другой. Элли побеждает. Она топит и душит Эбби. И сложно описать, как я в этот момент ненавидел героиню первой игры.
Но слава богу: на секунду мелькнувшее лицо Джоэла. спустя 28 часов игры (и два, которые кажутся явным перебором), – Элли наконец-то понимает, ради чего она постоянно пыталась мстить, отпускает хватку на шее Эбби и падает на колени в слезах.
В череде флэшбеков становится ясно, что корни проблемы (как и в случае с Эбби) были глубже, чем просто «Вы убили Джоэла». Эта мотивация была изощрённым самообманом: желание мстить было чувством вины за то, что Элли так и не простила Джоэла за спасение собственной жизни.
Она отталкивала его годы (!) после того, как узнала правду. Она отталкивала самого близкого ей человека, а буквально за сутки до этого оскорбила его в последний раз. Эбби не просто убила Джоэла – она оставила Элли с вечным чувством недосказанности. Которое, возможно, уже никогда и ничем не удастся заполнить.
Становится ясна и сама структура игры: когда мы заходим в дом Джоэла в самом начале, мы видим как проходила жизнь человека, которую мы упустили. Но на самом деле это именно то, что испытывала Элли – она тоже максимально от него отдалилась, а теперь никогда не сможет восполнить. Комок к горлу подступает уже просто когда я переписываю этот сюжет.
Титры. Лучшей игры поколения
Свою высочайшую оценку The Last Of Us 2 я никому не навязываю: скорее всего, ваше восприятие будет другим, акценты в истории вы расставите по-своему, и эмоциональные моменты вы трактуете иначе.
Но есть несколько вещей, с которыми, на мой взгляд, невозможно спорить.
- Нужно иметь огромные яйца, чтобы поставить перед собой задачу: «Давайте убьём всеми любимого героя, а потом заставим всех полюбить убийцу».
- Вторая часть в разы углубляет проблематику первой. Это «истинный» сиквел, который разгребает последствия оригинала, и выводит обе части, как сумму, на совершенно иной смысловой уровень.
- Структура игры должна храниться в полном секрете, ведь именно осознание «Это была только середина пути» – один из самых сложных моментов игры. А если вы будете знать, что фальшивая концовка «жили долго и счастливо» – фальшивая, то переживёте её не так, как задумано.
А самое удивительное, что только после полной картины сюжета ты понимаешь, что нужно залпом проходить игру второй раз, немедленно! Ведь тогда паззл недомолвок будет собран с самого начала, и кампанию Элли ты воспримешь абсолютно иначе! С первых же сцен ты не будешь ненавидеть Эбби, и возможно испытаешь от игры ещё больше.
Но подмышки Дины развидеть, к сожалению, уже не получится. Их давайте и обсудим в комментариях!