13 Sentinels: Aegis Rim
Обзор
Игры японской студии Vanillaware невозможно спутать ни с чем – выбранный коллективом визуальный стиль слишком узнаваем. Красивейшие арты с очаровательными персонажами, плавная, завораживающая анимация и потрясающие задники, с первых секунд погружающие в атмосферу, – всё это сохранилось и в 13 Sentinels: Aegis Rim, долгожданной для фанатов Vanillaware новинке. Зато всё остальное в игре мало похоже на то, чем компания занималась ранее. Это самый амбициозный, нестандартный и масштабный проект для студии, который легко можно назвать лучшим в её портфолио.
Томительное ожидание
Если не считать переиздания и ремейки, то последним релизом студии была Dragon’s Crown в 2013 году. С тех пор разработчики занимались 13 Sentinels и в процессе столкнулись с массой проблем. Реализовать все идеи оказалось трудно – это сюжетная игра с 13 главными героями, необычной вселенной, путешествиями во времени и множеством отсылок к научно-фантастическим книгам и фильмам. Истории и диалогам уделено очень большое внимание, и повествование здесь разбито на десятки небольших эпизодов. К счастью, в процессе прохождения запутанный и наполненный деталями сюжет становится всё более понятным.
В прологе 13 Sentinels постепенно знакомит игрока с большинством действующих лиц. Парень Джуро – фанат старых научно-фантастических фильмов о вторжении инопланетян и огромных роботах. Девушка Иори постоянно видит странные сны, из-за которых её режим нарушен и она постоянно засыпает прямо на уроках. Позднее мы встречаем солдата из 40-х годов, страдающего от амнезии беглеца, верящую в «зелёных человечков» легкоатлетку – все герои абсолютно разные, и можно представить, как трудно было сценаристам вписать их всех в одну огромную историю.
Основного действующего лица здесь нет – всем главным персонажам уделено одинаково много внимания. Как только завершается пролог за одного из подростков, тот попадает в меню выбора героев – если хотите, можете продолжить его историю. Или же вы узнаете о ком-то шокирующие подробности, проходя сюжет за другого персонажа, – можете переключиться на соседнего героя и выяснить больше деталей. Но часто игра ограничивает количество вариантов – сразу увидеть от начала до конца весь путь выбранного протагониста не удастся.
Если завязку можно описать словами «Подростки управляют большими роботами и сражаются с монстрами», то позднее эта короткая фраза обрастает десятками дополнительных слов и терминов. Роботов называют Сентинелами, монстров – кайдзю. В диалогах постоянно упоминаются телепортации, наномашины, клоны, роботы, терминалы – в общем, мешанина из всего, что предлагала научная фантастика на протяжении сотни лет. А поскольку персонажи в основном молодые и посещают уроки в школе, не обходится без романтики, влюблённости, неловких попыток познакомиться и других прелестей юности.
Всё это удивительным образом работает. Ни один персонаж не раздражает – хоть это солдат из эпохи Второй мировой, удивляющийся откровенным нарядам девочек на физкультуре, хоть драчливый парень, хоть шушукающиеся подружки – у каждого такие интересные истории, что следить за их жизнью безумно увлекательно. Наблюдать за их реакциями во время скачков между эпохами, узнавать их истинное предназначение, удивляться неожиданным поворотам (которых тут в избытке) не надоедает на протяжении всех 30 часов. Поначалу можно запутаться в именах из-за огромного количества информации, но, как и в серии Yakuza, где я тоже постоянно страдаю из-за этого, в какой-то момент начинаешь привыкать.
Разговоры на разные темы
Если в прошлых играх Vanillaware был сделан упор на экшен, то здесь всё устроено иначе. Большая часть 13 Sentinels напоминает приключение с видом сбоку с элементами визуальной новеллы. Ходим по локации, взаимодействуем с предметами, общаемся с людьми – больше ничего толком и нет. Услышанные в диалогах слова и фразы заносятся в «облако мыслей» каждого отдельного персонажа – можно открыть его, нажать на выбранное слово и услышать, что герой думает по этому поводу. Иногда фразы из облака необходимо применять к людям, которых встречаешь в том или ином эпизоде, чтобы продолжить с ними разговор.
Застревать тут практически негде, разве что в паре моментов, да и головоломок нет – главным пазлом станет история. Вдобавок, в отличие от некоторых других визуальных новелл, здесь финал всего один, просто добираться до него предстоит не совсем обычным методом. Иногда короткий эпизод будет состоять из последовательных событий, а иногда появится развилка – при первом прохождении поговорите с человеком слева, а при втором обратитесь к герою справа. Но обычно думать об этом не приходится – игра сама ведёт за ручку.
Полезай в робота!
Другая важная составляющая 13 Sentinels – боевые эпизоды, в которых отряд подростков в Сентинелах сражается с кайдзю. В начале прохождения с ними сталкиваешься в каждом прологе, знакомясь с персонажами. Потом бои переносятся в отдельное меню, и можно очень и очень долго к ним не притрагиваться. При этом они всё равно оказываются необходимы для полного прохождения игры – в какой-то момент вас попросят дойти до определённой волны, чтобы продолжить историю того или иного героя.
В этих эпизодах красота визуального стиля почти полностью исчезает, если не считать портреты сидящих в Сентинелах ребят. Игра начинает внешне напоминать Frozen Synapse и другие схематичные стратегии – вот город с домишками, вот база, которую нужно защитить, вот окрашенные в яркие цвета противники. Геймплейно это похоже на tower defense, где вместо башенок – ваши герои, которым вы отдаёте приказы. Сентинелы делятся на четыре категории: какие-то хороши для борьбы на дальних дистанциях, другие могут наносить огромный урон в ближнем бою и так далее.
Со временем разблокируется всё больше вариантов: для роботов покупаешь новые способности и улучшаешь их, делая свои ракеты и пулемёты значительно мощнее, а после десяти завершённых волн можешь вкладывать заработанные очки в характеристики Сентинелов – увеличивать силу атаки, скорость и всё остальное. Вдобавок роботы зарабатывают новые уровни в зависимости от того, насколько активны они были, и со временем у них появляются уникальные пассивные навыки – кто-то становится сильнее, если союзники от него далеко, а у кого-то повышаются параметры в зависимости от числа противников на карте.
Главная проблема боевых эпизодов заключается в том, что на фоне основной истории они не кажутся столь же качественными. Это скорее бонусное развлечение, возможность ненадолго отдохнуть от сюжета и заняться чем-то другим. Сложность здесь невысокая – я все битвы завершал на среднем уровне и ни разу не видел, чтобы хоть один из моих пилотов был близок к смерти. Новые противники появляются достаточно часто, чтобы однообразие не терзало. Есть взрывающиеся после смерти враги, которых можно отталкивать поближе к их товарищам; есть летающие кайдзю, падающие на землю от нашего электромагнитного импульса
Интереса добавляют бонусные испытания, за успешное завершение которых в меню разблокируются дополнительные материалы, раскрывающие подробности о вселенной 13 Sentinels. Игра постоянно предлагает какие-то условия: то нужно обязательно выбрать указанного персонажа, то отправиться отрядом из четверых подростков вместо шестерых, то завершить задание за 60 или даже 50 секунд – время останавливается при выборе атаки, так что это не так уж сложно.
Однако глубины в этих сражениях нет, да и в прокачке тоже. План всегда один: проходишь миссии, получаешь за них очки, тратишь их на улучшение способностей роботов в зависимости от их классов (одним ракеты усиливаешь, другим повышаешь урон в ближнем бою) и без каких-либо проблем завершаешь следующие задания, повторяя всё то же до последней волны. Бои не отнимают слишком много времени, без труда проходятся и в некоторых случаях даже увлекательны, но я легко смогу понять тех, кому они покажутся лишними.
Все диалоги и монологи персонажей прекрасно озвучены – в день релиза появился пакет с английским озвучением, которое на удивление не такое уж плохое. Но я всё же рекомендовал бы японскую версию. Хотя бы потому, что одну из героинь восхитительно озвучила та же актриса, что и Рюко Матой в Kill la Kill.
В одном из интервью режиссёр и сценарист NieR: Automata Йоко Таро (Yoko Taro) назвал студию Vanillaware японским национальным сокровищем и понадеялся, что она «никогда не прекратит выпускать игры». Трудно с ним не согласиться – этот коллектив умеет удивлять проектами, которые не просто привлекают красивой картинкой, а оказываются чем-то гораздо более глубоким. В 13 Sentinels: Aegis Rim глубины особенно много – стратегические экшен-эпизоды не впечатляют, зато всё остальное надолго остаётся в памяти и вызывает острое желание обсудить с кем-то перипетии сюжета.
Плюсы: узнаваемый визуальный стиль с прекрасно нарисованными и анимированными героями; очаровательные персонажи, попадающие в уникальные ситуации, за которыми очень интересно наблюдать; наполненная деталями научно-фантастическая история; необычная манера повествования с делением на эпизоды, которая отлично подходит к запутанному и интригующему сюжету; разнообразный саундтрек.
Минусы: эпизоды со сражениями не так качественны и красивы, как основная история.