Alfred Hitchcock: Vertigo
Обзор
Картина «Головокружение» Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock) считается едва ли не лучшей работой культового режиссёра — 846 критиков поставили её на первое место в списке величайших фильмов по версии Sight & Sound (раньше в этом опросе, проводящемся с 1952 года, долгие годы лидировал «Гражданин Кейн»). Также «Головокружение» считается лучшим кинодетективом всех времён по версии Американского киноинститута. Игра Alfred Hitchcock — Vertigo едва ли попадёт в серьёзные топы, но оторваться от неё, как и от просмотра оригинальной картины, решительно невозможно.
Головокружение от Хичкока
Испанцы из Pendulo Studios — люди тоже, мягко говоря, не последние в своём деле: за их плечами — любимая многими серия Runaway, триллер Yesterday и нуарный детектив Blacksad: Under the Skin. Неудивительно, что в Vertigo они решили не копировать оригинальный сюжет «Головокружения», а придумали собственную историю по мотивам, сохранив общую стилистику, настроение и во многом тематику.
Вообще, они отлично подготовились и сделали настоящий подарок любителям Хичкока. Тут есть фирменное камео режиссёра, который появлялся в микроскопических ролях практически во всех своих фильмах; есть знакомые кадры — например, машина, едущая по серпантину дорог, или знаменитый взгляд вниз с видом из глаз, когда кажется, что тебя мутит и ты сейчас рухнешь.
Действие игры тоже разворачивается в окрестностях Сан-Франциско, и персонажи в какой-то момент тоже смотрят на стенд, демонстрирующий в разрезе корни тысячелетней секвойи, где каждый слой соответствует тому или иному историческому событию.
Плюс цитаты из других картин Хичкока — частенько мелькают птицы, которые могут стать отправной точкой для вдохновения главного героя, и слово «психо». Впрочем, главное, что тут у нас тоже триллер о безумии и о призраках прошлого, которые могут вернуться, отравить твою жизнь. И, конечно, о роковой женщине, которая, как и в фильме, внезапно появляется в жизни и в доме героя, а потом точно так же внезапно из него исчезает. Она странная, очень красивая (боже, какая же красавица Ким Новак [Kim Novak] в роли Мадлен — только ради неё посмотрите «Головокружение»!) и, вполне возможно, выдаёт себя за другого человека.
Хотя непонятно, существует ли она вообще. Некоторые считают, что весь сюжет «Головокружения» — это плод бреда, воображения, сна главного героя. Про историю, рассказанную сценаристами Pendulo Studios, можно подумать то же самое, но, конечно, в целом она попроще.
Безумие, призраки прошлого, манипуляции ими и твоими воспоминаниями — это лишь некоторые темы, поднимаемые в оригинальном «Головокружении», символизм и метафоричность которого интерпретируют с самых разных точек зрения — фрейдистской, католической, готической, сюрреалистической, феминистской, автобиографической, даже марксистской и так далее.
В этом смысле, повторю, игра не такая глубокая. Здесь нет скрытого символизма, а есть вполне конкретная история безумия и мести, исходящих во многом из детских травм, подавленных воспоминаний и комплексов. Но сюжет тут тоже очень запутанный, а местами и подчёркнуто нереалистичный — в этом часто обвиняли и оригинальное «Головокружение».
Полёты во сне и наяву
Итак, писатель Эд Миллер приходит в себя на дороге и понимает, что случилась автокатастрофа, в которой, как утверждает Эд, погибли его дочка и её мать. Но в машине никаких тел и следов крови не нашли. И вообще доказательств их существования, кроме слов Миллера, нет. Зато в машине обнаружили пистолет и бутылку виски. Одновременно на соседней ферме находят труп человека, который был знаком с Эдом.
Миллер попадает в число главных подозреваемых и оказывается в дурдоме — сначала Эд вообще хотел покончить с собой, а потом у него развивалась настолько тяжёлая форма боязни высоты, что он даже с постели встать не может. В итоге старый приятель и издатель Миллера нанимает известную психотерапевта, за которую мы в основном и играем — ведём беседы с Эдом, роемся в его воспоминаниях (в том числе детских) и по крупицам докапываемся до правды, используя гипноз.
Кроме того, периодически дают играть за самого Миллера, за полицейского, который параллельно ведёт расследование, и за ту самую девушку, которая то ли есть, то ли нет. Сказать, что из всего этого получается увлекательный, лихо закрученный триллер, — это действительно ничего не сказать. Нужно самим поиграть и погрузиться в эту историю, которая умеет удивлять и постоянно держит в напряжении, порой раздражая тем, что подводит к очередной кульминации, к ответу на важнейший вопрос… и тут же снова прерывает сцену.
Хотя такие переключения и скачки между героями и даже между разными временными пластами, из настоящего в прошлое и обратно, на самом деле, идут сценарию на пользу. А искусственно замедленный ритм повествования, если вы подумаете обвинить в этом игру, в целом соответствует стилю фильма, который критики тоже обвиняли в затянутости. То же самое с теми моментами, когда возникают сомнения — ну нет, слишком нереалистично это выглядит, слишком сложно, не могло быть такого в реальности.
В Alfred Hitchcock — Vertigo есть главный признак хорошего детектива — история заставляет долго гадать, что же случилось, кто условный убийца, но все ваши предположения и подозрения могут разбиться после очередного внезапного поворота сценария. И даже когда всё становится более-менее понятно, остаются важные вопросы, ответы на которые мы получим только перед самыми титрами.
Диалоги и персонажи при этом отлично проработаны и прописаны. Эд, например, поначалу не доверяет психотерапевту и демонстрирует вершины циничного юмора, а у неё самой, помимо работы и общения с Миллером, есть ещё личная жизнь. В какой-то момент она начинает плотно общаться с полицейским, ведущим расследование, и от наших решений зависит, возникнут ли между ними романтические чувства. То есть тут у нас не говорящие головы, призванные лишь двигать центральный сюжет, а живые люди со своими историями.
Интерактивный фильм
Геймплей в Alfred Hitchcock — Vertigo призван исключительно помогать и центральной, и побочным историям, не мешая нам погружаться в них. Поэтому тут практически нет квеста — максимум поиск активных точек и предметов плюс QTE. Самое интересное — это, конечно, эпизоды во время сеансов гипноза, когда нам нужно в воспоминаниях искать ключевые точки и предметы, которые помогут психотерапевту сложить очередной пазл и понять, что же на самом деле произошло.
В этих сценах мы часто переносимся в детство героя, играем в пиратов или в шпионов, сражающихся против КГБ, — с точки зрения дизайнерской и сценарной мысли это едва ли не лучшее, что тут есть. Потому что через детские игры очень точно и небанально показаны взрослые проблемы.
Но с точки зрения механики — ничего сложного, просто поиск предметов. QTE также едва ли хоть раз за прохождение вызовутсложности. Есть и намёки на дедуктивную работу с доской, на которую, как в играх Frogwares про Шерлока, вынесены фото и улики, но это не более чем намёки. А в целом это вариант геймплея из интерактивных приключений от Telltale Games. И точно так же, как там, очень часто нам отводят время, чтобы принять то или иное решение — выбрать реплику, линию поведения, тему для ежедневного рассказа, а порой и решить более сложную дилемму.
На самом деле, на основной сюжет это практически не влияет — он тут линейный. Но могут измениться детали: будет ли наша психотерапевт вегетарианкой, какого цвета солдатик станет мелькать в детских воспоминаниях Эда и всё в таком духе. Плюс масса решений, влияющих на оттенки настроения в общении между героями — как отвечать на циничные подколы Эда, протянуть ли руку своему врачу, помочь ли встать Миллеру, когда он упадёт, и так далее.
Есть и более важные развилки, влияющие, например, на личную жизнь психотерапевта. Или в одной из драматичных ситуаций мы решаем, сказать ли человеку горькую правду, соврать или подсластить пилюлю. В самом начале нужно выбрать, спрыгнуть с моста или нет. На сюжет всё это, повторю, не влияет — учитывая силу и напряжение центральной истории, это, пожалуй, правильное решение. К тому же обилие деталей, требующих нашей реакции и отклика, создаёт правильную иллюзию выбора, которая не даёт расслабиться и просто «смотреть кино».
На те же грабли
В общем, как и в Blacksad: Under the Skin, в Vertigo испанцы рассказывают увлекательную детективную историю, где отлично проработаны персонажи, диалоги и саспенс. И точно так же, как и там, проблема по большому счёту только в техническом исполнении — с оптимизацией в Vertigo не всё ладно. Загрузки и подзагрузки идут постоянно, иногда случаются графические артефакты, или всё может просто зависнуть.
Кроме того, порой пугает лицевая анимация. Понятно, что у Vertigo нет бюджета The Last of Us Part II, но от этого не легче: в интерактивном фильме, где очень важны как раз модели и крупные планы, иногда невозможно смотреть на лица некоторых персонажей без смеха или ужаса. Есть, конечно, и более удачные модели, и вообще в итоге ко всем привыкаешь, но поначалу это бросается в глаза и отвлекает.
Во всём остальном Alfred Hitchcock — Vertigo — это практически идеальный, пусть и более прямолинейный хичкоковский триллер, увлекательный, атмосферный и полный внутреннего напряжения, которое не выплёскивается за секунду, а размеренно копится, растекается и обволакивает зрителя. Здесь та же стилистика, атмосфера и куча отсылок, поднимаются те же вопросы и очень правильно зациклена тема с головокружением и падением. Но одновременно это и самостоятельное произведение, в котором нашлось место даже для толики фирменного юмора от Pendulo Studios: просто доиграйте до конца, и поймёте, за что я так люблю кошек…
Плюсы: увлекательнейший сюжет; отлично проработанные персонажи и диалоги; атмосфера и стилистика хичкоковского триллера; очаровательный котик; хорошая озвучка; музыка в духе оригинального «Головокружения».
Минусы: игра технически достаточно сырая, есть проблемы с оптимизацией; лицевая анимация и модели могут отпугивать.