Baldur's Gate 3
Всё, чего вы не знаете о Baldur’s Gate III
Каждая новость о разработке Baldur’s Gate III сопровождается скептицизмом со стороны игроков: если студия продолжает без конца полировать первый акт, добавлять и удалять кат-сцены, менять освещение, представлять новые классы и параллельно с этим успевает устраивать срежиссированные Panel from Hell, значит, в ближайшие пару лет игра точно не выйдет. И тут в конце июля на сайте Larian Studios появилось объявление с предложением поучаствовать в плей-тесте второго и третьего актов. Это означает, что Baldur’s Gate III не так далека от обретения даты релиза, как многим казалось.
Пока опытные игроки в Dungeons & Dragons шипят друг на друга и на студию за несоблюдение канонов и механик пятой редакции, строят теории и «датамайнят» многострадальный первый акт, я решила приобщиться к сеттингу Forgotten Realms и постепенно переквалифицироваться из штатного лороведа по Dragon Age в мультиклассового знатока фэнтези-вселенных.
И пока я читаю книги правил, зависаю на форумах и всячески набираюсь опыта, чтобы в будущем стать достойным проводником в мир «Забытых королевств», вы можете ознакомиться со всей известной информацией о Baldur’s Gate III и узнать, что произошло с проектом за два года в раннем доступе и почему он так долго в нём находится, как развивались идеи из классических «Врат Балдура» и как сюжет дилогии от BioWare повлияет на будущую игру серии.
В далёком, забытом королевстве…
Forgotten Realms — один из самых популярных сеттингов для настольно-ролевой игры D&D, правами на который сейчас владеет Wizards of the Coast. Larian Studios соблюдает общий для вселенной канон и логически продолжает историю, рассказанную BioWare в Baldur’s Gate I и II. Это не делает «тройку» прямым продолжением классических «Врат Балдура» — со времён противостояния Саревоку и прочим детям Баала прошло много лет, поэтому играть в предыдущие части серии необязательно. Достаточно знать канву мира и глобальные события, которые повлияли на существование фаэрунского пантеона и жизни местных обитателей.
Больша́я роль в истории была отведена трём смертным, которые отправились путешествовать по миру в поисках власти. Баал, Миркул и Бэйн, более известные как «Мёртвая троица», однажды забрели во владения бога смерти Джергала, и тот от скуки даровал им свои силы, радуясь, что наконец-то может уйти на покой.
Бэйн победно вскричал: «Как победитель, я выбираю вечно править как тиран тиранов. Буду я способен вселять ненависть и распри по собственному желанию, все в моём царстве должны будут преклоняться предо мной».Миркул, который занял второе место, заявил: «Тогда я выбираю мёртвых, и так я воистину победитель. Так всё чем ты владеешь, Бэйн, со временем станет моим. Всё тленно — даже боги».Баал, который же занял третье место, провозгласил: «А я выберу смерть, и так всё чем правишь ты, лорд Бэйн, будет отходить к Лорду Миркулу от моей руки. Оба вы должны будете отдавать мне дань уважения и подчиняться моим желаниям, так как я могу разрушить твоё царство, Бэйн, убив всех твоих подданных, и я же могу заморить твоё царство, Миркул, не поднимая руки».Из «Путеводителя приключенца по Побережью Мечей»
Сил Писаря мёртвых богам оказалось мало, что привело к эпохе, известной как Смутное время, — чтобы приумножить свою власть, Миркул и Баал украли у Ао, верховного божества, Скрижали Судьбы. Злоумышленникам удалось уйти, виновники отказались признаваться, поэтому Ао в наказание за жадность и непослушание низверг практически всех богов в мир смертных, заставив их скитаться в уязвимых и слабых телах до тех пор, пока артефакты не вернут.
В Скрижалях Судьбы Ао регламентировал обязанности, которые должны были исполнять младшие боги, и изгнание стало бы для них мудрым уроком: оказавшись в мире смертных, божества должны были вернуться к истокам и вспомнить о тех, кто им поклонялся, а также признать свою ошибку и вернуть артефакты.
Больше не будете вы игнорировать цель, ради которой вам была дана жизнь! Вы узнаете свои грехи и запомните их на всю жизнь. Вы согрешили против вашего повелителя и будете наказаны.Ао
Всё пошло не совсем так, как задумывал Ао, — боги хоть и были смертными, но всё равно оказались сильнее людей, а потому принялись воевать и истреблять друг друга. Те, кто играл в оригинальную дилогию, знают, чем всё кончилось: Бэйн был убит, как и его союзники, Миркул и Баал. Последний успел оставить лазейку и завёл потомство от смертных женщин. Одним из детей и был главный герой Baldur’s Gate I и II. В каждом из них дремала частичка бога убийств, а воссоединив их, Баал рассчитывал возродиться. Ритуал соответствовал кровожадности существа — высвободить сущность бога было возможно только в том случае, если дети перебьют друг друга в гонке за властью. Несмотря на то что опекун надёжно прятал главного героя, судьба всё равно настигла его, заставив встретиться с остальными отпрысками Баала.
После того как зачинщики войн были убиты, а Скрижали возвращены, Ао снова вознёс выживших богов на небо, возвысил нескольких смертных до уровня божеств и навсегда изменил основы веры. Теперь сила богов напрямую зависит количества последователей и их веры, показывая нерушимую связь смертных и бессмертных. Отныне бог, в которого не верят и которому не поклоняются, будет ослабевать до тех пор, пока не исчезнет вовсе, — согласно догадкам игроков, именно это правило и побудило божеств взять реванш в Baldur’s Gate III. Подробнее об этом я расскажу в последнем разделе, но уже со спойлерами.
Великое противостояние закончилось, но приключения протагониста Baldur’s Gate (в книгах и модулях D&D у него есть каноничное имя — Абдель Адриан) ещё были далеки от завершения. Частичка жестокого бога, дремавшая внутри, не давала герою покоя, и вскоре ему пришлось столкнуться в смертельной схватке с последним отпрыском Баала, Викангом. Высвобожденной энергии было достаточно для того, чтобы бог убийц возродился.
Когда Виканг либо Адриан умирает, оставшийся в живых непроизвольно перевоплощается в массивную, пропитанную кровью, напоминающую мертвеца форму Убийцы отродий Баала.Приключение «Убийство во Вратах Балдура»
С тех пор прошло много лет, и над Фаэруном снова замаячила угроза, стоило в небе над Вратами Балдура появиться ужасающей красоты кораблю новых недоброжелателей. Главные герои Baldur’s Gate III по несчастному стечению обстоятельств оказываются захвачены иллитидами, кальмароподобными существами с туманным прошлым и такими же таинственными планами.
Природа их происхождения до сих пор неизвестна. Кто-то считает, что иллитиды — это мутировавшие люди, другие думают, что они пришельцы из будущего или даже существа из иного измерения. Давным-давно их империя простиралась на многие миры, а сами свежеватели разума владели рабами, которые впоследствии и стали причиной падения огромного государства.
Пытаясь выжить, иллитиды отступили и долгое время отсиживались в пещерах Подземья. Неизвестно, какие планы строили там свежеватели разума и каких союзников нашли, но с их триумфального возвращения и начинаются события Baldur’s Gate III. Прорываясь на наутилоиде через материальные планы, иллитиды похитили множество различных существ, в числе которых были главный герой и его будущие сопартийцы.
Действуя по старой схеме, иллитиды подвергли своих пленников процедуре цереморфоза. Свежеватели разума однополые, поэтому размножаются, подсаживая личинку в голову жертвы. Та постепенно захватывает мозг, а спустя неделю рождается новый иллитид.
Зрелище не из приятных, времени в обрез, а перспектива стать частью коллективного разума не радует, поэтому протагонист объединяется с собратьями по несчастью, чтобы в кратчайшие сроки избавиться от «пассажира» в голове. В пути герои замечают странное: цереморфоз замедлился, личинка подарила удивительные способности к чтению мыслей, а сами иллитиды объединились с живущими под землёй дроу и странным культом Абсолюта, который поклоняется загадочному голосу.
С такой эпичной завязкой Baldur’s Gate III и вышла в ранний доступ почти два года назад. Ещё тогда я настоятельно рекомендовала воздержаться от знакомства с сырой ранней версией, чтобы не портить первое впечатление: плохая оптимизация, сломанные задания, баги на каждом углу и неудобный интерфейс грозили утопить игру с огромным потенциалом. С тех пор много изменилось — и в моём отношении к игре, и в самой «тройке». Окопавшись в первом акте, я неустанно следила за выходом патчей, изучала каждый уголок и кат-сцены, проходила игру разными расами и классами, поэтому теперь могу рассказать обо всех изменениях подробно.
Тысяча и одно исправление
Студии Larian не впервой использовать игроков в качестве бета-тестировщиков: в прошлом такой подход помог разработчикам с Divinity: Original Sin II, и было бы глупо отказываться от прекрасной возможности заработать на раннем доступе, а заодно пропиарить игру. Заинтересовать Larian Studios умеет — все эти два года BGIII бесконечно патчилась и менялась на радость фанатам. С большим бюджетом выросли и ставки: разработчики не только улучшали механики и правили баланс, как это было с Divinity, но и дополняли сам первый акт огромным количеством контента, причём на трансляциях анонсировали изменения с такой помпой, что преданная фан-база была готова нырять в первый акт после каждого обновления.
Вот и я не устояла, несмотря на то что концептуально сюжет не меняется, а с каждым обновлением старые сохранения становятся недоступны. Начало нового прохождения после очередного патча всегда дарит новые эмоции: с одним крупным обновлением в игру добавляют свежие классы и расы, с другим — целые локации с цепочками квестов, лутом и врагами, к которым хочется подобрать тактику. Так, поначалу скучный первый акт с предместьем Врат Балдура оброс огромной деревней миконидов в Подземье и крепостью Гримфордж, где можно застрять ещё часов на 10 вдобавок к тому времени, которое игроки проводят на поверхности.
Вместе с крупными патчами в игру прибывают и маленькие исправления — благодаря неустанной работе девелоперов и усердию игроков из первого акта вынули большинство раздражающих багов, которые мешали прохождению два года назад, о чём я писала в превью. Нахваливать студию за старания можно бесконечно, но не стоит забывать о тех багах, которые были добавлены: они не критичные, но всё ещё влияют на восприятие игры.
На одной из трансляций исполнительный продюсер студии Дэвид Волгрейв (David Walgrave) описал разработку Baldur’s Gate III на примере трёх коробок. В первой, белой, была та версия игры, которую разработчики отдали на суд фанатам в 2020 году. В оранжевой коробке проект находится сейчас — там лежат идеи и механики, которые понравились игрокам и самой команде. К тому моменту, когда BGIII выйдет, игра окажется в золотой коробке, где все удачные элементы будут доведены до совершенства. Остаётся надеяться, что амбициозный проект не повторит судьбу Cyberpunk 2077, а разработчикам хватит денег, времени и терпения на то, чтобы не захлебнуться от количества отличных идей.
До идеала ещё далеко: по словам Larian, разработчики до сих пор корпят над режимом битвы, пытаясь сделать его захватывающим, правят баланс, интерфейс и доводят до ума некоторые механики. К примеру, с последним патчем у врагов появилась система роя — теперь слабые противники действуют вместе, чтобы не задерживать очередь.
Ещё год назад босс студии Свен Винке (Swen Vincke) в интервью признавался, что боится выгорания игроков — некоторые провели в предместье Врат Балдура по 300–400 часов, что может повлиять на впечатления во время релиза. К счастью, устать от Baldur’s Gate сложно, особенно когда игра меняется прямо на глазах и становится удобнее и интереснее с каждым патчем.
Благодаря инструментам анализа разработчики быстро понимают, когда нужно вмешаться: усложнить слишком лёгкого босса или ослабить непроходимого, понять, где игроки умирают чаще всего и какие варианты ответа пропускают, чтобы в будущем сделать выбор интереснее. Пожелания фанатов тоже идут на пользу: благодаря фидбэку спутники стали менее требовательными, появились шулерские кубики, большое количество уникальных наград и различные классовые способности. Воины теперь могут не просто бить, как сетовал однажды Максим Милязев в своём превью, а резать ноги, пускать кровь, выбивать оружие и валить врагов наземь.
От фанатов и для фанатов
Винке неоднократно упоминал, что релизная версия будет сильно отличаться от ранней, которая представляет собой большую песочницу с кучей возможностей. Игра уже сейчас меняется от патча к патчу, поэтому можно не бояться испортить себе первое прохождение — вряд ли ваши старые методы и стратегии будут работать. К примеру, я сейчас активно использую довольно читерную способность «Засада», которая считается не основным действием, а бонусным. Персонаж может за один ход нанести урон врагу, а затем исчезнуть в тенях, оставив противника в недоумении. Если тот потерял вас во время своего хода, он не станет искать, а будет разочарованно мычать себе под нос. Тут или «Засаду» нужно делать основным действием, или поправлять искусственный интеллект, чтобы враг проверял последнее место, где видел героя.
Таких несбалансированных механик в песочнице раннего доступа много. К примеру, разработчики до сих пор не решили, как лучше реализовать длительный отдых. Сначала он был бесплатный, к тому же вокруг была еда, которую можно было употреблять прямо во время боя и не переживать об отдыхе. А когда кушанья превратились в расходник для ночных привалов, стало неразумно тратить их на простой перекус. И всё равно после выполнения всех заданий у меня в лагере остаётся так много продуктов, что наедаться от пуза можно после каждой схватки.
Игроки уже предлагали Larian решения — ограничить количество еды, добавить статусы усталости и истощения от отсутствия ужина, небезопасные для отдыха места, засады во время ночёвки. А Винке, в свою очередь, считает, что игре необходима механика инфляции, чтобы по мере прохождения сюжета продукты дорожали. Компромисс рано или поздно будет найден, ведь многие проблемы с механиками уже решались благодаря связи разработчиков с сообществом.
Механиками и новыми локациями изменения не ограничиваются: за два года в раннем доступе были добавлены несколько недостающих классов и рас. Игроки надеются, что в релизной версии появятся все существующие в пятой редакции классы, а также расы полуорков и драконорождённых.
Ещё в игре стоит ожидать партийного прибавления. В раннем доступе для найма доступны только злые и нейтральные компаньоны, что вызвало у игроков недоумение: как выстраивать отношения с такими надменными и язвительными личностями, если они то куснуть вздумают посреди ночи, то нож к горлу приставить? Винке заверил сообщество, что в дальнейшем к команде присоединятся более положительные и миролюбивые спутники.
Первым на роль спутника претендует друид Хальсин, который изъявил желание присоединиться к героям в их путешествии в Лунные Башни, но обещаниями всё и ограничилось. Larian может припасти Хальсина как полноценного сопартийца до выхода игры, а может и оставить в лагере на правах советника и помощника, как это уже произошло со скелетом в капюшоне и Воло.
Для баланса спутники главного героя должны представлять все доступные классы и мировоззрения, поэтому вакантных мест в партии ещё много. Карлах внешне походит на варвара, на роль барда активно пророчат ещё не появившуюся в первом акте полурослика Хелию, а партийным следопытом станет секретный спутник, которого разработчики наверняка придержат до релиза. В числе возможных компаньонов также значится героиня уже упомянутого приключения «Нисхождение в Авернус».
Вся информация о расах, классах и спутниках была получена сообществом из файлов игры — кто знает, от чего Larian придётся отказаться за недостатком времени? Но что из игры вырезать нельзя, так это завязку, которая не так проста и понятна, как кажется на первый взгляд. Последний раздел содержит спойлеры, и, хотя я буду избегать информации из датамайна и полагаться только на первый акт, это может испортить ваш личный опыт в Baldur’s Gate III. Читайте ответственно!
Мёртвое трио, иллитиды и Ллос
Зная завязку с медленным превращением в иллитида, логично будет предположить, что свежеватели разума и станут главными антагонистами истории. Казалось бы, что сложного — за неделю до окончания цереморфоза нужно разобраться с личинкой и покончить с теми, кто ответственен за похищение.
Но маленькие подсказки, спрятанные в локациях, книгах, диалогах и даже на загрузочных экранах намекают, что герои противостоят отнюдь не иллитидам, а сопартийцы не так просты и однобоки, как казалось изначально. Почему один из свежевателей на наутилоиде умер ещё до нападения демонов и гитьянки? Что на корабле делают сектанты Абсолюта? Как Шэдоухарт попал в руки её загадочный артефакт и была ли она вообще похищена иллитидами? За каким оружием Абсолюта охотятся гитьянки и гоблины? Что могло произойти с пленниками, достигни корабль места назначения?
Заранее стоит обозначить, что у цереморфоза, с помощью которого появляются новые иллитиды, есть несколько особенностей. Носитель должен иметь подходящую гуманоидную расу, рост и вес, чтобы паразит прижился, — полурослики и гномы в силу своего происхождения для процедуры не подойдут, как и гиганты (хотя есть случаи создания странных существ). Но иллитида, который подсаживает личинку главному герою в прологе, совершенно не волнует то, что захваченный им протагонист может оказаться неподходящим вместилищем. Возможно, потому, что пленники с наутилоида не должны были проходить процедуру церемофроза, а паразит в их головах не совсем обычный?
Чтобы понять, почему иллитиды решились на вылазку и опрометчиво пожертвовали наутилоидом, стоит вспомнить, как закончилась эпоха их царствования: рабы-гиты восстали против свежевателей и начали истреблять бывших хозяев, поэтому иллитидам пришлось отсиживаться в Подземье и искать союзников. Они их нашли — в предместье Врат Балдура, где потерпел крушение наутилоид, промышляют члены секты Абсолюта, в чьих головах тоже сидят личинки.
Заметив фаворитизм в отношении дроу, фанаты предположили, что таинственный союзник иллитидов — это Ллос, верховная богиня тёмных эльфов. Неудивительно: кого бы ещё свежеватели нашли в Подземье? Но нескромная визуальная подсказка намекает, что у иллитидов есть и другие союзники.
У многих последователей Абсолюта имеется примечательный кулон, на котором изображены рука, череп и треугольник. Если сопоставить его с символами Миркула, Бэйна и Баала, можно найти поразительное сходство. По лору после Смутного времени и Второго раскола Баал и Миркул воскресли в виде полубогов, в то время как Бэйн даже приумножил свои силы. Почему бы им не объединиться с иллитидами, чтобы создать армию безмозглых почитателей? В связи с текущими правилами веры, согласно которым сила богов зависит от количества последователей и веры, это было бы особенно актуально.
Фанаты считают, что заражённые личинкой существа, по плану Абсолюта, делятся на три категории. Обычные, скучные особи проходят процедуру цереморфоза и становятся иллитидами, чтобы восполнить утраченное во время войны с гитьянки население, рабы будут продолжать служить культу, подчиняясь личинке в голове, а перспективные личности вроде героя и его спутников должны пройти дополнительную процедуру становления Верными в Лунных Башнях, куда и направлялся сбитый наутилоид. Эту теорию подтверждает неожиданно мягкая посадка при крушении корабля, в то время как другие выжившие, не такие ценные, разбились насмерть.
Ранее игроки выражали желание стать иллитидами и продолжить сюжет в новом облике, но более вероятный исход соседства с магически изменённой личинкой — это становление Избранным Абсолюта. Верных секте главнокомандующих герои уже повстречали в первом акте, пусть и в видении.
Голос в голове заявляет, что главнокомандующие — Избранные Абсолюта, а герой должен помочь им с поисками загадочного оружия. Этот же приказ получили гоблины и другие заражённые личинкой существа: все они ищут некий артефакт, который находился на наутилоиде и был украден. Подчиниться голосу мешает многогранник, (похожий на этот), который Шэдоухарт всегда носит с собой, — чем не ультимативное оружие против Абсолюта, способное блокировать попытки ментального контроля?
В ходе странствий Шэдоухарт расскажет об этом подробнее: она, как жрица Шар, вместе с другими последователями отправилась на тайную миссию, чтобы выкрасть артефакт и доставить союзникам во Врата Балдура. Сама жрица утверждает, что добровольно согласилась стереть себе память, а так как из всей группы она единственная выжила, герою пока придётся верить Шэдоухарт на слово.
Уже в первом акте Larian многое рассказала о сюжете Baldur’s Gate III: о культе Абсолюта, его иерархии, целях и возможных лидерах. Но вряд ли это полная картина. Кто скрывается за таинственным голосом из иллитидских снов? Что (или кто) заперто в магическом артефакте Шэдоухарт? Какая власть ожидает героев в Лунных Башнях и что произойдёт с теми, кто откажется от избранности? Как именно Абсолют собирается захватить Фаэрун? Всё это мы узнаем уже с выходом игры.
За два года в раннем доступе с Baldur’s Gate III произошло много всего, но ещё больше впереди: некоторые игроки скоро начнут тестировать оставшиеся акты игры в офисах Larian, а менее везучим стоит ожидать следующий патч с контентом и исправлениями в конце осени. И хотя дата релиза по-прежнему неизвестна, фанаты Forgotten Realms в песочнице раннего доступа ничуть не скучают: сообщество без устали изучает файлы игры, экспериментирует с прохождениями, разбирает лор и строит теории. Присоединяйтесь к обсуждению в комментариях!