Biomutant
Обзор
Порой разработчики видеоигр берут количеством, а не качеством. Заваливают игрока контентом или придумывают слишком много механик, половина которых работает кое-как. Обычно это справедливо для крупных издателей, но и маленькие коллективы временами увлекаются. Их можно понять — с ростом цен на игры пользователи хотят получить от очередной покупки максимум. Но нужно вовремя остановиться, и авторы Biomutant будто никак не могли это сделать. Команда из двух десятков людей решила создать очень амбициозную игру и добавила в неё всё, что только можно.
Зверёк моей мечты
За первый час Biomutant высыпает на игрока гору всего. Сначала — многоэтапный редактор персонажа. Выбираем одну из шести пород, которые непохожи друг на друга и незначительно различаются характеристиками. Потом эти самые характеристики корректируем в зависимости от предпочтений. Определяем, сопротивляемость каким стихиям будет у героя, ещё не понимая, для чего это и что лучше выбрать. Решаем, какого цвета будет наш мех. Следом указываем желаемый класс, коих пять. Они вроде как разные, но на деле вы вряд ли заметите, что у вас на 10 единиц больше брони или что винтовки наносят на 20 % больше урона.
Редактор отличный для такого рода игры — действительно можно создать пушистика своей мечты. Но вскоре понимаешь, что зря возился с внешностью персонажа, поскольку броня всё закрывает. Здесь не просто головные уборы надеваешь, но и маски, то есть морду своей зверушки перестаёшь видеть примерно сразу. А все остальные параметры вроде как не имеют особого значения — спустя несколько часов я уже и не помнил, какой класс выбрал. Кстати, у каждой внешности есть уникальный код, так что вы сможете скопировать понравившегося чужого зверька.
Во всём виноваты люди
Потом мы попадаем в большой мир. Вселенная Biomutant и всё в ней происходящее — укол в сторону человечества, не заботящегося о природе. На эту тему разработчики игр высказывались уже не раз — ещё в 90-х этому была посвящена первая Sonic the Hedgehog. Но здесь главный герой не сражается с усатым человеком и не разбивает телевизоры — в Biomutant люди давно покинули регион, а зверушки продолжают существовать, разделившись на племена.
У фракций разные цели, связанные с Древом Жизни, благодаря которому мир продолжает хоть как-то существовать. Одни хотят его спасти, другие — разрушить. Иными словами, одни выступают за добро, а другие встали на сторону зла. Соответственно, у них разное отношение к мироедам — это крупные существа, которые в процессе генетической эволюции стали невероятно сильными и живут в разных углах карты.
Тема экологии отходит на второй или даже на третий план. Время от времени мы натыкаемся на постеры и узнаём подробности о прошлом этого мира. Существовала корпорация «Токсанол», которая занималась добычей полезных ископаемых и сбрасывала отходы в водоёмы в надежде, что те начнут разлагаться. В итоге их действия привели к росту глобального потепления, вырубке леса и нарушению экосистемы из-за радиации. Та была настолько сильной, что проникала в окна зданий «Токсанола», а потому люди решили построить ковчеги и дать дёру. Этот период звери назвали Концом времён.
Человечество многое оставило после себя — в полуразрушенных домах находишь знакомую нам мебель и технику. Звери эти вещи называют по-своему: телевизоры для них — глазоящики, гитары — тренькалки, микроволновки — жарь-грелки, а поезда — чу-чухи. Поначалу это забавно, но быстро возникает ощущение повторяющейся шутки. Скорее всего, это связано с огромной картой, из-за которой все эти вещи превращаются в банальные коллекционные предметы. Находишь один — на карте появляется ещё десяток значков. Поэтому даже неинтересно, хотели ли разработчики рассказать истории с помощью окружения, — просто подбегаешь к парочке зданий, исследуешь все этажи и идёшь дальше.
Это уже перебор
Чем дольше я проходил Biomutant, тем сильнее недоумевал: зачем авторы решили сделать карту настолько гигантской? В 2017 году они говорили о регионе площадью 16 км², но в итоге размер увеличился до 64 км². Открытый мир здесь не сильно нужен — пока бежишь от одной точки к другой, ничего толком не происходит. Ну наткнёшься на пару противников, ну увидишь тотем, который оставит ресурсы после разрушения, но на этом всё. Да и многие «точки интереса» скучны — нашёл пару сундуков, и локация считается зачищенной.
Все коллекционные предметы из старого мира попытались сопроводить головоломками, но независимо от объекта они абсолютно одинаковые: нужно поворачивать провода, рычажки или кнопки так, чтобы совпадали жёлтый и белый цвета. Это, мягко говоря, утомляет — если авторы хотели повторить успех The Witness, то им не удалось. Поэтому выполнение побочных заданий, связанных с «собирашками», превращается в рутину, и получать подарки за завершение уже не сильно хочется.
Единственное, что оправдывает масштабы территории, — это структура сюжета. В начале игры мы выбираем одну из двух фракций и захватываем разбросанные по карте чужие заставы. Ни о каких масштабных сражениях речь не идёт — просто дерётесь на арене с парой охранников, и застава ваша. А иногда туда даже заходить не нужно.
Я выбрал сторону добряков и старался делать только благие дела — к примеру, не убивал и не брал в плен лидеров, а пытался договориться и пригласить их в свою фракцию. В какой-то момент (после нескольких удачных переговоров) Biomutant предложила мне пропустить кусок игры — дескать, остальные лидеры племён наслышаны обо мне и готовы капитулировать. То есть сами разработчики понимали, что бегать от одной заставы к другой по всей карте не очень весело.
После катастрофы веселее не стало
В перерывах (и после капитуляции лидеров) полно и других сюжетных заданий: то мы знакомимся с новыми героями, то переносимся в детство протагониста, то получаем новые возможности. А последних тут много: разные транспортные средства, уникальные виды оружия, специальные костюмы, без которых не выжить в зонах повышенной радиации или невыносимой жары. Но многое из этого не вызывает почти никакого интереса из-за однообразия, бессмысленной беготни от точки до точки и других недостатков.
К примеру, звери разговаривают на своём языке. Сначала существо долго произносит фразу, и лишь спустя несколько секунд вы получаете «перевод» от рассказчика. Диалоги и так затягиваются из-за этого, к тому же они в целом переполнены ненужной информацией — простое задание, в котором нужно отойти на километр и что-то забрать, сопровождается десятком бестолковых реплик. Будь здесь достойная история с интересными героями, впечатления оказались бы другими.
То же относится и к эпизодам из детства протагониста, где его обучают боевым искусствам, и к другим воспоминаниям — они затянутые и пустые, а дурацкая затея с рассказчиком делает их ещё хуже. Мало того, рассказчик постоянно всё комментирует: переход в новую область, проникновение в заброшенный дом, восход солнца, наступление ночи и так далее. К счастью, количество его (повторяющихся) реплик можно значительно уменьшить в настройках, но вот диалоги это не ускоряет. Редко бывает так, что я засыпаю во время прохождения игр, но здесь клонило в сон, даже когда я садился за консоль бодрым.
Ещё сюда добавили систему кармы — после каждого мало-мальского решения появляются своеобразные ангел и демон. С самого первого их диалога испытываешь неловкость от их голосов, которыми лучше озвучивать мультфильмы для самых маленьких. Да и говорят они об одном и том же — вселенную игры они никак не раскрывают, а про свет и тьму много чего не скажешь. Быть добрым или злым очень легко: просто выбираешь соответствующие реплики, соглашаешься помогать или отказываешься — всё как везде.
Пушистый боец
Боевая система тоже оставляет смешанные чувства. Вроде бы всё есть: и разные виды оружия для ближнего боя, и пистолеты с автоматами, и парирование, и уклонение. Но всё какое-то косое и сырое, будто играешь в плохую инди-игру (примеров у меня полно — сразу вспоминается Ary and the Secret of Seasons). Тут ещё и слоу-мо включается при любой возможности — и когда вы уворачиваетесь, и когда начинаете стрелять после переката. Но Максом Пейном себя в такие моменты не чувствуешь — эффект выглядит дёшево.
Не буду говорить, что анимации здесь посредственные, а удары не ощущаются, — это можно понять по многочисленным геймплейным роликам. Куда больше огорчает отсутствие нормального баланса. Количество патронов в огнестрельном оружии неограниченное, поэтому даже сильные цели не представляют угрозы и лезть к ним вплотную не нужно. В большинстве случаев противники ничего не могут вам противопоставить: тщетно бегут в вашу сторону и кидают предметы, от которых легко увернуться. А когда собираешь качественный огнестрел, у которого и обоймы большие, и перезарядка быстрая, в ближний бой вообще перестаёшь вступать.
Потому польза от мутаций и прочих улучшений не ощущается. И дело не только в том, что тут три вида очков, которые распределяются в разных разделах, получаются разными методами и из-за этого нет никакого желания копаться в меню. Просто мутации не так уж полезны — да, ради красоты можно залить землю кислотой или подбросить оппонентов ударом из-под земли, но существенно это бой не ускорит. Хотя полезные апгрейды здесь всё же есть — в основном это пассивные навыки.
А вот создание предметов реализовано интересно — вы можете модифицировать вещи в инвентаре, меняя не только их характеристики, но и внешний вид. Вариантов великое множество, однако немного утомительно проматывать большие списки в поисках лучшей детали, если тщательно исследуешь локации и собираешь весь хлам. Но реализация в любом случае отличная, хотя часто заходить в меню не приходится. Оружие, к примеру, мне было интересно собирать из разных деталей, а вот ради брони делать это не было необходимости.
Очевидно, в Biomutant вложено много сил, но направлены они были не в то русло. Впечатляет, что такую масштабную игру сделал коллектив из 18 разработчиков, однако на её качестве это сказалось не лучшим образом. Да и то, что в прошлом эти люди занимались серией Just Cause, быстро становится заметно — такой же пустой открытый мир, такой же непримечательный сюжет и такие же надоедающие механики. Если бы это было линейное приключение, наверняка получилось бы куда лучше. А так это игра, которая пытается предложить гораздо больше, чем ей позволяет бюджет.
Плюсы: очаровательные персонажи; интересная система создания предметов, награждающая за исследование локаций; богатая возможностями боевая система; здорово озвученный рассказчик, которому пришлось зачитать тысячи реплик.
Минусы: открытый мир большой, но в нём нет ничего интересного; не самая увлекательная история, которая становится хуже из-за долгих диалогов и перевода от рассказчика; боевая система сыровата и плохо сбалансирована; многие механики не доведены до ума; с системой прокачки перемудрили.