Chaos on Deponia
Обзор
Раньше или позже студии квестоделов, как правило, приходят к выводу о преимуществах отправки адвенчур на рынок по частям. Оно и понятно: разбив историю на эпизоды, авторы могут выставить «розничный», более высокий ценник, параллельно подогрев интерес публики к продолжению.
И потом, чем длиннее оказывается квест, тем меньше надежды на то, что среднестатистические квестолюбы пройдут его до конца. Особенно когда речь идет об игрушках от Daedalic Entertainment, способных порой вынести весь мозг нестандартными задачками на грани безумия и фантастики.
Вышедшая несколько месяцев назад Deponia оказалась чудесным образчиком адвенчуры, в которой безумие и фантастика беззастенчиво правят бал. В том, что продолжение будет, не сомневался никто, хотя вряд ли многие подозревали, что вторая часть — Chaos on Deponia — осчастливит нас своим появлением так скоро.
Циркулярный лета(те)льный аппарат
Старого знакомого — безбашенного и самодовольного изобретателя Руфуса — мы обнаруживаем почти на пути к Элизиуму. «Почти» потому, что плывущую «в верхний мир» воздушную капсулу с неземной красавицей Гоал на борту Руфус совершенно случайно прошил гигантским диском от циркулярной пилы. Попытка объясниться с девушкой мечты заканчивается плачевно, так что главный герой и главная же героиня падают вниз — в водоем, расположенный на поверхности Депонии.
А значит, Руфусу снова не удается вырваться из родного захламленного мира, в то время как Гоал в очередной раз ударяется головой и вполне в духе царящей повсюду шизофренической атмосферы разделяется на несколько автономных личностей.
Теперь паренек должен не только восстановить память и мыслительные способности своей несостоявшейся подружки, но также и спасти Депонию. Ведь вопрос об обитаемости «мусорной» планеты по-прежнему остается открытым для органонцев. Закрыть его тотальным взрывом всего к чертям — прекрасное решение с точки зрения ведущих представителей местных силовых структур.
Вы ничего не поняли? Слова «Элизиум», «органонцы» и «Депония» не вызывают у вас никаких живых ассоциаций? Значит, вы не играли в первую часть серии. Печально. Потому что разработчики явно не намерены устраивать длительные вводные для игроков, чье приобщение к миру начинается со второго эпизода. Об этом прямым текстом говорится в чудесном издевательском «туториале», в котором полно иронически переосмысленных отсылок к событиям, случившимся ранее.
Смена декораций
Разработчики не стали идти по накатанной другими квестоделами дороге и поселять героев в старых локациях со знакомой до оскомины бутафорией. Несмотря на то что действие снова происходит на Депонии, на этот раз перед нами предстает совсем другая ее часть — так называемый Плавучий Черный Рынок. Это место выглядит в целом более фешенебельно, чем городок Кувак, из которого Руфус пытался вырваться в первой части. Мусора кругом поменьше, а в верхней части поселения даже есть самый настоящий ресторан. Пусть там и подают исключительно блюда из утконосятины.
К утконосам в этой части Депонии вообще относятся с большим пиететом. Здесь есть закрытый клуб, посвященный любви к несуразным животным, проводятся и бои в костюмах утконосов — лучший местный способ разрешения конфликтов.
Еще тут обретаются очень пассивные революционеры, банда под названием «Неорганизованная преступность», дамочка-маньяк из магазина оружия и… гондольер. В баре проводятся турнирные сражения в «камень-ножницы-бумагу», в лавке необычных гаджетов хозяйничает шароподобный и, пожалуй, чересчур эмоциональный робот на ножках, а на самой вершине всего этого бедлама расположился благообразный и представительный Сигал, с которым Руфус уже некогда встречался при весьма драматических обстоятельствах.
Так что перед нами вроде бы старая добрая Депония, которую мы уже успели полюбить — и в то же время совершенно новый набор восхитительных локаций, где все живет, цветет, пахнет, размножается и обрастает помойными крабами-меломанами.
Берегите шаблоны
Chaos on Deponia — это новая ступень сбалансированности, простите за каламбур, сил Хаоса и сил Порядка. В смысле атмосфера всеобщего абсурда не пострадала совершенно, но теперь от нее несколько меньше страдают наши мозги. Не потому, что игра стала «казуальнее», — отнюдь. Просто авторы из Daedalic Entertainment на этот раз очень внимательно продумали загадки. Решения редко бывают стандартными. Да что уж там — они почти никогда не бывают стандартными. Но определенная логика в действиях героя тем не менее прослеживается.
А где не помогает логика, там помогут диалоги, к которым, как и всегда у Daedalic, нужно самым тщательнейшим образом прислушиваться и присматриваться. Даже в пустой, на первый взгляд, похвальбе Руфуса можно порой усмотреть рациональное зерно, способное привести к отгадке.
Если главный герой вдруг начинает в разговоре корчить из себя величайшего в мире скрытного ниндзя, будучи застуканным при попытке проникнуть на базу неорганизованных преступников, значит, Золотой Дракон Невидимости точно сможет как-то помочь нам обойти бандитскую охрану. С другой стороны, глупо было бы думать, что нам будет достаточно пойти за «драконом» в магазин гаджетов, чтобы спокойно потом пройти в убежище нарушителей закона под покровом незаметности. Комбинация непременно окажется изящной и многоступенчатой: «оказуаливания» и банальности разработчики не допускают ни при каких обстоятельствах.
Наряду с множеством безумных, но «раскалываемых» загадок разработчики нет-нет да и введут в обиход задачку, способную не просто порвать шаблон — мокрого места от шаблона не оставить. В один прекрасный момент Руфус пожалуется на чересчур громкое музыкальное оформление на рынке, из-за которого невозможно сосредоточиться и запомнить секретный стук революционеров. И нам нужно будет сделать кое-что невероятно простое, но вместе с тем настолько непривычное, что, мы уверены, если когда-либо будут выпущены учебники по квестологии, этот пример архинешаблонной задачи войдет в такое пособие в качестве самого классического образца.
Даже мини-игры, которые в адвенчурах обычно оказываются творческой интерпретацией лабиринтов, судоку, шахмат и других давно известных забав, здесь выглядят совершенно иначе. Нигде больше, наверное, мы не увидим такой пародии на файтинги, какую нам показала Daedalic. Когда двое в костюмах утконосов лупят друг друга штуками, похожими на плюшевые весла, — это эпично. Особенно учитывая, что сражение происходит в пошаговом режиме.
Да и «камень-ножницы-бумага» — битва, в которую нельзя ввязаться без «настоящих турнирных пальцев» — шикарная насмешка над большим спортом. Мини-игры, как всегда, можно пропустить.
Воруй, поджигай
Впрочем, известно, что любим мы Daedalic не только и, может быть, не столько за гладкий-шелковистый геймплей, сколько за неиссякаемый юмор и потрясающе живых персонажей. В Chaos on Deponia «стреляет» каждый эпизод и каждый персонаж. Движение революционеров, которое более всего стремится усовершенствовать свои методы в направлении еще более пассивного сопротивления, незадачливый Бозо, влюбленный в маньячку из оружейного, господин из верхнего города, способный выражать свои потребности исключительно при помощи записок, официант-культист в ресторане, который в открытую ходит советоваться со своим ручным Ктулху на тему «хозяин, жертва хочет заказать столик на двоих, что делать?», — важны все. Даже если у персонажа в запасе не более трех реплик, даже когда эти реплики сводятся к многозначительному угуканью, как у преступной «авторитетки» Донны, — можно с уверенностью рассчитывать на то, что этот персонаж тут неспроста и свою порцию стеба непременно выдаст.
Чего стоит одна только сцена с поджогом дома бабушки Уц в самом начале. Руфус на заднем плане под нашим чутким руководством учиняет непоправимые разрушения на местности, а хозяйка помещения, повернувшись спиной ко всем этим безобразиям, выражает опасения насчет своего эксцентричного гостя. При этом сидящий рядом Док, знакомый нам еще по первой части, успокаивает нервную старушку: «Да нет, Руфус изменился, теперь он очень осторожен», что выглядит просто потрясающе на фоне горящего дома госпожи Уц и ее птички, пропущенной через мусороизмельчитель.
На самом деле, Chaos on Deponia настолько хороша в диалогово-репликовом смысле, что ее хочется буквально разобрать на цитаты. Если у игрока возникает желание применять предметы к чему попало только для того, чтобы услышать, что отмочит Руфус на этот раз, — значит, адвенчура действительно удалась. По крайней мере, в том, что касается текста.
Но и картинка ничуть не «похужела». Chaos on Deponia — рисованный квест в лучшем смысле этого словосочетания. Каждая локация живет и дышит. Мелкие детали вроде автоматического «фейсконтролящего» носа на входе в Белвью или помойных крабов, увешанных всякими металлическими штуковинами, сообщают происходящему особый шарм. Так что даже постоянная беготня из одного района в другой и обратно не слишком-то раздражает. Тем более что специально для таких перемещений разработчики снабдили Плавучий Черный Рынок картой, позволяющей быстро отправиться в другую точку.
Chaos on Deponia — пример того, как можно и нужно делать сиквелы. Игра у Daedalic получилась даже лучше оригинальной Deponia — веселее, оригинальнее и в то же время «проходибельнее» для пусть не широких, но хотя бы слегка расширенных масс. Так что, если кто-то вдруг собирался в очередной раз похоронить рисованную двухмерную адвенчуру, пусть услышит наше негодующее «фи» и, прежде чем тыкать в сторону квестов, обзаведется сначала настоящими турнирными пальцами.
Плюсы: оригинальный сюжет; понятные, но необычные задачи; яркие диалоги; живые персонажи; любовно выписанные локации.
Минусы: не обнаружены.