DayZ
Превью
И Operation Flashpoint, и обе ее идейных наследницы, ArmA и ArmA 2, никогда не были играми «для всех». Далеко не самый простой игровой процесс, ориентация на серьезные боевые действия и, чего греха таить, не лучшая оптимизация и совсем не интуитивное управление всегда отпугивали большинство желающих «войнушки». Те же, кто смог пробиться через все препятствия в виде довольно кривого порой движка и постиг особый ArmA-дзен, получали в свое распоряжение, пожалуй, лучший конструктор для игры в «солдатики» и ни с чем не сравнимые сетевые сражения. Что забавы в редакторе, что мультиплеерные бои с долгим планированием и внезапными смертями неизвестно от чьей руки — все это было настолько непохоже на все остальные игры подобной тематики и давало такие богатые возможности, что позволило любителям творений Bohemia Interactive считать себя некой «элитой» игр на военную тематику (замечу, не без оснований). Там, где-то рядом с суровыми вирпилами и не менее суровыми любителями варгеймов, по соседству с поклонниками «парадоксовских» стратегий, восседают эти адепты «хардкора», со снисхождением поглядывая на «казуалов». В перерывах между сражениями они могут себе позволить шуточки по поводу баллистики в Battlefield или сюжета очередной Call of Duty, вяло отмахиваясь от критики по поводу «тормозов», «убогой графики» и прочих прелестей, шлейфом тянущихся за серией еще со времен той самой OFP. Критика эта, справедливости ради замечу, вполне обоснована — проблем у ArmA 2 хватает и поныне. И нельзя с уверенностью сказать, что третью часть, над которой сейчас вовсю трудятся разработчики, ждет иная участь.
Так бы продолжалось и дальше, если бы не малозаметное, на первый взгляд, событие, которое ни много ни мало перевернуло жизнь всего ArmA-сообщества, а многих его соперников в нелепом споре «Что круче — ArmA 2 или BF3?» заставило озаботиться насущными вопросами по установке и настройке еще вчера казавшейся неинтересной игры.
Начиналось все довольно банально — в сети появилась альфа-версия одного из бесчисленных модов к ArmA 2. Вроде бы ничего особенного, ведь даже для OFP до сей поры выходит немало модификаций; что уж говорить о последней части серии. Но не тут-то было…
Бинты, консервы, два ствола
Сейчас кажется странным, что подобный мод для ArmA 2 не появился ранее. Были различные вариации кооперативных миссий против ходячих мертвецов, но до концепции, разработанной Дином Холлом (Dean Hall, автор модификации и по совместительству сотрудник Bohemia Interactive), почему-то никто не додумался. И в самом деле — основная идея лежала на поверхности, тем более что зомби-апокалипсис сейчас как никогда популярен. Да, именно наши мертвые друзья, охочие до чужих мозгов, — причина всех бед, происходящих в мире DayZ.
Сюжет прост: неизвестный вирус заразил население Черноруссии, превратив большинство ее жителей в безмозглых мертвяков. Но не все пали жертвой инфекции — избранные счастливчики оказались невосприимчивы к заражению. Игрок — один из выживших. Собственно, именно выживанием мы и будем заниматься.
Какой-то определенной конечной цели в DayZ не существует. Здесь нет спасительного самолета, который унесет прочь от кишащих мертвецами городов, не получится уплыть в закат на корабле. Кто-то считает это главным минусом мода, кто-то — главным достоинством. Кто прав — пока неясно, тем более что это лишь альфа-версия; возможно, позже разработчики и добавят какую-нибудь глобальную цель. Ну а пока придется заниматься более насущными делами.
Остаться в живых здесь совсем непросто. Герою требуется еда и питье, добыть которое можно только в населенных пунктах. Там же появляются время от времени ходячие (а еще ползающие и бегающие) мертвецы, которые очень рады тому, что свежие мозги сами идут к ним в руки. Но и мы не просты — пусть из оружия с самого начала лишь один пистолет, при должной удаче очень скоро можно вооружиться и более основательно. Тем более что есть на то причины. Очень веские причины.
Зомби? Ха, тоже мне. Это разве проблема? Мертвяки медлительны и полуслепы, ночью можно ползать у них под ногами — они и не заметят. Если не шуметь, конечно. Самая главная опасность — это такие же выжившие, как и мы. Жестокий мир — убить могут и за банку фасоли, и за приглянувшийся «ствол». А умирать ой как не хочется, ведь жизнь здесь всего одна, после смерти придется начинать все с начала, со стартовой локации и с минимальным снаряжением.
Весь мод можно описать в нескольких словах: исследуем мир в поисках еды и снаряжения, убиваем зомби, воюем или кооперируемся с другими игроками. Вроде бы просто, но на самом деле игра куда глубже, чем кажется.
Человек человеку…
И действительно — какое окончание поговорки будет верным? Встретив на своем пути товарища по несчастью, не знаешь, чего ждать от него. Такой же выживший, как и ты, — почему бы не помочь друг другу? Командой от зомби отбиваться сподручней, а «лут» можно разделить по-братски. Но в голову лезут подозрения. А вдруг он сначала выстрелит, а потом уже со мной разговаривать будет? Снаряжение-то можно и с моего не успевшего остыть трупа снять, это куда проще, чем отправляться в долгое путешествие в крупные города. Может, самому его пристрелить, пока он не видит? Хотя было бы за что. Только из опасения за собственную шкуру?
Пожалуй, именно во взаимодействии с другими игроками и состоит вся прелесть DayZ. Зомби, атмосфера постапокалипсиса — все это не более чем декорации для тех драм, что ежедневно разыгрываются на просторах Черноруссии. Два бандита сидят в засаде на выходе из города, один выманивает игроков просьбой о помощи, второй расстреливает доверчивых новичков — опытные игроки знают что к чему и не ведутся на подобную «разводку». Двое выживших случайно встречаются в лесу и, преодолев взаимное недоверие, решают путешествовать вместе. Вот подготовленная команда из пяти опытных игроков отправляется в путешествие за «хабаром» на северный аэродром — именно там появляется самое ценное оружие и снаряжение. И подобных историй — сотни и сотни, ни одна из них не похожа на предыдущую. Чернорусская «песочница» — лучший, пожалуй, генератор сюжетов. Если ролевой отыгрыш для вас не пустой звук, то эту игру пропускать никак нельзя.
DayZ наглядно показывает, как будут вести себя люди, когда нет никаких причин доверять кому бы то ни было. Свободное PvP — как следствие, маньяков, отстреливающих всех подряд, хватает. Пока злодеев можно легко распознать — за убийство других игроков пересчитывается специальный параметр, Humanity; если он упадет ниже нуля, то игрок автоматически меняет свой внешний вид. Бандита легко отличить, и многие выжившие предпочитают при первой же возможности убивать мародеров. Восстановить «человечность» можно, но для этого требуется время. Есть и другой способ — сделать переливание крови другому игроку. Однако, судя по всему, изменение внешнего вида из-за Humanity скоро станет историей — разработчики обещают добавить в список «лута» комплекты одежды. Каждый сможет нарядиться так, как пожелает, а принудительная смена «скина» исчезнет.
Богатое наследство
Радует, что условностей здесь минимум. Располагает к этому и движок игры, и сама идея DayZ. Огромный полуостров, обойти который можно лишь за несколько часов реального времени, боевая система, предполагающая отсутствие регенерации и прочих послаблений, реалистично воспроизведенное оружие и техника. Да-да, есть здесь и автомобили, и катера, и даже вертолеты, правда, в весьма плачевном состоянии. Сумеете найти запчасти и починить — обзаведетесь быстрым средством передвижения, заодно став особо ценной целью для желающих легкой наживы. Поиск и ремонт транспорта вполне подходит на роль той самой глобальной цели, если кому-то без нее жизнь не мила. Правда, в одиночку добиться желаемого вряд ли получится: уж слишком редко удается найти необходимые запчасти для обнаруженной машины — обычно к этому времени ее «уведут» другие, лучше справляющиеся с командной работой игроки.
Само собой, не обошлось без переделок некоторых аспектов ArmA 2 в угоду особенностям нового мода. К примеру, довольно сильно была переработана система повреждений. Жизнь игрока зависит от того, сколько у него крови. При минимальных значениях персонаж начинает терять сознание, у него ухудшается зрение. А еще есть переломы, открытые раны, которые необходимо перевязывать, куча медикаментов для лечения, переливание крови… Одному в подобных условиях совсем непросто, у сплоченной группы куда больше шансов на выживание — игра настойчиво подталкивает к кооперации между игроками.
Еще раз вернусь к местности, на которой происходит действие DayZ. Именно дизайн карты — еще одна причина популярности мода. Постсоветский пейзаж с небольшими деревеньками, скрытыми в густых хвойных лесах, дорожные указатели на русском, города на морском побережье… И пусть большинство домов пусты и обставлены весьма аскетично — как ни странно, это лишь добавляет достоверности атмосфере постапокалипсиса. Разработчики мода почти не меняли карту, лишь кое-где раскидали остовы разбитых машин для антуража и перегородили дороги баррикадами (видимо, оставшиеся в живых жители Черноруссии таким образом пытались защититься от зомби). Игра порой выдает просто удивительную по своей правдоподобности картинку. Закаты и рассветы, палаточный лагерь у небольшого озера, вид с холма на город, наполненный бродячими мертвецами, — папка со скриншотами разбухает на глазах.
Но, как известно, за все надо платить. Не обошлось и без «багов», причем достаточно серьезных. Самая главная проблема — это подключение к игре. Даже если посчастливится найти сервер со свободными слотами, далеко не факт, что на нем получится поиграть. Будьте готовы прождать и пять, и десять минут, наблюдая ставшую уже локальным мемом надпись «Waiting for server response». Долгое ожидание входа на сервер — лишь вершина айсберга. Этот «баг», хочется верить, в конце концов исправят, а вот как быть с другими недоделками, доставшимися DayZ в наследство от ArmA 2, — пока неясно. Поэтому не удивляйтесь внезапной потере всего снаряжения, смерти от застревания в камнях, нелепым падениям с лестниц и десяткам прочих ошибок. Это ArmA, и с этим ничего не поделаешь. Хотя кто знает, вдруг популярность мода заставит BIS заняться теми ошибками, до исправления которых у них до сих пор не дошли руки?
Несмотря на все проблемы, DayZ захватывает и уже не отпускает. Я помню те дни, когда серверов было всего несколько штук и пробиться хоть на какой-нибудь было довольно нетривиальной задачей. Сейчас серверов около двухсот, количество их постоянно растет, а проблема с недостатком свободных мест никуда не делась. Продажи ArmA 2 за какие-то пару недель взлетели вверх, 5 — 6 тысяч игроков онлайн в будние дни — по меркам военного симулятора, который никогда нельзя было назвать мейнстримом, это очень и очень много.
И это только начало — Bohemia заявила, что включит DayZ в следующий патч и обеспечит официальную поддержку мода. Дин Холл смотрит дальше: уже известно, что модификация будет перенесена на движок третьей части, а возможно, и выпущена в качестве отдельной игры.
Отличное воплощение отличной идеи и даже в виде альфа-версии — лучшее, во что я играл за долгое время. Перспективы — самые радужные: мод давно вышел за рамки игры «для своих», став событием не только для ArmA-сообщества. Уже сейчас ясно, что DayZ ждет большое будущее.