Deponia Doomsday
Обзор
В 2012-м году, когда Daedalic Entertainment выпускала первую часть Deponia, никто и предположить не мог (включая самих разработчиков), что из этой трилогии получится один из лучших юмористических квестов в истории. Одно из свидетельств такой популярности — бурная реакция поклонников на финал Goodbye Deponia. Прощание с хулиганом и циником Руфусом получилось настолько эмоциональным и печальным, что впору было писать петиции с требованием изменить концовку. Немцы, очевидно, тоже чувствовали это и решили… нет, не переписать её, а, оставаясь верными своим принципам, выстроить вокруг этого финала совершенно новую игру.
Назад в будущее
Тем, кто по каким-то странным причинам ещё не в курсе, напомним краткое содержание предыдущих серий. Человек-катастрофа, циник, самовлюблённый эгоист и неформал Руфус жил на планете-свалке Депония, где одни прозябают внизу, в мусорном городе под названием Кувак, а другие наслаждаются жизнью в верхнем Элизиуме. Однажды он осуществил-таки свою мечту, добрался до Элизиума, попутно разнеся половину родного города, встретил прекрасную девушку Гоал и после череды невероятных приключений, бесчинств, актов вандализма и самоклонирования спас всё же Депонию от неминуемой гибели — правда, очень дорогой ценой.
Спустя три года после Goodbye Deponia оказалось, что Руфус сказал нам не «прощай», а «до свидания». Фактически без анонса и без предупреждения вышла Deponia Doomsday, где мы снова встречаемся с этим очаровательным прощелыгой. Правда, встреча получилась очень странной. Вся игра — одна сплошная пародия одновременно на «День сурка» и «Назад в будущее». Вместе с Руфусом, Гоал и путешественником во времени Мак-Хрониклом мы исказили пространственно-временной континуум и теперь вынуждены раз за разом переживать одни и те же события, один и тот же кошмарный сон, прокручивать всё тот же финал трёхлетней давности, перемещаться из прошлого в будущее и обратно, чтобы изменить что-то и разорвать этот порочный круг.
Смехопанорама Руфуса
Звучит это, однако, куда серьёзнее, чем играется. Руфус — всё тот же самовлюблённый циник и лоботряс. Он ломает всё, к чему прикасается, а в видении будущего апокалипсиса его больше всего волнует то, что он зачем-то отрастил усы. За три года Daedalic Entertainment не то что не растеряла чувство юмора, а даже приумножила его. Откровенно плоских шуточек и острот ниже пояса в Deponia Doomsday в разы меньше, чем в прошлой игре. Зато уже с первых минут Руфус начинает охотиться за розовым слоном и в итоге принимает за него собственную тёщу в импозантной пижаме.
И далее всё в таком же духе: Руфус помогает с депиляцией суровому викингу, разговаривает с цветком, похожим на Элвиса Пресли (Elvis Presley), убеждает арахисовые орешки пожертвовать собой ради масла, бреет бороду из пчёл, выводит новые породы животных из разных генетических кодов, общается с собственным двойником и даже читает лекции студентам…
Концентрация шуток, забавных ситуаций, смешных диалогов и уморительных комментариев зашкаливает. Во многом это связано с тем, что Deponia Doomsday по сравнению с предыдущими сериями стала квестом более лаконичным и сконцентрированным — больших локаций и пустопорожних перебежек туда-сюда здесь меньше, зато действия и здорового смеха — больше.
Мини-игры и макси-логика
Это, конечно, сказалось и на игровом процессе. Странная, причудливая и забавная логика, свойственная всем квестам от Daedalic, никуда не делась — здесь можно сделать наушники из картошки, сфотографироваться с шаром для боулинга, использовать домашние тапочки для массажа и так далее. Но в целом из-за того, что локации стали меньше, а сама история и действие — лаконичнее, в Deponia Doomsday куда реже впадаешь в состояние фрустрации, силясь понять, чего и зачем от вас хотят. Кто-то скажет, что всё стало проще, а кто-то возразит, что понятнее и логичнее.
Зато на этот раз намного больше мини-игр — от забавной версии крестиков-ноликов до стилизации под тир и 8-битные пошаговые стратегии. Появились даже QTE, но тут авторы не пытаются следовать моде, а иронизируют над ней в своём стиле.
Авторы Deponia постоянно экспериментировали с подачей, цитировали и пародировали кучу фильмов, давали массу отсылок к современной политике и культуре, а сам Руфус то и дело весело ломал «четвёртую стену», напрямую обращаясь к игроку по ту сторону экрана. И в Deponia Doomsday это безумие достигает своего пика. Перед нами фактически не четвёртая часть или эпилог, а этакая шутка, игра в игре, которая взахлёб цитирует саму себя, по десять раз прокручивает свой же финал трёхлетней давности и издевательски заставляет задуматься: а не приснилось ли нам и Руфусу всё это? Шутка, надо признать, удалась.
Плюсы: море юмора; более логичные загадки; обилие забавных мини-игр.
Минусы: местами логика и чувство меры всё-таки подводят авторов.