
Encodya
Обзор
Демо киберпанковской адвенчуры Encodya появилось в прошлом году и, в принципе, привлекло к себе внимание. Дело не только в ажиотаже вокруг этой темы, подогретом сами знаете какой игрой. Симпатичная картинка, достаточно яркие персонажи, интригующая завязка – всё это позволяло надеяться на действительно интересное приключение в мире злых корпораций и грустных андроидов. Что же получилось в итоге?
Девочка и робот
Вроде бы многое на месте. Во-первых, тут нетривиальные главные герои. Это такие Маша и Медведь в мире будущего: играем мы за девятилетнюю щекастую Тину и её большого робота-няньку СЭМа. После того как отец девочки исчез, а мать несколько лет назад умерла от передозировки киберпространством, Тина и СЭМ фактически бомжуют на улицах Нео-Берлина образца 2062 года: живут на крыше в самодельном убежище и собирают объедки.

И вот в какой-то момент выясняется, что отец девочки, занимаясь важным исследованием, зашифровал в СЭМе код, который активируется в день 10-летия Тины и поможет довести начатое им до конца. А это повлияет на судьбу всего города и его жителей. Такого развития очень не хотят корпорации во главе с толстым и вредным мэром Нео-Берлина, который и начинает охоту на нашу парочку.

В процессе выполнения неожиданно свалившейся на Тину важной миссии она вместе с СЭМом посетит не только разные районы Нео-Берлина, но и киберпространство. Там они в том числе будут общаться с… говорящим камнем.
Среди других персонажей – певица, которую по контракту буквально заперли на сцене; грустный андроид, умирающий вдали от своей бывшей хозяйки, ныне успешной блогерши; сварливый робот-дворник; повар, объединивший японскую и немецкую кухню, что позволят ему кормить клиентов «сашими со свиной рулькой».

Несмешно и банально
Да, в Encodya есть интересные персонажи и неплохая в целом фабула, но реализовано всё как-то неуклюже, натянуто и без той искры гениальности, которая отличает по-настоящему большие, талантливые работы.
Несмешной по большей части юмор (сашими со свиной рулькой, глуповатая блогерша, робот, ругающийся на людей, – боже, как это свежо!) тут сочетается с попытками придать происходящему драмы и эмоций.

Точнее, так: авторы, кажется, сами не решили, какую историю они рассказывают – детскую и (якобы) смешную или серьёзную. Поэтому, даже если эмоции и драма и появляются, за ними тут же следует банальный «юморок» или по-детски наивный, сахарный хеппи-энд.
Добавьте сюда откровенно дурацкие «игровой постмодернизм» и слом «четвёртой стены» («Если вы раздаёте задания, то почему у вас нет восклицательного знака над головой?» – «Девочка, это ведь квест, а не RPG!») и поднадоевшие клише – зависимые от киберпространства тут представлены слишком уж банально.

Поиск предметов
Однако окончательно разочаровывает квестовая часть. Интересных мини-игр и хоть сколько-нибудь умных загадок в Encodya нет – практически всё сводится к хаотичному сбору и применению предметов.
С первых же минут на хрупкую девочку вываливают кучу хлама, причём применять половину предметов приходится где-то через полчаса, и нам совершенно непонятно, зачем подбирать и таскать с собой все эти пустые банки, сломанные дискеты и палочки для еды. И лишь присутствие большого робота СЭМа хоть как-то объясняет то, что всё это вообще можно переносить.

Всю дорогу обленившиеся авторы просто выдают нам список предметов, которые нужно найти, чтобы история продвинулась дальше. И плевать, что по сюжету сейчас на героев охотится полиция или их обстреливают из ракет в киберпространстве, – вот вам новый перечень, бегайте, ищите на глазах у копов, которые почему-то в упор не замечают героев. Весь мир, ракеты и полицейские подождут.
Зачастую нам и стараться особо не надо, чтобы получить искомые вещи. Если в одной ситуации придётся громче включить музыку, чтобы отвлечь человека и свистнуть нужное (куда ещё банальнее?), то в другой достаточно просто подменить баночки – находящийся рядом персонаж этого и не заметит.

Могло б быть больше и лучше
Да, логика при сборе и применении предметов внятная, житейская: вставить дискету в компьютер, чтобы скачать данные, или жетон в аппарат с розовой газировкой; отвлечь киберкота рыбкой; скрестить сломанную антенну и палку, чтобы соорудить длинную палку и вытянуть ею ключи. Спасибо и на этом. Но хотелось бы больше интересных ситуаций. А так мне запомнилась разве что та, где нужно найти номер в электронной телефонной книжке, сообразив, как должен быть записан абонент.

И впрямь интересно выглядит необходимость переключаться между девочкой и роботом, когда, например, Тина просто не может понять других «железяк» или ей по понятным причинам отказываются выдать алкоголь. Но и эта механика отработана не в полную меру – таких ситуаций могло бы быть больше.
То есть играть в Encodya можно, но чего-то особенного лучше не ждать. Недоумение при оценке проекта возникает во многом ещё и на фоне рекламных заявлений нескромных разработчиков. «Это приключение, в котором очарование и творческий потенциал Studio Ghibli сочетаются с атмосферой „Бегущего по лезвию“ и юмором „Острова обезьян“» – так написано на странице игры в Steam. Вы серьёзно? Несмешная и наивная сказка в жанре симулятора сбора предметов и в атмосфере Blade Runner? До всех этих авторитетов игре так же далеко, как и до действительно хороших киберпанковских квестов – Gemini Rue, Technobabylon или State of Mind.
Плюсы: интересная завязка; нетривиальные главные герои; симпатичные неоновые пейзажи; хороший русский перевод; музыка в стиле «Бегущего по лезвию».
Минусы: сюжет скучно развивается и скучно заканчивается; много клише; банальный юмор; унылые задачки по сбору и применению предметов.