Fantasy General 2: Invasion
Обзор
Когда выпустить новую игру очень хочется, а до создания оригинальной франшизы не доходят руки, крупные издатели поступают самым простым образом — покупают или достают из загашника права на какой-нибудь популярный в прошлом продукт и клепают продолжение «нестареющей классики» в надежде на то, что громкое имя обеспечит хорошие продажи. Занятие рискованное — если полностью копировать оригинал, есть риск нарваться на недовольство не привыкших к устаревшему геймплею игроков, а увлёкшись обновлением старины, легко потерять те преимущества, за счёт которых она, собственно, и получила признание в прошлом.
Fantasy General II, разработанная студией Owned by Gravity под руководством Slitherine, — подобная попытка создать продолжение классической гексагональной стратегии 1996 года. Почему эта игра стоит вашего внимания, даже если вы не фанат оригинала и жанра TBS в целом, — читайте в нашем обзоре.
Зима близко
В сказочном мире Кельдонии минуло три сотни лет со времён битв, гремевших в первой Fantasy General. На западе огромного континента, среди диких гор Фарича, проживают несколько разрозненных кланов варваров, промышляющих грабежом друг друга и приграничных земель могучей Империи, которая раскинулась на добрую половину материка. Нам предлагают возглавить весьма уважаемый и амбициозный клан, в котором на смену вождю, Одноглазому Фалиру, растёт его сын Фалирсон (варвары, как видим, не особо заморачиваются с именами).
Близится зима, к которой варвары готовятся вполне стандартным для них способом — с помощью набегов на соседей, у которых урожай оказался чуть получше. С одного из таких рейдов и начинается история Фалирсона, с которым игроку предстоит пройти всю Кельдонию, встретить новых друзей и врагов, а кое-кого — потерять самым трагическим образом.
Кампания здесь пока всего одна — за варваров. Напрашивается взгляд на происходящее со стороны Империи, но эта фракция доступна только в мультиплеере или в схватках с ботами.
Понятно, что сюжет в стратегии никогда не будет сильным звеном — жанр накладывает определённые рамки. FGII — приятное исключение из правил. Дело не в том, что игрока ждут замысловатые твисты или харизматичные персонажи (они тут в пределах стандартных представлений о фэнтези), однако разработчикам удалась система ключевых решений и их влияния на прохождение (иногда удалась даже слишком хорошо, но об этом чуть позже). Диалоги, которых здесь хватает и на глобальной карте, и во время миссий, служат для создания развилок в сюжете, порой довольно важных и имеющих долгоиграющие последствия.
Зачастую выбирать приходится по принципу меньшего зла, а кажущееся выгодным решение не всегда будет таковым — об этом стоит помнить, особенно если вам претят загрузки после каждой неудачи.
Чувство локтя
На глобальной карте кампании можно нанимать и обучать войска, которые предстоит вести в бой. Тут сплошной минимализм — плати золото, трать один из трёх ресурсов (оружие, доспехи и ману) да следи за тем, чтобы не превысить лимит войск. Кроме обычных солдат с весьма обширными ветками прокачки есть герои (во главе с самим Фалирсоном), каждый из которых стоит несколько единиц обычных юнитов — недооценивать этих персонажей точно не стоит.
Сами миссии довольно разнообразные — есть как банальные цели, вроде «Добраться до нужного места» или «Держать оборону», так и более замысловатые, которые к тому же могут меняться и дополняться по ходу дела. Геймплей в целом стандартный для пошаговых стратегий и варгеймов: оппоненты ходят по очереди, передвигая свои отряды по карте, нападают на противников и захватывают ключевые точки. Последние могут принести бонусы — от золота до повышения характеристик всего войска. Те, кто застал оригинальную Fantasy General, разберутся в сражениях без проблем, да и все остальные вряд ли столкнутся с особыми затруднениями — основы понять несложно. Но есть несколько интересных нюансов.
Один из важнейших принципов — это учёт местности и взаимной расстановки войск. Например, солдаты, стоящие на гексах с водой, имеют штраф к защите, а зайдя в лес, наоборот, получат защиту от обстрела. Формации тоже важны — те же стрелки нанесут удар по любому отряду, напавшему на их соседей. Не меньшее значение имеет и мораль — чем многочисленнее враг рядом и чем выше потери, тем больше шансов на то, что бойцы дрогнут и обратятся в бегство. Ко всему прочему, от показателя морали зависит сопротивление магическому урону.
Любители решать тактические задачки должны остаться довольны — каждая миссия представляет собой эдакий пазл, который надо правильно сложить, чтобы победить с наименьшими потерями. Это, конечно, не варгейм в его классическом понимании, а головоломка, которая может быть весьма непростой на высоких уровнях сложности. И тут вступает в дело один из главных недостатков игры — о последствиях неверно принятых решений можно узнать слишком поздно.
Всё фигня, давай по новой
Любите ли вы перепроходить уже знакомые миссии? Наверное, нет, пусть даже речь идёт о простейшем перезапуске задания. А что если приходится начинать едва ли не с самого начала, вернувшись на пару-тройку локаций назад? Сомнительное удовольствие, и неискушённому игроку в FGII избежать этого будет сложно. Знание о том, какое огромное значение имеют прокачанные отряды и герои, может прийти слишком поздно — даже если хватает золота на покупку новых отрядов, на их развитие уже не останется времени. С каждой миссией враги всё многочисленнее и сильнее, да и золото тоже надо уметь добывать.
Варвары могут разграблять чужие земли с помощью специального действия на клетках с поселениями. Хватает на карте и других «точек интереса», которые могут принести вознаграждение (не всегда в виде денег — это может быть и другой ресурс или артефакт). А ещё в каждой миссии есть счётчик ходов — чем раньше победите, тем больше золота достанется Фалирсону и его соратникам.
После первого десятка миссий кампании можно обнаружить дефицит денег и нехватку сильных бойцов, из-за чего следующее задание выполнить не удастся при всём желании. Не самое приятное ощущение, но от такого исхода в FGII никто не застрахован. Считайте, что вас предупредили — терять отряды, тем более высокого уровня и, само собой, героев, категорически не рекомендуется. Пополнять запасы золота тоже стоит при каждом удобном случае, но здесь не всё так просто — где-то будет проще завершить миссию досрочно (не забываем о счётчике), нежели искать и захватывать все гексы с добычей. Добавьте сюда те самые диалоги с сюжетными развилками — последствия выбора, как уже сказано выше, могут всплыть далеко не сразу. Цена ошибки получается слишком высокой.
Допускаю, что подобная необходимость планировать на несколько ходов вперёд кого-то только порадует. Это ещё один повод назвать Fantasy General II «олдскульной» стратегией — раньше подобная возможность запороть прохождение, совершив ошибку на начальных этапах никого не удивляла.
Есть и другие, более однозначные минусы, пусть и не такие критичные: в первую очередь это отвратительная оптимизация, из-за которой ресурсы компьютера сжираются почти целиком далеко не самой технологичной графикой. Картинка к тому же малоинформативна — в особо масштабных боях очень не хватает схематического отображения гексов и отрядов, чтобы лучше оценить ситуацию. Об отсутствии кампаний за другие фракции я уже говорил — скорее всего, их стоит ждать лишь в обещанных DLC.
Но в целом игра оставляет приятное впечатление — и та самая «олдскульность» тут ни при чём. Fantasy General II — это не стратегия и не варгейм, каким был оригинал (да и «генеральская» серия в целом). На самом деле перед нами тактическая ролевая игра, которая прячется за ширмой ремейка одной из лучших TBS прошлого. Наиболее близкий аналог кампании FGII — те миссии Warcraft III и Heroes of Might and Magic IV, в которых не надо было заниматься менеджментом поселений, а были лишь приключения героев и нескольких отрядов рядом с ними (вспомните, например, первые главы «Вторжения на Калимдор»).
Конечно, в мультиплеере или в схватках с ботами стратегическая составляющая выходит на первый план, но всё же лучшая часть Fantasy General II на данный момент — это кампания. Она определённо стоит внимания, и неважно, знакомы ли вы с оригиналом более чем двадцатилетней давности или нет.
Плюсы: интересная сюжетная кампания; возможность прохождения различными способами; простой и понятный геймплей в сражениях, который не мешает им быть весьма сложными.
Минусы: последствия неверных решений настигают игрока слишком поздно, что может заставить вернуться к предыдущим миссиям; малоинформативные графика и интерфейс; не лучшая оптимизация.