
Fort Solis
Fort Solis: Обзор
«Захватывающий сюжетный триллер о Красной планете», «уникальный игровой опыт с кинематографичным погружением», «сильные эмоции, включая страх, сочувствие и многие другие» — подобными словами заманивают игроков авторы Fort Solis. Как тут пройти мимо, особенно тем, кто любит серьёзные научно-фантастические сюжеты, которые сейчас встречаются далеко не часто? Тем более что на скриншотах и в роликах проект выглядит достойно, а в актёрском составе настоящие звёзды — Роджер Кларк (Roger Clark), Джулия Браун (Julia Brown) и Трой Бейкер (Troy Baker).
При этом нельзя сказать, что от Fort Solis ждали необычного игрового опыта. У меня, к примеру, настрой был таков: наверняка получится что-то интересное, но вряд ли шедевр. После прохождения пришлось своё мнение о совместной работе Fallen Leaf и Black Drakkar Games поменять — и вот почему.
Производственный роман
2080 год, Марс. Джек и Джессика работают на буровой платформе где-то посреди бескрайних просторов Марса. Работа тяжёлая, но интересная и необычная, правда не настолько, чтобы считаться чем-то выдающимся и героическим: в светлом будущем те, кто занимается освоением других планет, — уже не герои-первопроходцы, а обычные люди. Это заметно по поведению главных героев — кажется, их больше волнует флирт друг с другом, нежели выполнение их прямых обязанностей.
Начинается сюжет как раз в тот момент, когда наша парочка вынуждена отвлечься от обмена легкомысленными шуточками и заняться делом: с базы Fort Solis, находящейся неподалёку, приходит сигнал SOS, означающий, что надо бросить все дела и отправляться на помощь соседям. Этим решает заняться Джек, который и будет находиться под нашим управлением львиную долю истории. Дадут поиграть и за Джессику, но она и без этого будет постоянно присутствовать за кадром: общаться с Джеком по радио, раздавать ценные советы, беспокоиться за него, а иногда просто болтать с коллегой на отвлечённые темы.

Сразу скажу, что авторы не прогадали, пригласив звёзд на роли главных героев. Хотя Джек и Джессика встречаются в одном кадре буквально на пару минут, химия между ними чувствуется очень ярко — благодаря отличной работе как сценаристов, так и самих актёров. С анимациями дела обстоят похуже — мало того что герои носят шлемы, а камера всё время находится за спиной у протагонистов, так ещё и в те моменты, когда в кадр всё-таки попадают лица, ничего выдающегося аниматоры нам не демонстрируют. Как ни странно, в этом плане второстепенные персонажи выглядят куда более живыми, хотя увидеть их можно лишь на видеозаписях, щедро разбросанных по базе.
Да, без вездесущих «записок» разной формы и содержания (от электронных писем до селфи на камеру ноутбука) не обошлось: именно с их помощью нам раскрывают сюжет. Как мы помним, это не лучший способ рассказать интересную историю, зато, при должном умении авторов, хорошее подспорье для того, чтобы показать мир игры и погрузить в лор.
Дневников, писем, видео- и аудиозаписей здесь достаточно для того, чтобы почувствовать себя на марсианской базе. Подобное ощущение ещё ярче потому, что здешние 2080-е не слишком далеки от нашей действительности. Перед нами фантастика «ближнего прицела»: наука и технологии шагнули вперёд, но не настолько далеко, чтобы приходилось выдумывать слишком вычурный облик помещений и механизмов. Тут, конечно, отлично показывает себя движок Unreal Engine 5.2, который используется в Fort Solis: к графике не придраться, а дизайн уровней, анимация и освещение вкупе с актёрской игрой создают эффект, будто кино смотришь.

Ну что, хватит о хорошем? Я, кажется, и так уже перехвалил авторов.
Пустышка в яркой обёртке
Для начала вернёмся к той же кинематографичности: выглядит игра замечательно, но сравнения с фильмом Fort Solis заслуживает ещё и потому, что здесь практически полностью отсутствует геймплей, если не считать таковым очень медленную ходьбу по уровням и немногочисленные QTE, от которых, впрочем, почти ничего не зависит. «Симулятор ходьбы» — давно известное определение, но, кажется, в данном случае разработчики создали эталон. Хорошо ещё, что во время ходьбы нас развлекают разговорами.

Игра коротка (не более шести часов, если стараться обойти все закоулки базы), но могла бы быть вдвое короче, не будь здесь намеренного затягивания прохождения. Сами уровни и немногочисленные головоломки построены таким образом, чтобы максимально увеличить хронометраж. Например, пару раз Джека пустят дальше лишь после того, как он посетит все доступные пути к следующей локации. Зачем это всё? Чтобы никто не успел оформить возврат в Steam?
Ещё больше разочаровывает сюжет. Первое время кажется, что авторы намеренно путают игрока, создавая иллюзию банальной истории «Аварийная ситуация в замкнутом пространстве», чтобы потом удивить концовкой. Ну, знаете, все эти рассказы про безумных учёных с опасными экспериментами, мистическое или, напротив, сугубо научное обоснование происходящего, маленькие трагедии людей, столкнувшихся с неведомой опасностью… Подобное мы видели не раз: взять те же Dead Space или Prey — это если касаться лишь видеоигр.
«Здесь, наверное, будет не так, не может быть сюжет настолько шаблонным», — думал я на протяжении всего путешествия по марсианской базе. И не ошибся. Только всё оказалось куда хуже — сценаристы не осилили даже копирование набивших оскомину сюжетов. Все хитрые гипотезы пришлось забыть, едва наступил скомканный финал: никакой загадки, оказывается, не было.

Не будет здесь ни инопланетного монстра, ни сумасшедших учёных, вызвавших с помощью экспериментов потусторонние силы — всё куда проще:
Местный доктор сошёл с ума и решил всех зарубить топором. Конец.
Весь сценарий Fort Solis — не «захватывающий сюжетный триллер», а пошлая бытовуха под стать проходной серии дешёвого сериала, даром что в научно-фантастическом антураже. Да, тут есть две концовки (обе «плохие»), но вспоминать о них стоит лишь по одной причине: это единственный раз, когда мы можем хоть на что-то повлиять — да и то с помощью простенького QTE.
Слабый геймплей можно вытянуть с помощью достойного сюжета, а скучную историю, в свою очередь, может спасти захватывающий игровой процесс. В Fort Solis же нет ни того ни другого: постепенное нагнетание напряжения завершается ничем, а геймплей так и не выходит за рамки нажатия клавиши W. На фоне тех обещаний, что раздавали авторы, — про «уникальный игровой опыт» и «атмосферный сюжет» — особенно ярко чувствуется разочарование. Пожалуй, это единственная сильная эмоция, которую способна вызвать игра.
Плюсы: красивый научно-фантастический антураж; актёрская игра.
Минусы: пустой сюжет; отсутствие геймплея; затягивание прохождения.