Kena: Bridge of Spirits
Обзор
Едва ли кто-то ожидал от Kena: Bridge of Spirits чего-то кроме красивой анимационной сказки про то, как милая героиня, обнимая каких-то няшных большеглазых зверушек, спасает мир от очередной бяки. Во всяком случае, я после просмотра трейлеров подумал, что это какой-то бенчмарк с тамагочи. А многие трейлеров не видели и вообще ничего не ждали — проект, мягко говоря, не слишком активно раскручивали, это была тёмная лошадка. А что мы в итоге получили? Дебютную игру независимых разработчиков, которая, вполне возможно, потянет на хрупких плечах Кены звание лучшего экшн/приключения, нашей Ларочки Крофт года. Хотя нет, у неё ведь есть тленыши — они и потянут… Так в чём же секрет успеха?
Это игра от Disney или Pixar?
Именно так реагируют многие, впервые увидев Kena: Bridge of Spirits. Да, в данном случае никак не скажешь, что графика — не главное. Просто потому, что невозможно игнорировать то, какой красивой получилась игра. И на моём, далеко не самом мощном ноутбуке она тоже выглядит потрясающе, периодически вгоняя меня (и, к сожалению, ноутбук) в ступор.
Впечатления такие, будто ты действительно попал в диснеевский мультик. Особенно хороши ролики — сразу видно, что игру делали профессиональные аниматоры.
Сюжет в Kena: Bridge of Spirits тоже словно из мультика — пусть и не самого драматичного с точки зрения истории. Кена — профессиональная проводница душ умерших, отвечающая за их безопасное путешествие в мир покоя. Те, кто успокоиться не могут, превращаются в злых духов и порождают скверну, загрязняющую всё вокруг. Вот с этой бедой девушка и столкнулась, отправившись на поиски священного горного храма. Регион с деревней духов в центре страдает от такой скверны. А помогают Кене, во-первых, хорошие духи, в том числе два карапуза, потерявших своего старшего брата, а во-вторых, те самые тленыши, очаровательные маленькие существа.
Кена взаимодействует с ними так же, как мы взаимодействовали с забавными импами в Overlord. У тленышей есть две формы — в одной это, условно, целительные капли, которые могут собираться в одну большую каплю, уничтожающую скверну.
Во второй форме это маленькие лупоглазые существа, которые могут по нашему приказу перетаскивать тяжёлые предметы, лечить героиню и даже нападать на врагов, опутывая и дезориентируя их, пока девушка охаживает злыдей посохом. Они же по нашему приказу уничтожают источники скверны.
Так вот, они не просто очаровательные — они суперняшные, милые и смешные. И на этом во многом зиждется обаяние Kena: Bridge of Spirits. На тленышей можно надевать забавные шляпки, колпаки и маски — сначала нужно найти новые виды, а потом за собранную валюту мы их покупаем.
Но и это ещё не всё. Тленыше всегда находятся на экране, рядом с героиней, и авторы шикарно это обыграли. В любой момент можно присесть, поцеловать их, сделать так, чтобы они смешно чихнули, или заставить потанцевать.
Или, например, когда Кена плывёт, они следуют за ней и могут плескаться на спине, смешно барахтаясь. А когда она совершает акробатические упражнения, перебираясь по отвесной скале над пропастью, они стоят рядом на уступе в своих праздничных колпаках и выразительно смотрят на неё большими глазами — дескать, «А мы что? Мы ничего». Как девушка умудряется не рассмеяться и не свалиться, я не знаю.
Дайте людям тлену!
Но в том-то и секрет успеха, что Kena: Bridge of Spirits — это не только картинка, анимация, милота и уморительные тленыши. Это ещё и интересная игра. Поначалу всё кажется слишком простым, когда героиня при нажатии кнопки испускает импульсы, которые и двери открывают, и рунные камни заряжают, и даже собирают валюту на покупку тех самых шляпок. А боевая система выглядит не то чтобы простой, а стандартной, что ли, — обычный и сильный удары, кувырок и блок, который при идеальном исполнении отбрасывает врагов.
Но потом всё становится куда интереснее. Во-первых, сражения серьёзно усложняются, даже на среднем уровне. Нас запирают на аренах и забрасывают рядовыми врагами, за которыми приходит более или менее крупный босс. Нужно постоянно шевелиться и следить за ситуацией — выискивать уязвимые места, вовремя отправлять тленышей окутывать противника или лечить нас, а также использовать «тленные» способности, совершая, например, пронзающие выстрелы из лука или мощные удары молотом по земле.
Проблема в том, что на эти способности тратится заряд, который мы только на лёгком уровне накапливаем на халяву. На среднем для этого нужно получать урон (да, такое вот садомазо!), а на тяжёлом — наносить его противникам. И долгое время нам доступен ровно один такой заряд. Чтобы их было больше (хотя бы два), нужно увеличивать уровень тлена, а для этого приходится повсюду искать новых тленышей. И уровень этот растёт не то чтобы быстро.
Врагов много, они интересные и разные — одни летают, другие прикрываются щитом, третьи чем-то кидаются. В некоторых драках приходится ещё и на аналоге крюка-кошки (здесь это лук) перелетать туда-сюда, заучивая, что, когда и как ты должен сделать для победы. Все боссы по-своему хороши, сильны и используют уникальные тактики. В общем, даже на среднем уровне сложности мне в какой-то момент стало уже не до милоты и любования красотами. Какое тут любование, когда после очередного поражения хочется сломать что-нибудь в доме, а перепуганный кот прячется под ванной?..
Думай и ищи!
Кроме того, в Kena: Bridge of Spirits полезно и интересно исследовать мир. Во-первых, чтобы искать новых тленышей и поднимать свой уровень. Во-вторых, восстанавливая с помощью своих маленьких помощников статуи, находя тайники и новые воспоминания для маски (если её надеть, то можно увидеть «точки интереса» вокруг), мы копим очки кармы. А та тратится на открытие новых способностей.
Последних немного, но почти все полезны — парирование, замедление времени в прицеливании, увеличение прочности щита, вышеупомянутые мощные атаки молотом и луком, возможность сделать так, чтобы всегда начинать бой с одним зарядом тлена. И на всё нужно много очков кармы, а она копится достаточно медленно. Это и хорошо — больше стимула исследовать окружение.
Плюс, конечно, много закутков с валютой на покупку украшений для тленышей. Также можно найти проклятые сундуки (оттуда вылезут враги, а после победы над ними мы получим что-нибудь ценное), храмы цветов и «почту духов» — особые предметы, связанные с жителями центральной деревни, которые открывают дома и, соответственно, доступ к новым сундукам и нычкам. На карте нам показывают, сколько, где и что мы уже нашли и сколько осталось, — рай для перфекционистов и коллекционеров!
И тут важно, что мир в Kena: Bridge of Spirits устроен по принципу метроидвании. Он открытый, большой (деревня — хаб), и попасть в некоторые места не получится, пока, например, нам не выдадут лук, который можно использовать и как крюк-кошку. Или пока Кена не научится бросать подобие бомб в подсвеченные камни. Дизайн интересный, с выдумкой — далеко не всегда понятно, как добраться до нужного места. Или как заполучить большую слезу — именно она, когда тленыши принесут её в нужное место, позволит им возвращаться в свою истинную форму и уничтожать скверну.
Вообще, тут нередко приходится думать и решать более или менее сложные пазлы. Где-то всё очевидно и просто — например, надо заставлять подручных перетаскивать камни. А где-то, как в храме рыбалки, придётся помучиться…
Как видите, Kena: Bridge of Spirits, несмотря на свой современный вид, по сути олдскульна — она не забрасывает нас аванпостами, вышками и однообразными побочными квестами, не предлагает супернавороченный сюжет с моральным выбором, а выполняет изначальную задачу всех игр, заставляя геймера преодолевать испытания и получать удовольствие.
Kena: Bridge of Spirits нереально красивая, милая и в целом увлекательная. Тут всё отлично с реализацией, дизайном (в том числе с игровым) и пониманием, как должно выглядеть и работать хорошее экшн/приключение.
Но до нашего «изумительно» Kena всё же не хватает искры гениальности, встреч с весёлыми чудиками, о которых будешь долго вспоминать. Слишком уж всерьёз подаётся этот простенький сюжет. Да и своих идей маловато. Передвижные камни, стрельба по активным точкам, крюк-кошка, до боли знакомое экстремальное скалолазание… Все мы прекрасно видим, где и что подсмотрели авторы. Даже тленыши, по сути, взяты из Overlord. Чем дольше играешь, тем сильнее начинают бросаться в глаза цитаты из других игр. И ещё начинает напрягать постоянное «Очисти от скверны тот храм, теперь — вон тот, затем — эту пещеру». Хотелось бы больше фантазии. И тем не менее для меня это пусть и не изумительное, но пока всё же лучшее, самое красивое и очаровательное экшн/приключение года.
Плюсы: увлекательный игровой процесс, где есть и непростые сражения, и пазлы, и элементы метроидвании; интересные боссы; очаровательные тленыши; высочайший уровень графики и анимации.
Минусы: главной героине не хватает харизмы; маловато своих идей; в какой-то момент игра начинает казаться однообразной.