Monster Hunter Rise
Обзор
После прохождения демо Monster Hunter Rise ожидание полной версии было мучительным, но оно уже позади. Игра вышла и оказалась именно тем, на что надеялись фанаты, — великолепным продолжением серии с новыми идеями, в корне меняющими подход к сражениям. Правда, есть один недостаток, который явно планируют исправить в дальнейшем, но который мешает дать игре медаль «Наш выбор» в нынешнем состоянии.
Без шелухи
В 2018 году Monster Hunter: World совершила чуть ли не революцию в серии. Привычные элементы, кочующие из одной игры в другую, подверглись тотальной переделке. Карты представляли собой большие локации без загрузок, светлячки указывали дорогу к монстрам или их следам, фауна стала вести себя ещё более реалистично — всё не перечесть. Rise берёт всё лучшее из World, безжалостно отбрасывая лишнее, и делает ещё несколько шагов вперёд — трудно представить, как следующие части серии обойдутся без появившихся нововведений.
Самое главное из них — прутожуки, парочка которых доступна на охоте всегда (они довольно быстро восстанавливаются после использования), а третьего можно найти во время исследования. С ними процесс передвижения по карте заметно ускоряется, поскольку вы в любой момент можете выстрелить прутожуком и совершить прыжок вперёд или вверх. Не нужно обходить невысокую стену или искать место, где можно по ней вскарабкаться, — стреляете вверх один раз, бежите по стене, отскакиваете, стреляете ещё выше и забираетесь куда надо.
Точно так же можно прыгать с одного уступа на другой, если между ними немаленькое расстояние. Тут Rise не перестаёт удивлять отсутствием невидимых стен внутри локации — если хотите куда-то залезть, тем или иным способом это удастся. Заодно найдёте там какой-то ресурс или драгоценный предмет. Либо наткнётесь на одного из представителей фауны, который дарует бонусы до конца миссии или на несколько минут. Их тут очень много — и выносливость повышают, и защиту. Если заморочиться, можно продумать самый удачный путь для каждого региона, чтобы приходить к монстру с максимальными бонусами.
Суть Monster Hunter не изменилась — это игра, в которой ты охотишься на монстров, чтобы собирать с них материалы и создавать новую экипировку. Здесь процесс упростили по сравнению с World — больше никаких поисков следов, исследований и зелёных светлячков. Когда впервые появляешься в новой локации, мини-карта покрыта «туманом войны», а невиданные ранее чудища помечены вопросительными знаками. То есть ты знаешь, где они находятся, но кто из них нужный — нет. Ничто не мешает убежать от монстра, если у вас к нему никаких претензий, и искать верную цель, но есть одна хитрость — о ней чуть ниже.
Человек-паук с оружием
Прутожуки открывают новые возможности не только в исследовании, но и в бою. Самая интересная связана с тем, что теперь, если босс повалил вас на землю, можно не дожидаться, когда персонаж с трудом встанет. Лучше нажать на кнопки ZR и B, и с помощью прутожука герой моментально отпрыгнет подальше от противника, причём оружие он автоматически уберёт в ножны — удастся сразу же выпить зелье. Заметно, что в Rise монстры, встречавшиеся в серии ранее, более активны и ведут себя агрессивнее — это как раз связано с появлением описанных механик.
Другое нововведение позволяет использовать особые атаки с прутожуками, уникальные для каждого из 14 видов оружия. Если несколько раз ранить противника этими приёмами (либо совершать атаки сверху, прыгая с небольших холмиков), монстр ослабеет и позволит себя оседлать. Вы можете кататься на нём по всей карте, а также подбегать к другим чудовищам и драться с ними, используя слабые и сильные атаки. Нанесли противнику достаточно урона — самое время активировать своеобразную «ульту», которая повалит оппонента.
Во-первых, это жутко весёлый процесс, не надоедающий даже в пятидесятый раз. Во-вторых, бить огромным хвостом или кидать «файрболы» — это не жалким мечом размахивать, и в таких стычках у монстров начинают отваливаться когти, зубы, чешуя и прочие материалы. В этом и заключается упомянутая выше хитрость — когда я хочу «пофармить» отдельно взятого монстра, я не отправляюсь сразу же драться с ним, а ищу другое существо, подчиняю его себе и иду в буквальном смысле выбивать ресурсы из настоящей цели. Так гораздо эффективнее, и уже после этого можно думать об отрубании хвоста и прочих деталях.
Бывает, что монстры сами начинают друг с другом бодаться, случайно встретившись, и это ещё более интересное зрелище. Один дубасит другого, тот отвечает, кто-то из них теряет равновесие — игрок может запрыгнуть на ослабшее существо и помочь ему победить. В таких ситуациях от происходящего дух захватывает, земля усыпана ресурсами, а сам ты стараешься получить максимум от случившегося, бегая от одного существа к другому.
Прутожуки одновременно и делают игру более доступной для аудитории, до сих пор не ознакомившейся с серией, и позволяют профи показывать высший класс в драках. Это одна из причин, почему в World может быть трудно возвращаться после Rise, — новая часть заметно динамичнее. Это очевидно при встрече с некоторыми новыми монстрами, вроде Бисятэна, который носится из стороны в сторону и пытается закидать игрока фруктами. Что уж говорить о Магнамало, в драке с которым пользоваться отскоком придётся не раз и не два.
Медлить некогда
Промежуток между стартом миссии и встречей с целью стал короче — во-первых, из-за отсутствия необходимости её выслеживать, а во-вторых, из-за меньшего размера карт. Они не такие запутанные, да и в плане вертикальности попроще, хотя и далеко не плоские. Плюс в некоторых уголках карт есть возможность катапультироваться и отлететь на большое расстояние.
Помогает и паламут — новый компаньон, сопровождающий героя во время вылазок. Если раньше бок о бок с охотником был только котик палико, то теперь и собачники порадуются — верный пёс активно дерётся, а также служит транспортным средством. Сели на него — и можете ехать к следующей точке, попутно выпивая зелья, съедая пайки для увеличения выносливости и собирая по пути ресурсы, не слезая с паламута. Карабкаться по лианам и прыгать существо тоже умеет. Вдобавок броню и оружие теперь придётся создавать не только для кота, но и для собаки.
В результате геймплей Rise становится чуть ли не лучшим в серии, он затягивает и ни в какую не отпускает. Быстро находишь цель, быстро собираешь ресурсы (добывать руду и кости теперь можно одним нажатием), быстро дерёшься, отправляешься обратно в деревню и тут же берёшь следующее задание. Квесты чётко поделены на одиночные и совместные. Первые служат своего рода подготовкой — там монстры не такие живучие. Но и мультиплеерные задания можно при желании выполнять в одиночку — сложность меняется в зависимости от количества игроков. Вместе, как известно, веселее (благо онлайн здесь сделан по-человечески), но иногда хочется всё сделать самому.
Можно лучше
Те, кто по какой-то причине играет в Monster Hunter ради сюжета, будут разочарованны — он тут очень схематичный. Вы — охотник на монстров, на вас надеется вся деревня Камура, вы должны победить чудовищ и спасти жителей. Видеороликов мало, близкого знакомства с героями нет, а концовку и вовсе добавят позднее. Но неужели кому-то действительно было интересно следить за историей в Monster Hunter: World и он будет скучать по сюжету?
С чем здесь действительно есть проблемы, так это с эндгеймом. По сути, главное развлечение после прохождения всех миссий — «фарм» заданий на «Буйство». Это своеобразная tower defense, где вы защищаете твердыню от стада монстров, пытающегося прорваться через ворота. Нужно размещать охотничьи установки вроде баллист и пушек — одни стреляют по целям автоматически, для других требуется оператор. Чем лучше вы выступаете в пределах миссии, там выше уровень твердыни, а это открывает доступ к новым возможностям — более мощным установкам, призыву крепких воинов Камуры и т. д.
Это забавное развлечение, но со временем оно увлекает всё меньше. За участие получаешь уникальные материалы, позволяющие максимально улучшить оружие, но хочется чего-то посущественнее — даже желание максимально прокачать экипировку не спасает от однообразия. К счастью, Capcom планирует поддерживать игру обновлениями — новые квесты, монстры и другой контент будут доступны бесплатно. Но даже без нормального эндгейма здесь есть чем заняться на протяжении нескольких десятков часов.
Самое удивительное, что при описании игры не приходится делать скидку на эксклюзивность для Switch. О том, что проходишь Rise на не самой мощной гибридной консоли, забываешь очень быстро. Монстры здорово анимированы, локации достаточно крупные, живность снуёт то тут, то там и иногда присоединяется к дракам. Конечно, регионы здесь не такие пёстрые, как в World, но в каком-то смысле даже хорошо, что ничто не отвлекает от самого главного — от драк с огромными существами. Кадровая частота стабильная, динамическое разрешение не режет глаз, так что погружению ничто не мешает. А музыка здесь лучше и эпичнее, чем в World.
Monster Hunter Rise разделит (уже разделила!) игроков на два лагеря: одни будут скучать по красотам World и проигнорируют новинку, других же больше волнует геймплей, который здесь во многом лучше. Игре есть куда расти, но уже сейчас это изумительный старт очередной главы в истории Monster Hunter. Здесь достаточно нововведений и для «старичков», и для новой публики, пытающейся понять феномен «монхана». Не просто одна из лучших игр для Nintendo Switch, а потенциальный кандидат на звание игры года, особенно если грядущие обновления будут существенными.
Плюсы: полюбившаяся многим формула, из которой убрали лишнее, добавив интересные нововведения; повышенная динамика в исследовании локаций и сражениях (спасибо прутожукам и паламуту); ездить на монстрах и драться верхом с другими чудовищами не надоедает; ещё более доступная точка входа для новичков, остающаяся достаточно сложной для ветеранов серии; отличный дизайн новых монстров; впечатляющая графика и достойная оптимизация на Switch; более удобный, чем в World, мультиплеер.
Минусы: не самый увлекательный эндгейм; любителям захватывающих сюжетов здесь делать нечего.