
My Time at Sandrock
Обзор самого медитативного симулятора фермера
Хороший симулятор деревенской жизни способен подарить игрокам уйму эмоций и надолго отвлечь от серости будней — это многократно подтверждалось на примере Stardew Valley, серий Animal Crossing, Rune Factory и Harvest Moon. Ведь что может быть медитативнее и приятнее работы на ферме под расслабляющую музыку?
Китайская студия Pathea Games не впервые на поле подобных игр, а потому ценители жанра могут быть уверены в качестве. После успешной My Time at Portia, которую многие игроки окрестили «Stardew Valley в 3D», разработчики тут же взялись за продолжение, но теперь учитывали пожелания своих фанатов, прокачав новую игру как визуально, так и сюжетно. Дождливая, пасмурная осень, холод и кромешная тьма уже в пять вечера — чем не повод отправиться на ферму в жаркую пустыню?
Суровый, но красочный постапокалипсис
События серии My Time разворачиваются в вымышленной вселенной на просторах постапокалиптического мира. Эра, которую местные жители называют Эпохой Разложения, мало чем не отличалась от реального современного мира: человечество бороздило просторы космоса, учёные баловались искусственным интеллектом, генной инженерией и созданием боевых роботов. Жадность, гордыня и гонка вооружений привела к очередной войне, и в ходе ядерной зимы из-за климатических изменений солнце надолго скрылось за пеплом и облаками, вынудив людей селиться под землёй. Прошло несколько поколений, прежде чем жизнь снаружи стала безопасной, но люди до сих пор помнят о катастрофе и избегают реликтов старого мира.


И если жители Порции (городка из первой части) сталкивались с пережитками прошлого играючи, то Сэндрок находится в совсем других условиях, ведь справляется он не только с последствиями апокалипсиса. Небольшой шахтёрский городок посреди безжизненной пустыни то подвергается набегам со стороны природы — её вечных злых ветров, засухи и песчаных бурь, то страдает от нашествия разумных ящеров, бандитов и недружелюбно настроенного соседнего государства. В момент прибытия главного героя Сэндрок находится в плачевном состоянии, его жители балансируют на грани выживания, и именно игроку предстоит взять на себя роль мастера и превратить обветшалый городок в жемчужину пустыни.
В отличие от строителя Порции, который по канонам симуляторов фермерской жизни унаследовал старую мастерскую своего родственника, главный герой новой части приезжает с ответственной миссией по контракту, а потому местные жители возлагают на него большие надежды. С большой ответственностью приходит много работы, а потому мастер тотчас бросается в неравный бой с природой.
Мастер на все руки
Серию Harvest Moon можно считать первопроходцем в жанре симуляторов жизни на ферме — Ясухиро Вада (Yasuhiro Wada) создавал игру по собственным детским воспоминаниям, поэтому сражения в концепцию спокойного деревенского времяпрепровождения не вписывались. Её духовная наследница, Stardew Valley, во многом копировала идеи японской серии, но останавливаться на садоводстве не захотела — тамошнему герою приходилось снимать шляпу фермера, брать меч и спускаться в кишащие врагами подземелья. Серия My Time пошла ещё дальше — теперь протагонист не только фермер и искатель приключений, но также мастер широкого профиля, в обязанности которого входит строительство различного оборудования, начиная от светящейся вывески над баром и заканчивая мостами через пустынные ущелья.


Но великие успехи у мастера ещё впереди — поначалу он всего лишь никому не известный приезжий из большого города, которому предстоит завоевать доверие сэндрокцев и привести в порядок собственную мастерскую. Мне, например, для полного прохождения понадобилось около 200 часов, и даже после стольких усилий я исследовала не весь доступный контент.
Как и в первой части, по приезде в город главный герой должен зарегистрировать свою мастерскую в Торговой гильдии и дать ей название, после чего он сможет брать заказы у местных жителей на специальной доске с объявлениями. Квесты гильдии варьируются от простых к сложным и оплачиваются соответственно — начинающий мастер сможет брать лишь одно поручение в день, но с развитием мастерской и открытием перков начнёт сметать с доски вообще все заказы. Главное, чтобы они были сделаны в срок.



Поручения гильдии — лучший способ социализироваться и познакомиться с городом и местными жителями, которые с опаской относятся к новенькому и предпочитают держаться особняком. Завоевать их доверие не так сложно, как кажется, и уже спустя несколько выполненных заказов новые соседи будут давать квесты, звать в бар, на пикники и прогулки по пустыне на якмелях, а город будет раскрываться с другой стороны.
После путешествия по Сэндроку мне снова захотелось побывать в Порции, и при детальном разборе изменения видны невооружённым глазом — авторы уделили много внимания переработке анатомии, улучшению графики и производительности, полировке механик и автоматизации мастерской. Студия набралась опыта и повзрослела, а вместе с ней повзрослела и серия — истории персонажей стали гораздо мрачнее, а сюжет, ранее вертевшийся вокруг борьбы со смешными крысами и роботами, исследует темы коррупции, войны, пропаганды и тоталитарных государств, сильно диссонируя с узнаваемым мультяшным стилем и лёгким юмором.
Экономьте воду!
Взрослению серии помогла и смена сеттинга — если в первой части герой мог наслаждаться беззаботными деньками на зелёной лужайке, то жизнь в Сэндроке сложно назвать отпуском. Засушливый климат, отсутствие воды и удалённость от крупных городов накладывают множество ограничений на работу строителя.



Все эти ограничения доставляют неудобства лишь поначалу — смирившись с климатом, можно найти множество хитростей и победить природу, не навредив ей. К примеру, воду предлагают закупать в магазине ежедневно, но по низким ценам, а также можно собирать росу при помощи специальных устройств. Вместо деревьев есть вариант рубить обломки и отходы, старые пни и кактусы за пределами города, а с любой песчаной бурей легко справятся специальное снаряжение и высокие противопылевые заборы.
Суровый климат, палящее солнце, пылевые бури и отсутствие воды сильнее всего сказываются на садоводстве, которое по традиции должно оставаться краеугольным камнем любого симулятора жизни на ферме. С самой механикой огородов познакомят далеко не сразу, да и выращивать продукты на грядках в пустыне — занятие не из дешёвых, хоть со временем и окупится. Для огородничества в пустыне понадобится чуть больше ресурсов, чем обычно, — специальная тяпка, формирующая защищённые соломой грядки, удобрения, которые будут повышать уровень земли и со временем превратят её в чернозём, а также огромное количество воды, терпения и времени.


Тема выживания проходит красной нитью через основную сюжетную линию My Time at Sandrock. Как и в первой части, здесь есть полноценная кампания с конечной целью — найти способ высаживать деревья в пустыне и построить дорогу через горный перевал к Порции, чтобы обеспечить город едой и водой. Задача кажется неосуществимой, но нет ничего невозможного с хорошем мастером, даже если путь к осуществлению мечты будут преграждать агрессивно настроенные личности, которые то и дело терроризируют маленький городок.
На защите своего дома
С людьми, желающими отхватить кусочек от Сэндрока, игрок повстречается в первой же кат-сцене — парочка бандитов будет то и дело вставлять палки в колёса, портить имущество и всячески мешать жизни города. Освоившись в Сэндроке и присоединившись к Гражданскому корпусу (местной полиции), мастер сможет защитить город от нашествия, выяснить причину неприязни бандитов и распутать огромный клубок лжи, к которому причастны власти, шпионы, местная церковь и соседнее тоталитарное государство Дувос.

С таким количеством врагов, желающих навредить Сэндроку, местным силам правопорядка понадобится нечто посерьёзнее мечей и копий. Церковь Света обычно запрещает использовать изобретения Эпохи Разложения, но в такой ситуации готова закрыть глаза — помимо холодного оружия в игре доступны пистолеты, автоматы и дробовики, которые неплохо показывают себя во время столкновений с врагами. Драться придётся много, хотя боевая система со времён «Порции» особо не изменилась — перекаты и потеря сознания в бою присутствуют, но игра не наказывает за поражения и позволяет исследовать историю практически не напрягаясь.
Даже при этом пару непростых моментов я всё же обнаружила: когда пыталась заполучить достижение за победу над «самым сильным» персонажем и ближе к концу игры, во время поединка, в котором мастер должен был продержаться несколько минут.
Идеальный симулятор жизни
Выполнение заказов, садоводство и защита города — далеко не единственные активности, доступные мастеру. Игроку предстоит много гриндить, спускаясь в подземные руины городов Эпохи Разложения, собирать артефакты и отправлять их в музей, зависать в игровом клубе, исследовать большой мир, участвовать в различных городских праздниках, общаться с людьми, заводить друзей, создваать семью, выполнять побочные квесты и обустраивать собственный участок.


Даже с таким количеством побочных активностей любое большое приключение кажется скучным и неполноценным без хорошей компании. Игроки ещё во времён раннего доступа первой My Time слёзно просили разработчиков о мультиплеере, и спустя несколько открытых тестов он наконец-то появился, но уже в Сэндроке. В отдельном режиме четверым игрокам предлагают взять на себя роль мастеров и заглянуть в прошлое, за три года до приезда в город героя из одиночного приключения.

И если одиночная кампания на протяжении 200 часов радовала меня количеством контента, отсутствием критических багов и проработкой мира, то мультиплеерный режим хвалить сложно. За несколько часов игры в компании мы столкнулись с плохим сетевым кодом, багами и неровным игровым процессом, в равной степени скучным и несбалансированным.

Юным мастерам с первых минут игры предлагают браться за масштабные строительные проекты, которые заставляют заниматься гриндом без необходимости изучать город и его обитателей, побочные квесты отсутствуют, а весь сюжет сводится к благоустройству города без каких-либо тайн и загадок. Неизвестно, что помешало Pathea Games потратить чуть больше времени и адаптировать одиночную кампанию для кооперативного прохождения, но в мультиплеере делать нечего, по крайней мере сейчас.
Несмотря на разочаровывающий кооперативный режим, ничего не помешало мне наслаждаться одиночной кампанией My Time at Sandrock сначала полтора года в раннем доступе, а потом и на релизе. Игры серии My Time — отличное лекарство от хандры и хороший тайм-киллер для холодной поры года. Неторопливое, наполненное гриндом и историями приключение сможет затянуть на несколько долгих вечеров, потому что возвращаться в наполненный событиями город, где тебе всегда рады, очень приятно. Ещё приятнее будет со временем увидеть продолжение серии с возможностью исследовать различные уголки постапокалиптического, но очень приветливого мира: от военизированной империи Дувос до Люсьена, Буревея и Атары.
Плюсы: визуальный стиль похорошел и стал более детализированным; переработанная анатомия; автоматизация процессов в мастерской стала ещё удобнее; огромный открытый мир с кучей тайн; красивые пустынные пейзажи; сюжет основной кампании и внезапное взросление серии.
Минусы: боевая система всё так же кажется лишней; неприятные, но некритичные баги, которые чаще всего исправляются перезагрузкой; отсутствие «лока» на многих сценах и в диалогах, что рушит атмосферу; часть диалогов не озвучены; мультиплеерный режим.