Persona 3 Portable
Стоит ли играть в Persona 3 Portable?
Благодаря Persona 5 число поклонников серии заметно увеличилось. Им наверняка хочется поиграть во что-то похожее, вот только Persona 6 на горизонте не видно, да и прошлые игры достать проблематично. SEGA и Atlus решили эту проблему: сначала Persona 4 Golden портировали на PC, а теперь там появилась и Persona 3 Portable, также доступная на всех актуальных консолях. Но можно ли сказать, что третья часть — то, что ищут фанаты пятой?
Not great, not terrible
С Persona 3 получается нестандартная ситуация — хотя у неё существует несколько версий, ни одну нельзя рекомендовать однозначно. Есть оригинал, вышедший в 2006 году на PlayStation 2. Там же есть Persona 3 FES, эдакая режиссёрская версия с бонусным контентом, в том числе с сюжетным эпилогом. А есть Persona 3 Portable, где от эпилога отказались, зато добавили ещё одного играбельного персонажа и подкорректировали геймплей. Вот только это портативная версия для PSP, так что от «персоны» для домашней консоли она сильно отличается внешне.
В идеальном мире Atlus объединила бы достоинства всех этих версий, но на сегодняшний день новичкам приходится довольствоваться портом с PSP. Главное, что отличает его от «нормальной» Persona 3 (да и от поздних игр серии), — двухмерное окружение за пределами «данжей», по которому нельзя свободно ходить. Школа, город, общежитие, комната главного героя — всё оформлено в виде статичных картинок, и все персонажи застыли на этих локациях, словно статуи. Игроку остаётся лишь водить курсором и выбирать, в какой магазин он хочет зайти и на какой этаж подняться.
В сюжетных и побочных диалогах трёхмерные модели мы тоже не видим — только 2D-изображения, как в визуальных новеллах. Некоторые сцены выглядят из-за этого странно — к примеру, когда по сюжету вы смотрите видеозапись, на экране показывают пустую комнату, а в субтитрах рассказывается, как кто-то по ней ходит. Но особенно обидная потеря для портативной версии — анимешные видеоролики, которые в этом переиздании возвращать не стали. Пускай у них было бы низкое разрешение, возмущения это бы вряд ли вызвало.
Даже в таком виде Persona остаётся «персоной»: главный герой почти каждый день ходит в школу, после чего может потратить время до вечера на развлечения. Сходить в кинотеатр, заняться подработкой в магазине или кафе, поиграть в MMORPG, заняться учёбой — всё это позволяет либо деньжат заработать, либо улучшить характеристики, впоследствии открывающие новые возможности. Ну и, конечно, необходимо проводить время с новыми знакомыми, коих здесь хватает — от одноклассника и руководителя спортивного клуба до студента по обмену и одинокой девочки в парке. Чем активнее с ними общаешься, тем лучше результаты при объединении персон.
Однако, поскольку мы не гуляем по городу и коридорам школы, а кликаем курсором по локациям, удовольствия от общения не так много, как в более поздних «персонах». Здесь ты будто нажимаешь на кнопки, чтобы начать беседу и увеличить циферки в меню, и как-то нет в этом души — никого не встретишь случайно, пока идёшь в кафе улучшать характеристики. Да, портреты симпатичные, диалоги хорошо написаны, а собеседники порой попадают в забавные ситуации. Но всё равно скучаешь по тому, как всё это оформлено в более актуальных играх серии.
Что точно не испортили в портативной версии, так это сюжет — это попросту невозможно. Хотя роликов нет и подачей диалогов игра напоминает Ace Attorney, а не Persona, повествование остаётся очень сильной стороной проекта. Третью часть называют самой мрачной в серии — достаточно увидеть, как персонажи здесь призывают своих персон. История относительно долго разгоняется, но увлекательности не теряет.
Плюс здесь есть возможность играть за женского персонажа. В этом случае открывается доступ к новым социальным связям, а в сюжетных диалогах героиня отвечает более задорно, нежели мрачный парень. Создатели рекомендуют сначала пройти сюжет за парня, а потом сделать то же самое за девушку, но игра слишком длинная (50+ часов), чтобы хотелось этим заниматься. Если вас волнует канон и хочется проходить игру в том виде, в каком она задумывалась изначально, то стоит выбрать персонажа мужского пола. Если нет — девушка заметно лучше.
Как на работу
Проходить игру дважды не возникает желание из-за того, как тоскливы здесь «данжи». Почти каждую ночь ребята могут отправляться в Тартар, эдакую башню со множеством этажей-лабиринтов, где снуют Тени и расставлены чемоданы с лутом. Хотя внешний вид лабиринтов иногда меняется, структура остаётся той же, и наскучивает это очень быстро. Попадаете на новый этаж, бегаете по нему, сверяясь с мини-картой, нападаете на противников и пытаетесь найти лестницу, ведущую к следующему этажу. Повторяете это много, очень много раз, пока не наткнётесь на тупик — значит, нужно дальше продвинуться по основному сюжету, а потом вернуться.
Сами сражения, как всегда, интересны — в этом плане Persona 3 Portable не слишком отстаёт от последних игр серии. У противников есть слабые и сильные стороны, у ваших персон тоже, со временем изучаешь новые способности, повышаешь уровни, можешь смешивать одних персон с другими для получения новых «бойцов». Если всех противников отряд ударил по слабому месту и они оглушены, можно совершить совместную атаку, а иногда компаньон предлагает вам вдвоём атаковать какого-то оппонента.
В Portable разработчики позволили игроку управлять не только главным героем, но и его соратниками, в то время как в версии FES такой опции не было. Контроль над всеми участниками боя упрощает сражения — хотя союзники охотно лечат друг друга, во время атак они порой принимают странные решения. Как и во всех «персонах», цель получает критический урон и оглушается при использовании какой-то стихии — если удалось это сделать, можете совершить ещё один ход, а затем повторить этот процесс с другими врагами. Управляемые ИИ компаньоны оглушают цель, а затем зачем-то бьют её ещё раз, вместо того чтобы напасть на кого-то ещё и запустить совместную атаку. Если вас это раздражает, можно лично принимать решения за каждого.
Процесс получения новых персон знаком тем, кто играл в Persona 4 Golden, — после боёв запускается своеобразная лотерея, где помимо персон можно выиграть деньги, опыт, экипировку или что-то ещё. Ну и смешивать персон, конечно, тоже можно — это единственный способ получения многих из них. Что точно вызовет дискомфорт, так это отсутствие возможности выбирать способности, которые хочешь передать новой персоне, — пускай это упростило бы игру, «гринд» в Тартаре стал бы чуточку менее тоскливым.
Да и появление такой функции сделало бы эту версию более привлекательной для тех, кто ранее уже проходил игру. В этом порте (его и ремастером-то не назовёшь) нововведений смехотворно мало. Теперь можно менять сложность при первом прохождении и делать это в любой момент, а также появилось быстрое сохранение, как в недавней Shin Megami Tensei III Nocturne HD Remaster. Это не полноценное сохранение, а возможность выйти из игры и продолжить потом с того же места. Ну и визуально игра смотрится хорошо — что-то перерисовали сами, для чего-то использовали нейросеть, и в результате всё выглядит чистенько и современно.
На днях инсайдер на форуме ResetEra сообщил, что в разработке находится не только Persona 6, но и ремейк Persona 3, который якобы анонсируют летом. Если это действительно так, я бы рекомендовал ознакомиться с этой частью серии когда-нибудь потом. Возможно, на Nintendo Switch или Steam Deck версия Portable будет играться нормально — всё-таки это портативные платформы. Но когда проходишь игру на большом телевизоре или мониторе, очень трудно не сравнивать её с Persona 4 Golden и уж тем более с Persona 5 Royal, воображая, как могла бы выглядеть современная версия.