Re: Zero - Life in Another World in VR
Обзор
«Re:ZERO. Жизнь с нуля в альтернативном мире» – это роман Таппэя Нагацуки (Tappei Nagatsuki), по которому в 2014 году вышли 25 томов ранобэ. Через два года появился одноимённый аниме-сериал, высоко оценённый и публикой, и критиками – настолько высоко, что в 2020-м по просьбам трудящихся транслировалась режиссёрская версия. Тогда же вышла первая часть второго сезона аниме, а её продолжение транслируется уже в этом году, с 6 января. Были, конечно, и манга-адаптации, и предназначенные для домашнего просмотра OVA-фильмы, и игры. Последние, правда, появлялись только на японском рынке. А первой для всеобщего просмотра стала визуальная новелла Re:ZERO -Starting Life in Another World- The Prophecy of the Throne. Что же из неё получилось?
Лучшее аниме, полагаю
«Re:ZERO. Жизнь с нуля в альтернативном мире» – на самом деле шикарное аниме, одно из лучших за последние годы. Оно получилось удивительно насыщенным и многогранным, богатым и на персонажей, и на разные темы, и на сюжетные линии. Начинается всё как история о типичном «попаданце» – так называют тех, кто случайно или нет попал в параллельный/виртуальный мир, связанный с играми (очень частая тема), фэнтези или научной фантастикой.
Вот и Субару Нацуки, обычный школьник и фанатичный геймер, из нашего мира переносится в фэнтезийную страну Лугуника, где кареты запряжены драконами, в горничных служат няшные демоницы, а претенденткой на трон императрицы может стать полуэльфийка. Он, конечно, сразу же встречает свою вайфу – ту самую полуэльфийку с серебряными волосами, Эмилию. И обнаруживает уникальную способность возвращаться после смерти в прошлое, чтобы изменить события и избежать печального итога.
Да, практически сразу он погибает, но тут же возвращается и начинает заново переживать свой «День сурка». Несмотря на обилие смертей и достаточно жесткие (притом лихо поставленные) сцены сражений, история поначалу кажется почти юмористической – во многом благодаря образу главного героя. Он предстаёт этаким эксцентричным дурачком, который мерит всё по законам понятных ему игр, пытается полежать на коленках у красивой вайфу, много хвастается и постоянно попадает в идиотские ситуации. Неслучайно один из самых популярных комментариев среди зрителей звучит как риторический вопрос: боже, почему Субару такой тупой?
А способность возвращаться после смерти выглядит этакой забавной развлекательной «фишкой», которая в числе прочего поможет герою выстраивать отношения с девушками. Благо их тут много, и даже садистка «охотница за потрохами» выглядит так, что убивать её не хочется. Но особенно среди девушек помимо Эмилии выделяются, полагаю, Беатрис (выглядит как малышка, но очень сильна в магии) и, конечно, сёстры-близняшки из расы демонов Рам и Рем, которые сегодня являются одними из лидеров у косплеерш.
Причём Рем показана настолько живой и эмоциональной, а их отношения с Субару настолько не вписываются в привычный для таких историй формат, что вторым по популярности комментарием у зрителей стал вопрос: почему Субару с Эмилией, а не с Рем?
Однако в итоге обычная, казалось бы, история про отношения с девушками в первом сезоне превращается одновременно в интригующий детектив, психологический триллер (местами – хоррор) и настоящую драму, которая даже 45-летнего любителя Тарковского и Ларса фон Триера сумела пару раз пробить на слезу. Да и сам Субару повзрослел по ходу сериала.
А ещё тут классный саундтрек. Чего стоит только главная тема
Почти как в сериале
Так вот, визуальная новелла Re:ZERO -Starting Life in Another World- The Prophecy of the Throne, написанная при активном участии автора оригинала, Таппэя Нагацуки, в целом повторяет историю первого сезона аниме. Субару общается с Эмилией, Рам и Рем, живёт в особняке волшебника Розваля, огребает от магической ладошки Беатрис, неохотно принимает лечебные процедуры рыцаря-кошки Феликса, противостоит культу Ведьмы и пытается помочь своей вайфу взойти на трон.
На месте и воровка Фелп, и Круш, и другие претендентки на трон, и умопомрачительный архиепископ лени Петельгейзе, и почти все остальные. Конечно, же Субару часто умирает и возвращается, на чём и строится история.
Есть и экшн-сцены, но они выглядят примерно так
Но при этом события показаны несколько иначе. Беатрис, например, поначалу уделяется намного меньше внимания. А классические ситуации с ней (вроде высасывания из тела Субару маны) раскручиваются по-новому и становятся движущей силой истории.
Рем же практически изначально относится к Субару так, как в сериале относилась в конце. И вообще многие подробности из оригинала остаются за кадром. Но при этом в некоторых ключевых сценах нас специально спрашивают: сразу, мол, перейти к продвижению истории или сначала сделать экскурс в прошлое? Так что новичков стараются вводить в курс дела. Хотя играть в Re:ZERO -Starting Life in Another World- The Prophecy of the Throne без знакомства с оригиналом крайне не рекомендуется – это всё же больше игра для фанатов.
Все эти изменения нужны для того, чтобы сместить вектор и сосредоточить историю именно на королевских выборах и на том, чтобы найти среди претенденток самозванку. При этом появились новые детали и персонажи:
Так, в городе, когда мы общаемся с одной из претендующих на трон девушек, на нас нападает мужик в маске:
Потом и вовсе случается теракт с участием моего любимчика, архиепископа Петельгейзе. А в самом начале игры Субару, Эмилии и Рем приходится спасать торговцев от бандитов. То, как герой по своей врождённой глупости поступит после победы над ними, приведёт к очередным трагическим событиям и массовому падежу персонажей, после чего Субару придётся использовать свою уникальную способность и придумывать, как в следующий раз этого избежать.
Другое дело, что Субару ошибается и ищет способы это исправить по сценарию. А тот преимущественно линейный. Ситуации выбора есть, но они в большинстве своём влияют на локальные события, а также на успех/неуспех тактических миссий.
Для галочки
Да, в Re:ZERO -Starting Life in Another World- The Prophecy of the Throne, как и в недавней Utawarerumono: Prelude to the Fallen и во многих других визуальных новеллах, авторы разбавляют чтение диалогов околотактическими элементами. В данном случае это выглядит так: в ключевой ситуации начинается миссия, в которой мы, управляя фигуркой Субару, должны решить задачу – например, спастись от убийцы, избежать гибели от невидимых рук архиепископа или задержать бандитов.
Все действия разбиты на фазы. В своей мы в реальном времени можем перемещаться, общаться, проверять активные точки, подбирать предметы и решать, что делать – сдвинуть повозку, чтобы заблокировать путь, освободить проход, чтобы стража могла призвать подкрепление, и так далее. Когда наша фаза заканчивается, ход переходит к оппонентам и союзникам (тем же стражникам) – они тоже совершают свои действия в реальном времени.
Изучив активную точку или подобрав что-то, мы запомним связанное с этим действие – оно помещается в инвентарь. Потом в разговоре с кем-то или при исследовании локации можно попытаться применить его в правильном месте – скажем, подобрав яблоки, бросить их в Петельгейзе. Если сделали всё правильно – миссия выполнена успешно, если нет – герои погибают, Субару опять использует свою способность возвращения после смерти, и миссия запускается заново.
На условия выполнения задания можно повлиять, выбрав перед стартом один из двух вариантов – с какой стороны, например, атаковать, кого взять, а кого оставить и так далее. Причём бывает, что доступен только один вариант – значит, для появления второго мы выполнили не все условия, недостаточно изучили окружение. Игра сообщает, что такие решения «меняют будущее», но меняют они в основном ситуацию в конкретной миссии. Да и ситуаций таких немного.
Периодически мы можем бегать по локациям и общаться с персонажами вне миссий. И даже выбирать маршрут на глобальной карте. Но, как правило, нас просто не пустят туда, куда не положено по сюжету.
В общем, такие исследовательские и околотактические вставки, безусловно, разбавляют типичный для визуальных новелл геймплей, но едва ли делают происходящее сильно интереснее – как это часто бывает в таких случаях, они пришиты белыми нитками и воспринимаются как инородное тело.
Re:ZERO -Starting Life in Another World- The Prophecy of the Throne – неидеальная игра. Хотелось бы больше нелинейности, тем более учитывая уникальную способность главного героя возвращаться после гибели и менять события. Попытки разбавить геймплей выглядят интересными по задумке, но реализовывали их, кажется, по принципу «Чтобы было». А в PC-версии не хватает полноценной поддержки мыши.
Тем не менее тут есть главное – увлекательная история в тех же декорациях, но дополняющая оригинальную, новые сцены, подробности и интересные персонажи от авторов первоисточника. И всё это – на уровне аниме-сериала. Особенно удался образ милашки Рем – поэтому вопрос, почему Субару не с ней, звучит тут ещё более актуально. К тому же игра шикарно выглядит и звучит – персонажи выразительно озвучены (и на японском, и на английском), а сцены с ними отнюдь не статичные – анимации тоже много. Так что для поклонников аниме это однозначный подарок, полагаю.
Плюсы: шикарный сюжет, расширяющий оригинальную историю; колоритные персонажи, в том числе новые; диалоги; красочная графика; выразительная озвучка и музыка.
Минусы: игре с таким главным героем и его уникальной способностью не хватает нелинейности, а попыткам разбавить привычный для ВН геймплей – глубины.