Shadowrun: Hong Kong
Обзор
Обычно как бывает: выходит готовая игра с полностью работающей механикой и базовой функциональностью, а потом к ней выпускаются дополнения, которые добавляют новый сюжет, предметы, квесты и какие-нибудь интересные особенности. В случае с киберпанковской RPG Shadowrun Returns, вышедшей в 2013-м, всё не так: дополнения как раз привносят базовые функции, которые должны были быть здесь изначально.
Поэтапное развитие
Одна из самых ярких, необычных и нелепых игровых вселенных (сродни тем, что рождаются в Японии), где в киберпанковском будущем соседствуют магия, технологии, люди, эльфы, дварфы и орки-хакеры, а крупнейшую мафиозную корпорацию возглавляет… дракон, привлекла к Shadowrun Returns повышенное внимание. А интересный сюжет, отличные диалоги, неоновая атмосфера настоящего киберпанка и ностальгический дух текстовой RPG обеспечили ей ещё и любовь многих игроков.
Однако, чтобы игра начала выглядеть так, как это принято сегодня в приличном обществе, понадобились два года и два крупных независимых аддона. Год назад, в Shadowrun Returns: Dragonfall, пошаговые сражения наконец обрели тактическую сложность, появились быстрые сохранения, наёмники и колоритные напарники, готовые плакаться вам в жилетку, спорить, советовать и вспоминать своё тяжёлое детство. В Shadowrun: Hong Kong же нам разрешили этих напарников развивать по своему усмотрению (каждому доступны две альтернативные ветки умений) и даже (о чудо!) более-менее внятно обмениваться между ними предметами.
Другое шокирующее достижение — анимированные вставки (роликами их назвать трудно), которые иллюстрируют сюжет. Кроме того, теперь можно встраивать в тело не только имплантаты с пассивными бонусами, но и кибероружие. Появились и так называемые засады, когда вы сами заранее переходите в режим пошагового боя (надо нажать соответствующую кнопку), а не ждёте, когда это сделают заметившие вас враги.
Куда важнее то, что авторы серьёзно переработали геймплей в виртуальном пространстве, то бишь в Матрице, где эльфы или орки-хакеры (их тут называют декерами) воруют данные и дерутся с файерволлами. Теперь он ближе к стелсу: мы прячемся от охранных программ, стараясь не попадаться им на глаза, проходим мини-игры или вводим заранее найденные пароли, чтобы взломать ту или иную систему. Причём лимит ошибок ограничен: каждая неудачная попытка взлома и каждое обнаружение врагом приближают тот момент, когда будет поднята тревога, и тогда к вашему декеру сбегутся не только виртуальные, но и вполне реальные охранники.
Живые и мёртвые
Всё это, надо признать, сделало игровой процесс сложнее и разнообразнее, но без новой сюжетной кампании такие добавки не стоили бы тех 1.2 млн долларов, которые были собраны на Shadowrun: Hong Kong через «Кикстартер». Именно новая сюжетная кампания — главное блюдо игры. Сценарий сразу загоняет героя в угол: он теряет приёмного отца, скрывается от полиции, уходит в подполье и вынужденно работает на главаря одной из мафиозных группировок, крайне опасную дамочку, обожающую, чтобы её называли тётушкой…
Понятно, что скучать не приходится. Мы расследуем серийные убийства, шантажируем режиссёров, участвуем в бандитских разборках, воруем артефакты из музея и конкурируем с другими «шэдоураннерами», пытаясь достать важный прототип лазерного оружия, — причём вам ещё придётся решать, бросить их на верную смерть или всё-таки помочь друг другу выбраться из западни. Параллельно герою и его компаньонам снятся какие-то странные кошмары, и он пытается выяснить, что всё это значит и что всё-таки случилось с его приёмным отцом.
В общем, вроде бы всё как всегда: интриги, скандалы, расследования, а также колоритные напарники со своими думами и чаяниями и неочевидный моральный выбор. Но в Shadowrun: Hong Kong сценаристам снова удаётся удивить нас, повидавших, казалось бы, в этой нетривиальной вселенной всё, что можно и что нельзя. Как вам, например, перспектива оставить в живых серийного убийцу-каннибала из числа гулей, чтобы потом работать с ним в одной команде и вести долгие беседы о культурных традициях Японии, расизме, нацизме, самурайской чести и его детских воспоминаниях?
С одной стороны, Shadowrun: Hong Kong и вся эта удивительная серия за авторством Harebrained Schemes — это, конечно, несусветная наглость, вскормленная модой на «Кикстартер». Хотите, чтобы были быстрые сохранения? Покупайте дополнение. Хотите, чтобы появились анимированные ролики и возможность лично «прокачивать» напарников? Платите миллион долларов!
Однако сюжет, персонажи, тексты и сама вселенная настолько привлекательны и необычны, что мы готовы платить и поддерживать. И, видимо, будем делать это ещё не раз — ведь в игре до сих пор остались проблемы с анимацией персонажей, ИИ и интерфейсом, да и мини-карта отсутствует. Но очень не хочется, чтобы с Harebrained Schemes брали пример другие разработчики. Лучше всё-таки сразу выпускать полноценный продукт, а не размазывать его потом дополнениями на три года.
Плюсы: увлекательный сюжет; яркие персонажи; обновлённый «виртуальный» геймплей; возможность использовать кибероружие и лично развивать напарников; симпатичная картинка.
Минусы: слабая анимация персонажей; не самые удобные управление и интерфейс; ИИ в сражениях периодически ведёт себя крайне глупо.