STASIS: BONE TOTEM
Обзор
THE BROTHERHOOD — независимая инди-студия, расположенная в Кейптауне. Название выбрано неслучайно: компания состоит всего из двух человек с одной фамилией на двоих — Ника и Криса Бишофф (Nic & Chris Bischoff). Скромный кадровый состав не мешает братьям делать неплохие игры, которые положительно оценивают как аудитория, так и пресса. Дебютный проект THE BROTHERHOOD, научно-фантастический триллер Stasis (2015), запал в душу даже такому далёкому от жанра point’n’click автору, как ваш покорный слуга, и получил заслуженное «Похвально», а CAYNE и Beautiful Desolation удостоились аналогичной оценки от Кирилла Волошина.
В последний день мая вышла STASIS: BONE TOTEM, завершающая антологию, включающую Stasis и CAYNE. Ещё одно «Похвально»?
Последний шанс
Мак и Чарли — семейная пара, путешествующая по океану в поисках нехитрого, но опасного заработка: они снимают оборудование с заброшенных кораблей, чтобы продать всё, что имеет хоть какую-то ценность. Дела у супругов идут неважно: куча неоплаченных счетов, разваливающийся личный катер и, самое главное, страшная семейная трагедия — их дочь по имени Хоуп совсем недавно утонула в море. Она пыталась спасти любимую игрушку — Моисея, полуразумного робота в форме плюшевого медведя, но не справилась со стихией.
Чарли и Мак винят себя в гибели ребёнка, а Моисея и вовсе пришлось выключить: больше напоминающий то ли члена семьи, то ли домашнее животное робот-медведь не до конца понимает, что случилось, но страдает от утраты не меньше родителей.
После долгих поисков им наконец улыбнулась удача — во время шторма они наткнулись на заброшенную морскую платформу, на которой наверняка есть чем поживиться, а поиски добычи помогут отвлечься от тяжёлых мыслей. Впрочем, последнему оказалось не суждено сбыться — на платформе ни души, зато хватает трупов с признаками насильственной смерти. Тут произошло что-то страшное и странное, но что именно? Судьбу персонала платформы не разгадать с наскока: судя по всему, люди погибали как от несчастных случаев, так и вследствие кровавых ритуалов или расстрелов.
Желание докопаться до истины гонит героев вниз, на подводные уровни станции. Приходится включить Моисея: помощь робота придётся как нельзя кстати, когда дело дойдёт до труднодоступных мест. Хорошо, что у всей троицы есть портативные телепорты, с помощью которых можно обмениваться предметами, — это позволяет разделиться и действовать независимо друг от друга. Но чем ниже спускаются персонажи, тем мрачнее и опаснее становится окружающий мир — впрочем, именно за этим мы и запустили Bone Totem, не так ли?
Страшная красота
THE BROTHERHOOD верна себе: любовь разработчиков к тошнотворным сценам, с выпотрошенными телами, полуживыми трупами, гнилой плотью, литрами крови и прочим гадостями, стала визитной карточкой студии. Одни текстовые описания чего стоят: даже в безобидном предмете обязательно найдётся место для какой-нибудь мерзкой детали, которую сценарист не постесняется лишний раз подчеркнуть. Но, конечно, куда больше на погружение в атмосферу кровавого безумия работает сам графический дизайн.
По сравнению со Stasis уровень визуального мастерства авторов значительно вырос, и они не преминули воспользоваться новыми умениями. Объяснять текстом тут бесполезно — можете просто посмотреть на скриншоты. Поверьте на слово: почти в каждой локации, за исключением стартовых, будет минимум одна с любовью нарисованная гадость, начиная c банальных человеческих костей, заканчивая развешанным по стенам внутренностям. Тем не менее увиденное впечатляет, даже если оставить за скобками кровавые детали. Художники умеют создавать красочные уровни, а от некоторых сцен захватывает дух — настолько эпично они выглядят.
Радует, что дизайнеры не скатились в примитивный эпатаж ради эпатажа, чем, например, страдали авторы Agony и Succubus, и не стали копировать работы Ханса Гигера (Hans Rudolf Giger), как сделали разработчики Scorn. Во внешнем оформлении чувствуется узнаваемый стиль, ставший качественным развитием визуальных идей Stasis и CAYNE.
Сложно, но доступно
Под стать антуражу и геймплей. Любимое занятие главных героев в проектах студии — изучать человеческие останки в поисках ценных предметов. Я, конечно, утрирую, одними трупами дело не ограничивается, но к натуралистичности некоторых сцен стоит быть готовым. Найденные вещи можно свободно перемещать между героями — инвентарь тут общий. А вот возможности у всех разные: Мак умеет ломать и разбирать вещи, а Чарли — соединять и конструировать из двух предметов новые. Моисей не умеет ничего, зато он прекрасный хакер и отличный разведчик в тех местах, куда человеку не пробраться из-за размеров или враждебной окружающей среды.
Основа игрового процесса стандартна для жанра: изучаем локации, ищем предметы, решаем с их помощью головоломки и слушаем разговоры персонажей. Не обошлось и без вездесущих записок — разбросанные по уровням цифровые планшеты и документы рассказывают небольшие сюжеты из жизни прежних обитателей (как водится, уже мёртвых) и помогают понять, что тут вообще случилось.
Пожалуй, главный вопрос, когда речь заходит о point’n’click, касается загадок и мини-игр: хватит ли для их решения внимательности и логики, или авторы решили помучить игрока максимально несуразными способами прохождения? В Bone Totem с этим всё нормально: есть места, где придётся подумать и внимательнее изучить те самые записки или документы в поисках подсказок, но в целом разработчики обошлись без усложнённых сверх меры головоломок. Напрягает разве что необходимость иногда возвращаться на уже посещённые локации — после некоторых действий (зачастую другим персонажем) там могут открыться новые активные точки.
Это кровь или клюквенный сок?
Если привыкнуть к кровавым сценам, то вскоре замечаешь, что история не так морально давит, как, например, в Stasis, где главный герой был на грани безумия и мог покончить жизнь самоубийством с помощью любого предмета в инвентаре. Здесь тоже есть такая возможность, но она ограниченна и выглядит скорее как отсылка к прошлым играм.
Bone Totem старается выглядеть серьёзнее и выходит за рамки обычного триллера. Задумка, может, и хорошая, но хоррор авторам удаётся куда лучше. Завязка намекает на ключевую для антологии тему — родительский инстинкт: ответственность за своего ребёнка, боязнь его потерять. Но раскрывается она совсем слабо и очень быстро уступает место истории о заброшенной платформе и о том, что́ главные герои нашли в глубине под ней. Почти никак не обыгрывается вина (или её отсутствие) Моисея в гибели Хоуп, хотя изначально кажется, что вокруг этой дилеммы будет вращаться взаимоотношение персонажей на протяжении всей игры.
Вместо этого авторы пытаются показать куда более масштабное сюжетное полотно. И если в визуальном плане с эпичностью всё отлично, то с повествованием начинаются проблемы. Может, я излишне придирчив, но ближе к концу прохождения начинаешь всё чаще спотыкаться о логические дыры. Окончательно выбивает из колеи появление на сцене советской подводной лодки под странным названием «Большая специальная» с полным набором штампов, такими как нелепая форма и несуразные фамилии моряков, нелогичное для советских военных поведение, выдуманный герб некоего «Красного флота» и, наконец, публично православный капитан корабля (это во времена СССР, напомню).
Вряд ли эти несоответствия — намеренное решение разработчиков: скорее всего, им просто не хватило знаний о Советском Союзе, что в итоге и привело к появлению таких глупостей. Жаль, что авторы не додумались проконсультироваться с командой локализации, которая со своей задачей справилась отлично — перевод на русский здесь неплохой. Конечно, западный игрок вряд ли обратит внимание на клюкву, но у наших соотечественников подобное вызовет только смех, лишний в мрачном и кровавом триллере.
От сюжета остаются двоякие ощущения. Если раскрыть персонажей и показать впечатляющие размахом сцены удалось в полной мере, то с общей логикой всё куда хуже. В научно-фантастическом триллере не хватает научности, что особенно заметно в той части повествования, которая касается советских моряков. Именно эта «клюквенность» помешала мне сполна насладиться сюжетом — после уровней с подлодкой воспринимать его всерьёз становится в разы сложнее.
Тем, кому пришлись по душе предыдущие проекты студии, наверняка понравится и Bone Totem. Пусть без помарок не обошлось, но THE BROTHERHOOD своё дело знает: красивые локации, сложные, но логичные загадки, гнетущая атмосфера, мрачный фантастический антураж присутствует здесь в полной мере.
Плюсы: запоминающийся арт-дизайн; множество загадок на любой вкус; мрачная атмосфера.
Минусы: бэктрекинг; клюквенные эпизоды с советской подлодкой.