
The Stone of Madness
Обзор «безумной» стелс-тактики от авторов Blasphemous
The Stone of Madness — стелс-тактика в духе Commandos и Desperados от испанской студии The Game Kitchen, авторов дилогии Blasphemous. В привычную для жанра формулу они добавили не просто нотки, а целые ветра и полотна безумия. Почему же, проходя The Stone of Madness, игроки вслед за персонажами и сами могут словить нервный срыв?
Безумству храбрых поём мы песни
На самом деле, разработчики, говоря об источниках вдохновения, вспоминают не Commandos и Desperados, а испанское приключение 1987 года La Abadía del Crimen (The Abbey of Crime). Это одна из самых важных и культовых игр, созданных в Испании, которая стала первой в истории видеоигровой адаптацией знаменитого романа Умберто Эко (Umberto Eco) «Имя розы». Потом ещё было немало вариаций, включая Pentiment от Obsidian Entertainment и квест Murder in the Abbey, изданный DreamCatcher Interactive в 2008 году. Но The Stone of Madness, как говорят авторы, отсылает именно к The Abbey of Crime — например, тут тоже всё отрисовано в изометрии, а в геймплее есть разделение на дневную и ночную фазы.
Впрочем, сюжет в игре свой. Понятно, что действие происходит в монастыре, только XVIII века, а не XIV, как у Эко. В игре две кампании — в одной мы ищем доказательства преступлений местного инквизитора, в другой же, более длинной, копаемся в прошлом монастыря и выясняем, почему он превратился в место, где днём по коридорам ходят и прыгают умалишённые, а по ночам снуют призраки.

Монастырь является лечебницей для душевнобольных, а по сути — тюрьмой, куда помимо психически нездоровых людей ссылали и неугодных. Например, один из главных героев, бывший священник Альфредо, попал сюда после того, как вскрыл коррупцию в высшей церковной власти. А семилетнюю Амелию, которая ему помогает, заперли просто потому, что она беспризорница и сирота.
Среди других персонажей есть старушка ведьма Агнес, которая и правда владеет магией, молчаливый гигант Эдуардо и роковая женщина в красном Леонора, которая не чурается оглушать и даже убивать охранников. Все вместе они сначала планировали сбежать из монастыря, но, столкнувшись с несчастным случаем, связанным с «камнем безумия», решили покопаться в тайнах обители.

В итоге получилась пусть и не такая многослойная, как «Имя розы», но тоже увлекательная детективная история, которая говорит не только и не столько о проблемах церкви и религии, сколько о людях. Именно люди и их истории — главное в The Stone of Madness. Понятно, что тут есть забавные безумцы — чего стоит только бабулька, представляющая себя курицей, или местный торговец с буханкой хлеба на голове, который всегда готов распахнуть одежду, демонстрируя товары. Но это не весёлый паноптикум психов, а довольно грустная повесть о несчастных, но смелых людях.

Пятеро смелых
Грустно потому, что все пятеро наших героев ментально нестабильны и могут приобретать новые неврозы и психологические травмы. Но об этом — позже, а сначала — об их смелости и индивидуальности. По законам жанра каждый обладает набором уникальных умений, которые мы должны грамотно использовать в предложенных обстоятельствах.
Альфредо, как священник, может облачиться в рясу и относительно спокойно ходить даже в запретных зонах или, например, надавить на сюжетного персонажа, заставив его покаяться в грехах. А по ночам, когда вокруг начинают шастать привидения, он их задерживает или изгоняет с помощью креста. Эдуардо передвигает тяжёлые предметы, разрушает препятствия и с помощью досок делает импровизированный мост. Леонора, как я уже сказал, может оглушать и убивать, а кроме того, умеет пользоваться отмычками для взлома замков.

Агнес накладывает проклятия, способные задержать преследователей, а также собирает травки для лечения персонажей. А маленькая Амелия умеет обчищать карманы и проникать в узкие проходы в стенах, чтобы тайком перемещаться между локациями. Кроме того, она ставит ловушки и может сначала подразнить охрану, а потом ловко убежать, заманив врага на ловушку или в тихое место, где с ним уже справится Леонора.
У персонажей есть своя база, где они собираются после отбоя, лечатся, крафтят предметы из ресурсов, которые мы всю дорогу собираем на локациях, и торгуют. Каждый делает что-то своё. Эдуардо отвечает за крафт, Леонора связывается с чёрным рынком и может давать взятки охранникам, чтобы те не так пристально следили за героем (фактически снижает уровень подозрительности). Агнес лечит союзников и заряжает заклинания, Альфредо же читает книги и зарабатывает очки знаний, которые идут на изучение новых умений для каждого персонажа.

Пятеро нервных
Всё это в целом классика жанра — с поправками, конечно, на специфику места действия. Например, нужно учитывать, дневную и ночную фазы. После отбоя можно сразу вернуться на базу, а можно продолжить миссию — есть шанс быстрее выполнить задачу и найти ресурсы/сундуки, но по ночам доступ в некоторые области закрывается и есть вероятность натолкнуться на привидения, которые регулярно нападают.
А вот то, что действительно отличает The Stone of Madness от большинства коллег по жанру, так это то, что у каждого персонажа, как я уже сказал, есть своя фобия. Так, Альфредо не любит вида крови и трупов, Амелию пугают каменные горгульи на стенах, Леонора как огня боится... огня, магия Агнес слабеет рядом с зеркалами, а здоровенный Эдуардо, как ребёнок, начинает трястись в темноте.

У каждого персонажа есть показатель рассудка, и он снижается не только когда героя ловят охранники или призраки, но и когда он оказывается рядом с источником своей фобии. Оставьте Агнес рядом с зеркалом, а Эдуардо в темноте, и через какое-то время их рассудок упадёт до нуля, доведя персонажа до обморока. А каждый раз, когда персонаж теряет сознание, у него появляется новая фобия или психологическая травма. Например, Леонору, которая и без того испытывает муки совести после каждого нападения на людей, начинает трясти при виде монашек. Альфредо начинает бояться громких звуков и стесняется переодеваться в рясу на людях, Эдуардо приобретает клаустрофобию и так далее.

Тактика стресса
В итоге приходится учитывать тысячу и одну мелочь. Стараться держать Альфредо подальше от трупов, Леонору — от огня, Амелию — от горгулий, иначе она начнёт видеть их тени даже на гобеленах. Проблема в том, что авторы не знают меры — довольно быстро мы оказываемся в ситуации, когда практически всё в пределах видимости нервирует каждого из трёх выбранных на миссию персонажей.
Взять Альфредо. Понятно, что не нужно оставлять его рядом с телом вырубленного Леонорой охранника. Но как быть, если в ключевом по сюжету месте трупы навалены самой игрой, а подойти туда, чтобы с помощью лампады осветить следы и улики, может только наш чувствительный падре? Как быть, если его же с лампадкой нужно подвести к другому важному месту, но Альфредо боится громких звуков, которые издают беснующиеся на ветру ставни — а те мы закрыли, чтобы ветер из окна не затушил лампаду.

То есть авторы специально ставят нас в ситуации замкнутого круга. Поэтому вы легко можете запороть если не прохождение, то некоторых персонажей точно — кто-то из них почти неизбежно превратится в бесполезную размазню, на которую постоянно материшься.
С одной стороны, это придаёт происходящему колорит и заставляет играть аккуратнее. С другой — авторы явно перемудрили со сложностью. Даже на среднем уровне The Stone of Madness зачастую становится неиграбельной или близкой к этому. Да, с помощью некоторых умений и доступных на базе средств можно снижать уровень опасности, восстанавливать рассудок и лечить фобии, но это не сильно выручает и всегда обременено сложностями — так, после «психологической помощи» персонажи некоторое время недоступны.

Кроме того, есть проблемы с логикой в некоторых заданиях — зачастую непонятно, чего от нас хотят авторы. Добавьте сюда частые вылеты, сломанные скрипты, провалы в текстуры, неудобное управление (особенно при выборе персонажей и активных точек), а также отсутствие нормальных сохранений — и вы ещё лучше поймёте, почему я говорил про неиграбельность.
Выход тут один — снижать сложность и скорость падения рассудка через настройки в меню. Хорошо, что это функция есть, но плохо, что авторы не смогли грамотно сбалансировать сложность обычными, а не читерскими по сути способами.

Всё это тем более обидно, что The Stone of Madness шикарно выглядит и звучит — авторы говорят, что вдохновлялись творчеством Франсиско де Гойи (Francisco de Goya), и это заметно. Она также рассказывает интересную историю, а сама идея совмещения механик Darkest Dungeon и Commandos выглядит очень интересно. Однако разработчики явно перемудрили со сложностью и выпустили игру в откровенно слабом техническом исполнении, поэтому она больше нервирует и вызывает стресс, чем увлекает.
Плюсы: интересный сеттинг и сюжет; яркие персонажи; совмещение классических для стелс-тактики механик с концепцией Darkest Dungeon, когда персонажи постепенно приобретают психические травмы; отличное аудиовизуальное исполнение.
Минусы: есть проблемы с ИИ; дисбаланс сложности, неудобное управление и слабое техническое исполнение делают The Stone of Madness практически неиграбельной.