Atelier Ryza: Ever Darkness & the Secret Hideout
Обзор
Для всех нишевых игровых серий когда-то наступает момент, когда очередной релиз не просто оказывается отличной точкой входа для новичков, но и едва ли связан с прошлыми проектами — как, к примеру, Yakuza 0. Для серии Atelier этот момент наступил с появлением Atelier Ryza — как минимум в Японии игра стартовала в несколько раз лучше предшественниц. Вот я и подумал, что сейчас лучшее время для знакомства с серией, ведь если Ryza и окажется частью очередной трилогии, как обычно случается с Atelier, то это будет её началом.
Ученье — свет
Одной из главных особенностей серии, существующей уже более 20 лет, является большой упор на создании предметов и алхимии. В новой игре мы управляем девушкой по имени Райза, скучающей от унылой жизни в деревне, и поначалу она вообще ничего не умеет мастерить. Зато ей хочется приключений — не помогать отцу вскапывать грядки и собирать картошку, а отправиться в захватывающее путешествие. Вместе с двумя друзьями детства она садится на лодку, уплывает к соседнему острову, но быстро встречается с непобедимым монстром и волею судеб оказывается спасена двумя незнакомцами.
Именно благодаря им героиня узнает об искусстве синтеза и с головой погружается в алхимию. Она начинает смотреть на всё иначе и видит во многих предметах потенциальные ингредиенты. Большой куст — листья пригодятся. Огромный булыжник — наверняка он содержит немного руды. Грибы, коряги и песок — всё лучше взять с собой, сундук в доме практически бездонный, как и карманы. Разве что рецепты нужны — не будешь же просто так смешивать всё подряд. По сюжету их список будет расти.
Алхимия (или крафт, что наверняка для многих привычнее) в Atelier Ryza — не просто запуск меню, нажатие на две кнопки и создание аптечки из трёх травок. Такая опция «для ленивых» есть, но даже при её использовании видно, насколько в игре продуманная и интересная система. К примеру, вы хотите приготовить бисквит для лечения. Ключевой ингредиент — мука, без которой создать его невозможно. Ставите муку в нужную ячейку, но у этой ячейки может быть две или три выемки, означающие, что при желании муку позволяют использовать не в единственном экземпляре.
Рецепт успеха
У всех создаваемых предметов есть целое древо опций — от центрального ингредиента в разные стороны отходят несколько линий. В случае с бисквитом одна линия ведёт к соседней ячейке, для которой достаточно одной порции муки, а остальные требуют две или три и лишь тогда разблокируются. Тут начинаешь замечать, что всё здесь одновременно сложно и просто: в ячейки разных цветов вставляются лишь определённые ингредиенты, разные дорожки либо ведут к улучшению получаемого предмета путём добавления особых характеристик, либо вообще разблокируют новый рецепт. Вскоре после старта недостаточно лишь собирать травы и камни — нужно создавать вещи, которые потом пригодятся для создания ещё большего числа вещей, как разного рода слитки для ковки оружия.
Поначалу глаза разбегаются и кажется, что куда проще поручить всю эту мороку компьютеру, отдав ему приказ использовать как можно более качественные ингредиенты, но со временем в процесс начинаешь вливаться. Первым делом желательно создать инструменты, с помощью которых Райза будет собирать лут, причём с одних и тех же кустов и деревьев падают совершенно разные вещи, если ударить по ним серпом или топором. Потом закупаешься всеми книжками с рецептами в магазинах, проходишь сюжет, завершаешь побочные задания — список в меню алхимии не перестаёт расти. Изучаешь схемы, подбираешь составляющие, создаёшь новые рецепты на основе старых, улучшаешь предметы — основная механика в Atelier Ryza не наскучивает и даже увлекает.
Из синтеза жизнь Райзы и состоит, вот только деревенщина то считает её бездельницей, то никак не может понять, как из двух палок ей удаётся создать что-то полезное. Из-за этого начало игры получилось затянутым — хоть здесь и объясняются основные механики, что для новой аудитории, безусловно, полезно, на протяжении нескольких часов Райзе приходится доказывать кому-то, что она может всем помочь, всегда защитит нуждающихся и вообще способна постоять за себя. А это приводит к занудным квестам на территории одних и тех же локаций. Зато потом быстро становится веселее.
Однако, даже когда героиня и её товарищи начинают отдаляться от родного региона, история в Atelier Ryza остаётся приземлённой и далеко не такой грандиозной, как во многих JRPG. На персонажей и их развитие и взросление сделан куда больший упор, чем на спасение мира от какого-нибудь аниме-злодея. Райза становится раскрепощённее, всё реже находясь в пределах своей деревни. Её друг Лент старается стать сильнее и тренируется, параллельно пытаясь наладить отношения с пьющим отцом. А другой приятель, нерешительный и пугливый Тао, посвящает своё время изучению незнакомого языка. Да и за некоторыми другими второстепенными персонажами наблюдать интересно — если местами банальная история не захватит, то герои уж точно полюбятся.
Ни секунды покоя
Отдельного объяснения заслуживает боевая система, представляющая собой смесь пошаговых боёв и сражений в реальном времени. Шкала, указывающая, кто, в каком порядке и когда может совершить действие, размещена в углу экрана, но она постоянно находится в движении. Как только наступает чья-то очередь, действовать желательно сразу же. То есть, с одной стороны, сохраняется порядок, и если монстр планирует напасть на кого-то лишь после совершения хода всеми остальными, то это никак не изменить, но с другой — времени на размышления практически не остаётся. Управляем мы при этом лишь одним героем, хотя при желании позволяют переключаться на кого угодно.
Тут тоже на первых порах кажется, что возможностей много, а времени мало, но на деле паниковать из-за «таймингов» не приходится. Самый ценный показатель здесь — очки действия, которые весь отряд зарабатывает, нанося увечья монстру. Один удар — одно очко, если накопите достаточно, можете переходить на следующий уровень (в рамках конкретного боя, конечно) и будете не единожды ранить врага за один подход, а дважды (а потом и трижды). Плюс можно применять магию, потребляющую эти же очки, использовать предметы и даже совершать действия, когда ваша очередь ещё не наступила. Пригодится в сражениях с боссами, которые иногда заряжают мощнейшие атаки и дают вам несколько секунд на то, чтобы их прервать.
Именно с боссами такая нестандартная боевая система может иногда казаться проблемой. Рядовые монстры не так уж опасны, даже если ваш уровень ниже рекомендуемого. А вот опасные крупные противники потребуют особого подхода как минимум потому, что обычными средствами победить их почти невозможно. Даже если потратить несколько часов на гринд и повысить показатели силы, скорости и здоровья, это никак не поможет — необходимо отыскать слабость и бить по больному месту. Первый босс, к примеру, непобедим, если нет бомбы, благодаря которой можно лишить его немалой части здоровья одним движением.
Неудачный рецепт
В этом один из недостатков Atelier Ryza — она не всегда внятно объясняет, что надо делать дальше. В одном из эпизодов меня попросили смастерить приманки для рыболовов, которые, судя по описанию, создаются на основе рецепта муки. Где искать этот рецепт — чёрт знает. Пытался изучать свой список в меню алхимии, рассматривал каждую цепочку, выполнял побочные задания… Ответ оказался прост — необходимо просто купить книгу с рецептами у торговца, там узнать, какие ингредиенты нужны для муки, и лишь после этого заниматься приманками.
Такие моменты возникают очень редко, зато куда чаще попадаешь в ситуации, когда очередной ролик заканчивается, но ни Райза, ни остальные не говорят, каков их следующий шаг. Приходится открывать меню квестов и читать там текст, в котором написано, что Райза решила отправиться в такую-то локацию, хотя сама она об этом не сообщала. Вроде бы мелочь, но тупо бежать к указателю на мини-карте бессмысленно — локации большие. А сразу открыть общую карту и телепортироваться не получится, потому что на ней ваша следующая цель не указывается.
Есть и другие недочёты, не позволяющие Atelier Ryza заслужить «изюм», хоть это и очень хорошая игра. Побочные задания, к примеру, слишком примитивные — и истории в них так себе, и задачи не лучше. Коза чего-то требует — создаём в «лаборатории» бумажку и приносим ей. Бабуля больше не может покупать лекарство — придумываем собственное. Могут попросить пообщаться с тремя людьми в разных районах, но с какими именно — догадывайтесь сами (в итоге ничего интересного они не скажут). Иногда можно отвлечься на эти рутинные поручения, но целенаправленно подходить к каждому «вопросику» не хочется.
В итоге эти промахи не портят впечатление, и я рад тому, что наконец-то ознакомился с серией. Судя по отзывам фанатов Atelier, часть из них оказались недовольны нововведениями по сравнению с прошлыми играми, а другие не увидели в этом проблем. Но почти все сходятся во мнении, что Ryza — идеальная возможность влиться в круг почитателей этих JRPG. И сюжет тут славный, и персонажи приятные, и внешний вид отличный что на Switch, что на других платформах. Конечно, бюджетность местами не скрыть — и невидимые стены есть, и английское озвучивание отсутствует. Но хуже игра от этого не становится, и потратить на неё несколько десятков часов можно не без удовольствия.
Плюсы: милая история с очаровательными персонажами; уютная атмосфера; приятный визуальный стиль; увлекательный процесс создания предметов со множеством тонкостей; интересная боевая система.
Минусы: затянутое начало; примитивные побочные задания; о следующей цели часто не узнать, пока не прочитаешь дневник.