BioShock Infinite
BioShock Infinite. Прямой рейс в Колумбию
Есть такие игры, за которые очень хочется благодарить их авторов. Причем лично. Хочется подойти к каждому разработчику, пожать руку, улыбнуться и пожелать удачи и всех благ. Чтобы не хворали — они нам нужны здоровыми, креативными и преисполненными искренней любви к собственным проектам. Именно такое чувство возникло у нас после прохождения превью-версии BioShock Infinite. После успеха двух первых частей Irrational Games не пошла проторенными дорожками современного игропрома и отказалась от коммерческого паразитирования на собственном творении. Она создала образцовый пример настоящего развития серии — сохранивший все достоинства первых частей, но при этом выглядящий настолько свежо, что создается эффект совершенно новой игры.
Мне бы в небо
На сценаристском поприще что в кино, что в играх сейчас кризис. Банальные сюжеты с не менее банальными приемами удержания внимания способны увлечь разве что самого одержимого фаната поп-культурной продукции. И поначалу сюжетная линия Infinite не кажется сколько-нибудь выдающейся. Нам сообщают, что главному герою — детективу Букеру ДеВитту — поручено пробраться в летающий город Колумбию и выкрасть оттуда прекрасную даму Элизабет. Казалось бы, сюжет прост как котлета: потом и кровью прокладываем путь к принцессе, а затем возвращаемся на землю, попутно истребляя самых девиантных представителей колумбийского населения.
На самом же деле история уверенно выдерживает интригу, постоянно подкидывая нам загадки, намекающие на наличие в происходящем скрытых от игрока смыслов. Когда мистер ДеВитт прибывает в Колумбию, его встречает посыльный, передающий тайное сообщение, а полицейские тут же начинают охотиться за ним. Город словно знает о его прибытии. К тому же главного героя преследуют мистические видения, в которых он оказывается в темной комнате, а за дверью противный голос повторяет его имя. Просто сны? Или в историю вплетена некая тайна, которая перевернет все с ног на голову? Разработчики гордятся финалом своего проекта, утверждая, что ничего подобного игровая общественность еще не видела. И знаете, после четырех часов игры им почему-то веришь.
Более того, создается впечатление, что вариантов концовки будет несколько. Infinite постоянно ставит ДеВитта перед выбором. Уже в самом начале прохождения, на карнавале, главному герою выпадает честь поучаствовать в главной забаве дня: бросить мячиком в двух связанных людей, словно в мишень в тире. Но игра предлагает альтернативный вариант — запустить мячом в ведущего торжества. Или еще: какой медальон надеть Элизабет — в виде клетки или вольной птицы? Казалось бы, выбор не столь существенен и ничуть не влияет на развитие сюжета, но мы-то с вами все понимаем: наверняка ближе к финалу созданный нравственный облик персонажа даст о себе знать.
Восторг без Восторга
Добротная история BioShock Infinite сама по себе воздействует на игрока. Вдобавок к этому потрясающая атмосфера Колумбии железной хваткой будет удерживать вас у мониторов. Пребывание в этом городе станет настоящим праздником для глаз и отдыхом для души.
Когда знакомый по первым частям маяк транспортирует нас не в Восторг, а в парящий в небесах город, испытываешь двойственное чувство ностальгии и восхищения Колумбией, где царит веселая, чуть ли не сказочная атмосфера. Здесь нет гнета подземного одиночества, нет страха перед жуткими обитателями и массами воды, давящими своей пугающей силой. Букер сразу же попадает на какой-то карнавал, где люди веселятся, музицируют на сцене, устраивают маскарады. Мы же, восхищаясь местным стимпанковским колоритом и великолепной архитектурой, бродим по улицам, достаем из каждого мусорного ящика деньги, слушаем всюду разбросанные аудиозаписи, проливающие свет на местную вселенную, смотрим изображения в кинескопах, иногда познавательные, иногда просто забавные. И чем больше мы гуляем по улицам, тем сильнее проникаемся духом города, тем яснее понимаем, что Колумбия, несмотря на отсутствие Больших Папочек и Сестричек, оказывается «небесным» отражением Восторга. Это не спорное перемещение места действия, как в Assassin’s Creed 3, вызвавшее у фанатов неоднозначные чувства. Infinite ни на секунду не даст усомниться в том, что вы играете именно в BioShock, при этом не заставив сетовать на тотальную «копипасту» предыдущих частей.
Жги «фаерболом», заклятья колдуй — пришло твое время, небесный буржуй!
Еще сильнее начинаешь чувствовать дух BioShock, когда дело доходит до боев. Помимо обычного оружия (дробовиков, винтовок), ДеВитт по ходу прохождения дегустирует всякие психоделические жидкости — аналоги плазмидов. Способности дают герою возможность швырнуть во врага огненным шаром, поднять его на некоторое время в воздух, заставить покончить жизнь самоубийством и так далее. «Топливом» для способностей здесь выступает соль — ее, как и прочей всевозможной мишуры, в избытке разбросано по Колумбии. К тому же «рыночная» составляющая серии никуда не делась — здесь без труда можно найти знакомые лавки, торгующие оружием и улучшениями.
Очень интересно сказалось на боевой механике наличие открытых пространств. Поля сражений стали намного масштабней, что в корне меняет правила ведения боя. Противники (а в Infinite это по большей части люди) ведут себя соответственно: прячутся за укрытиями, изображают командные действия. Иногда с высоких точек вас будут обстреливать снайперы. При этом BioShock Infinite не превращается в стандартный заунывный шутер — разнообразие врагов и возможностей их истребления делает схватки крайне динамичными и эффектными.
Одна из самых занятных особенностей новой BioShock связана со способом перемещения по Колумбии. В небесном городе реализована очень оригинальная транспортная система. Представьте рельсы американских горок, пронизывающие весь город. Рядовые граждане перемещаются на прикрепленных к ним вагонетках. Но это не наш путь, когда есть крюк! Герой ловко цепляется за рельсы и скользит по городу со скоростью ветра. От первого лица зрелище действительно напоминает поездку на американских горках. В любой момент можно отцепиться и в ассасинском стиле прыгнуть на спину стоящему под вами врагу. Кстати, убийства в ближнем бою выглядят особенно кроваво — раскрошенные наручным крюком головы и фонтанчики крови несколько диссонируют с общей атмосферой.
«Танцевала Настенька прелестно и, по чести сказать, всем на удивленье»
Существенным образом меняется игровой процесс, когда к нам присоединяется Элизабет. Наш персонаж, в отличие от двух протагонистов первых частей, обзавелся языком и даже основами красноречия. А с таким капиталом есть шанс и девушке понравиться. Диалоги героев выглядят очень мило и занятно. Смотреть на приятную анимацию поющей, танцующей, улыбающейся Элизабет, переживать складывающиеся между ней и ДеВиттом отношения — одно удовольствие. К тому же на заднем фоне постоянно напоминает о себе интрига. Кто же такая Элизабет? И почему кому-то понадобилось спустить ее «с небес на землю»?
Дело не только в том, что своей миловидной мордашкой и детской наивностью девушка согревает наше сердце, — есть от нее польза более прагматического характера. Элизабет обладает необычными способностями по созданию пространственных дыр. Так, во время боя она может материализовать турель или укрытие. Кроме того, наша спутница регулярно где-то отыскивает деньги, патроны, оружие и передает найденное герою.
Конечно же, до тех пор пока окончательная версия продукта не ляжет на прилавки, невозможно составить полное и исчерпывающее мнение о нем. Однако те четыре часа, что были проведены за BioShock Infinite, оказались часами чистого удовольствия и истинного геймерского счастья. Уже сейчас можно сказать, что в этом месяце свет увидит один из кандидатов на звание лучшей игры 2013-го года.