Black Myth Wu Kong
Вуконг и все-все-все
Любите ли вы игры на литературной основе? American McGee’s Alice, The Witcher, Sherlock Holmes: The Awakened, Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, The Invincible — всего этого бы не было, если бы не книги. Роман «Путешествие на Запад» тоже мотивировал игроделов на создание интересных проектов. Сейчас у всех на слуху Black Myth: Wukong, но давайте в преддверии её выхода вспомним и о других играх про Царя Обезьян и его товарищей, отправившихся в долгое и опасное приключение.
The Longest Journey
«Путешествие на Запад» — один из величайших классических китайских романов и самое известное литературное произведение из Восточной Азии, поэтому неудивительно, что разработчики не смогли обойти его вниманием. Но прежде чем перейти к играм, созданным под вдохновением от этого романа, стоит поговорить о том, что «Путешествие» представляет собой в целом, и о его героях в частности.
Китайская литература — вещь специфическая, да ещё и древняя. Она по мироощущению не похожа ни на средневековую европейскую классику, ни на старорусские былины и поражает в первую очередь своим объёмом. Сто глав романа поделены на четыре увесистых тома, в которых описывается странствие монаха Сюаньцзана и его компаньонов. Паломники отправились по Шёлковому пути из Китая в Индию за буддийскими Сутры, но рассказ об этом часто сбивается на совершенно отвлечённые истории, которые имеют весьма опосредованное отношение к основным событиям.
Роман начинается с предыстории Царя Обезьян, причём солидной такой по объёму, и, читая её, я долго не могла понять, при чём тут, собственно, путешествие и когда же оно наконец стартует. Царь Обезьян также известен под именем Сунь Укун — так на русский переводится китайское 孫悟空. Если вы задумались, кто такой тогда Вуконг, фигурирующий в подзаголовке игры Black Myth, то тут всё дело в транскрипции — в английском это имя пишется как Sun Wukong.
Сунь Укун — персонаж довольно неприятный, вредный и шкодливый. В мифологии и фольклоре таких героев зовут трикстерами. Я бы назвала его другим словом, но оно, увы, непечатное. Царь Обезьян устраивал беспорядки в Небесных чертогах; навёл шороху в царстве мёртвых, вычеркнув из книги жизни и смерти имена себя и своих подданных; шантажом заполучил высокоуровневое снаряжение у Царя драконов Восточного моря. Последняя история как нельзя лучше характеризует персонажа как весьма эгоистичного нахала. Сунь Укун пришёл в гости к дракону, выпросил в подарок мощный посох, который мог уменьшаться до размеров иголки, а потом стал угрожать этим самым посохом, чтоб получить ещё и подобающую посоху одежду. И получил же!
Как будто этого было мало, Царь Обезьян к тому же неплохой волшебник. Он проходил обучение у бессмертного даоса, после чего открыл в себе способность к 72 земным трансформациям. Среди них были возможность использовать свои волосы для создания клонов, искусство становиться невидимым, умение принимать фальшивый облик, вырасти в гиганта, открывать с помощью пальца любой замок… Сунь Укун ещё до встречи с монахом Сюаньцзаном искал вечной жизни и обрёл бессмертие несколькими способами, что в итоге сделало его одним из самых могущественных созданий на свете. И когда я читала, как Царь Обезьян планомерно получал всё новые и новые способности, то задавалась лишь одним вопросом: а возможно ли вообще сделать интересную игру, в которой будут учтены все навыки и возможности героя?
В конце концов Сунь Укун всё-таки был наказан за свои прегрешения. Он просидел 500 лет в каменной тюрьме, после чего был освобождён, но лишь затем, чтобы сопровождать Сюаньцзана и помогать ему в том самом путешествии на Запад. Нрав Царя Обезьян заметно укротился, а чтоб наверняка избежать неприятных ситуаций, монах обманом заставил Укуна надеть на голову неснимаемый волшебный обруч. Теперь, когда Сюаньцзан читал особую сутру, обруч начинал сжиматься, что вызывало у Сунь Укуна невыносимую боль.
Сам Сюаньцзан в начале путешествия, кстати, получил прозвище Трипитака — в честь священных текстов, ради которых отправился в путешествие. В переводе с санскрита это слово значит «три корзины (текстов мудрости)». Запомните это имя — мы к нему ещё вернёмся.
Ещё один важный герой приключения — Чжу Бацзе, получеловек-полусвинья. Этот персонаж тоже бессмертен и когда-то был генералом Неба, но в наказание за дерзкую пьяную попытку соблазнить богиню Луны был отправлен на Землю. После поединка с Царём Обезьян Чжу Бацзе в лучших восточных традициях вступает в отряд путешествующих на Запад, чтоб и с важным делом помочь, и заодно искупить свои грехи. В романе Свин часто втягивает остальных в неприятности из-за своих слабостей: обжорства, лени и похоти. Ему сложно устоять перед женской красотой, но противоположный пол ответной симпатии к нему не испытывает, и в партии Чжу Бацзе в целом взял на себя роль комического персонажа.
Это, конечно, далеко не все действующие лица «Путешествия на Запад» (например, был там ещё живший в реке людоед-великан Ша Сэн, образумившийся после встречи с паломниками), но для того, чтобы говорить о самых примечательных играх по его мотивам, этих героев вполне достаточно.
Первая игра на основе «Путешествия на Запад» вышла в 1984 году на аркадных автоматах и была даже довольно популярной в Японии, где её разработала тогда ещё молодая Capcom. SonSon стала для компании второй по счёту игрой. Её название — это сокращение от японского «Внук Сунь Укуна» (Son Gokū no Son), что сразу намекает: играть мы будем не за самого Царя Обезьян, а за его юного родственника.
Игра начинается с того, что товарищей Сон Сона похищает летающий на облаке злой демон, и протагонист отправляется спасать их. В игре есть кооператив, в котором второй игрок управлял свиньёй по имени Тон Тон (видимо, это уже внук Чжу Бацзе). Геймплей за героев абсолютно одинаковый: они двигаются слева направо (а могли бы наоборот, и тогда бы получилась ещё одна отсылка к «Путешествию на Запад»!), прыгая вверх-вниз между шестью дорожками, маневрируя между врагами и собирая очки. Ещё герои умеют стрелять: Сон Сон делает это из посоха, а Тон Тон использует свои грабли, что кажется мне довольно милой деталью.
По большому счёту SonSon выглядит как типичная аркадная игра первой половины 1980-х годов: симпатичные и незатейливые персонажи перемещаются по таким же симпатичным и незатейливым уровням с чёрным фоном. Аркадные корни игры накладывают свой отпечаток и на её сложность: чем дальше в лес — тем меньше автоматическая боковая прокрутка даёт времени на реакцию.
Сиквел 1989 года был уже традиционным платформером. Уровни там перестали скроллиться, да и геймплей стал более разнообразным. Третьей части у серии не случилось, но отсылки к SonSon то и дело можно найти в играх Capcom.
Пропустим несколько платформеров из конца 80-х и начала 90-х и сразу перенесёмся в эпоху TRPG с первой PlayStation. В ноябре 1999 года в Японии вышла Saiyuki: Journey West, тактическая ролевая игра от Koei, компании, известной прежде всего историческими тактическими экшенами — сериями Dynasty Warriors и Samurai Warriors. Интерес к истории Китая и Японии был у Koei всегда, поэтому неудивительно, что когда-то она обратилась и к «Путешествию на Запад».
Saiyuki: Journey West берёт за основу сюжет китайского романа. В игре героям тоже нужно отправиться с поручением из Китая в Индию (но на этот раз не за сутрами, а с целью доставить посох в храм Грома). Отряд постепенно пополняется новыми бойцами: к монаху (или монахине — здешнему Сюаньцзану можно выбирать пол) присоединяются как знакомые персонажи (Сунь Укун и Чжу Бацзе, например), так и придуманные специально для игры, вроде элегантной принцессы Кикки — духа цветущей вишни, отвечающего за атаки на большие расстояния и восстановление.
Как водится в ролевых играх, каждый из героев обладает уникальными способностями. Так, Гоку может летать на облаке и таким образом быстро переноситься поближе к противнику (это, кстати, одна из первых способностей Сунь Укуна, которой его обучил бессмертный даос) и трансформироваться в огромную обезьяну, атакующую нескольких врагов за раз. А Тё Хаккай (такое имя в Японии получил полусвин Чжу Бацзе) умеет превращаться в свирепого вепря, хотя в обычной своей форме он очень добродушный и совсем не похож по характеру на свой литературный прообраз, разве что тоже любит поесть.
Популярность Final Fantasy Tactics в Штатах побудила остальных издателей и дальше локализовывать японские тактические RPG, поэтому Saiyuki: Journey West получила второе рождение в 2001 году, с выходом американской версии. Однако игра глобально так и осталась неизвестной большинству. Тогда же игра была номинирована на премию сайта GameSpot как «Лучшая игра 2001-го, в которую никто не играл» — но даже в такой категории прошла незамеченной.
Вообще, у игрового Вуконга было непростое путешествие на Запад. В 90-х за пределами Азии его знали не очень хорошо, и поэтому проще было заменить его другим персонажем, подредактировав спрайт.
Однажды мой босс попросил меня собрать список изменений, которые мы планировали внести в игру Bases Loaded для издания в Америке. Так в те времена делали все, включая Konami: американский офис компании получал игру и писал обратно разработчикам в Японию, что надо переделать. Классический случай — это игра Whomp 'Em от Jaleco. Знаешь Царя Обезьян из «Путешествия на Запад»? Американская аудитория была вообще не в курсе, что это за Царь такой и зачем ему посох. Поэтому ему в волосы вставили перо, посох сменили на томагавк, а игру назвали Whomp 'Em, «Круши их», чтобы звучало как «вампум», валюта индейцев.Джереми Блаустин (Jeremy Blaustein), американский переводчик, работавший над такими играми, как Metal Gear Solid и Castlevania: Symphony of the Night
Сделаем ещё один большой скачок вперёд. Про Enslaved: Odyssey to the West все наверняка слышали, но не все знают, насколько сильны в ней отсылки к популярному китайскому роману.
Один из основателей Ninja Theory, Тамим Антониадес (Tameem Antoniades), прочитал «Путешествие на Запад» во время разработки Heavenly Sword. Книга так его вдохновила, что персонажей следующей игры студии решено было сделать похожими на литературных героев. Но вместе с этим разработчики посчитали, что стоит сменить сеттинг на научную фантастику. Действие Enslaved разворачивается в постапокалиптическом мире будущего, где остатки человечества пытаются выжить на Земле, населённой боевыми машинами. Главный герой по имени Манки (на этот раз игроделы обошлись без восточных имён) сопровождает девушку, которую зовут Трип, и путешествуют они, конечно, на Запад. Помните, я говорила обратить внимание на прозвище Сюаньцзана — Трипитака? Так вот Трип — это как раз сокращение от него. Да, герою поменяли пол, но после Saiyuki: Journey West это, в принципе, уже не ново для адаптаций «Путешествия».
Несмотря на то что британцы из Ninja Theory достаточно вольно обошлись с первоисточником, персонажи всё равно получились узнаваемыми. Взять, к примеру, Пигси, третьего члена команды путешественников. Он хоть и выглядит как человек, черты Чжу Бацзе в нём никуда не делись и выражаются не только в металлическом пятачке на носу — это пошлый, прожорливый и голодный не только до еды, но и до женского внимания герой.
Что до Манки, то в его образе тоже есть несколько любопытных особенностей. Он довольно аскетичен в выборе одежды, но при этом на нём висит длинный тканевый пояс, который при перемещениях выглядит словно хвост обезьяны. Однако по характеру Манки не сильно похож на Сунь Укуна: протагонист Enslaved: Odyssey to the West — это всё же грубоватый и толстокожий бугай, а не эгоистичный и озорной трикстер.
На мой взгляд, Enslaved: Odyssey to the West — один из примеров того, какой должна быть хорошая адаптация книги в целом. В игре сохранены основа, образы персонажей, но при этом у всего этого есть новое прочтение. Ко всему прочему, Enslaved — это ещё и приятная игра на несколько вечеров, кинематографичный аттракцион, при прохождении которого, конечно, уже чувствуешь консольный дух 2010-го.
Самая свежая игра из подборки (вышла всего пять лет назад) тоже задействует нескольких героев «Путешествие на Запад». Вот они слева направо: Сунь Укун, Сюаньцзан, Чжу Бацзе и людоед-великан Ша Сэн, и за каждого из них можно сыграть.
Unruly Heroes сделала французская Magic Design Studios, которую основали выходцы из Ubisoft Montpellier, студии, подарившей нам серию Rayman. «Непокорные герои» — тоже платформер, и проходить его можно как в одиночку, так и в кооперативе. Поскольку решение головоломок требует уникальных способностей персонажей, между ними придётся регулярно переключаться, даже если играть одному.
В игре сохранились не только оригинальные герои, но и китайский сеттинг. Всё здесь пропитано антуражем книги-первоисточника — даже в качестве коллекционных предметов в Unruly Heroes используются свитки. Восточного колорита добавляют и музыкальные мотивы. Вообще, чувствуется, что игру делали с любовью и уважением к оригиналу. И что интересно, летящий на облаке Сунь Укун присутствует даже на логотипе Magic Design Studios. Вот это уровень вовлечённости у простой французской инди-студии!
Другие появления в играх
Помимо полновесных игр про себя любимых, герои «Путешествия на Запад» частенько появляются в качестве камео в совершенно разноплановых проектах. Так, в Dota 2 есть герой по имени Monkey King. Его способности вполне себе соответствуют литературному первоисточнику: он меняет размер своего посоха, принимает другие облики и создаёт копии обезьян себе в помощь. В League of Legends тоже есть чемпион, основанный на Сунь Укуне. Здешний Вуконг имеет каменную кожу (что отсылает нас к одному из прозвищ персонажа), может становиться невидимым, оставляя за собой клона после рывка, и также увеличивает свой знаменитый посох.
В SMITE, где представлены божества и герои со всего мира, тоже не обошлось без Царя Обезьян. Вступивший в битву богов Сунь Укун умеет превращаться в Орла, Тигра или Быка (и эта способность называется «72 трансформации») и невидимым летать на облаке.
В закрытой ныне Paragon также был дерущийся посохом Вуконг, который, судя по названию способности, умел создавать клонов из своих волосков. Ну и, заканчивая тему MOBA, стоит отметить, что в Heroes of the Storm мастер клинка Самуро в 2017-м получил легендарный облик Царя Обезьян. Случилось это в рамках Лунного фестиваля в год Петуха, когда интерес к китайской культуре у крупных компаний был особенно велик.
Всё в том же 2017-м другая игра от Blizzard тоже отметилась отсылками к «Путешествию на Запад». Речь, разумеется, об Overwatch и её сезонном событии «Год Петуха», в рамках которого герои Уинстон, Дзенъятта, Турбосвин и Райнхардт получили альтернативные облики, сделавшие из них Сунь Укуна, Сюаньцзана, Чжу Бацзе и Ша Сэна соответственно.
К вопросу об обликах — во внутриигровом магазине Fortnite можно прикупить легендарную экипировку Царя Обезьян за 2 000 V-баксов.
Если обратиться к жанрам более размеренным, грех не вспомнить, что в Civilization VI Сунь Укун был представлен как один из 12 мощных юнитов, которых можно встретить и призвать к себе на службу в режиме «Герои и легенды». Его способностями стали маскировка (он невидим, если не стоит рядом с отрядом врага) и бессмертие (если быть более точным — солидное увеличение продолжительности жизни). Не забыли про Царя Обезьян и в Age of Mythology. Когда в эту стратегию в реальном времени была добавлена фракция китайцев (случилось это благодаря дополнению Tale of the Dragon), появился в ней и Сунь Укун. Своей божественной силой он ускоряет передвижение отрядов игрока, и называется эта способность ни много ни мало «Великое путешествие».
Довольно своеобразный кибернитезированный Вуконг имеется в шутере Warframe. Изначально он был эксклюзивным персонажем для китайских игроков, но потом стал доступен и в остальном мире. Создавая этого героя, Digital Extremes тоже провела работу с первоисточником: Вуконг здесь может временно становиться бессмертным, превращаться в облако и клонировать себя. А ещё у него, конечно, есть фирменное оружие — посох, размер которого может меняться.
Как видите, влияние «Путешествия на Запад» на мир видеоигр велико. Если расширить эту сферу до культуры в целом — кинематографа, комиксов, музыки, то на перечисление всех отсылок и адаптаций можно потратить не один час: Сон Гоку в Dragon Ball основан на Сунь Укуне (на это даже имя намекает), свой Царь Обезьян есть и у Marvel Comics, и у DC, Дэймон Албарн (Damon Albarn) и Джейми Хьюлетт (Jamie Hewlett) уже после создания Gorillaz вместе сделали новый проект — мюзикл Monkey: Journey to the West… То, что герои «Путешествия» закрепились в современном медиа, — факт. И свежая Black Myth: Wukong — ещё один пример этого поп-культурного успеха.
После десятка игр с участием Сунь Укуна я очень заинтригована тем, насколько бережно со своими наследием обойдутся разработчики из Game Science и как они обыграют невероятные способности Вуконга. Ведь кому, как не китайцам, достоверно переносить в цифровой формат историю Царя Обезьян?