Black the Fall
Обзор
Бывает так, что профинансированные на Kickstarter игры оказываются совсем не похожи на изначальные наброски. В случае с Black The Fall так и произошло — если изучить проведённую в 2014-м году кампанию по сбору средств (завершившуюся, кстати, успешно) и пройти финальную версию игры, сходств между ними окажется не так много. На первых порах проект походил на Limbo, но главный герой был не беззащитным мальчиком, а носящим с собой оружие мужчиной. Причём «пушки» делились на громкие и эффективные (но привлекающие внимание охраны) и бесшумные.
Privet, tovarisch
Также авторы обещали систему репутации — то, как герой обращался с другими людьми, влияло бы на отношение к нему местных жителей. «Вытащите кого-то из тюрьмы или спасите от смерти, и ваша репутация улучшится. Предайте человека ради сохранения собственной жизни, и к вам будут хуже относиться», — говорилось в описании. Но от этой системы в итоге не осталось и следа, да и держать оружие протагонист разучился. Теперь он — неспособный дать отпор парень в ушанке, уставший после десятилетий тяжёлой работы и планирующий побег от коммунизма.
На самом деле, изменений ещё очень много: из игры исчезли «крафт», динамические погодные условия, открытые локации для свободного перемещения — перечислять всё это можно долго. Самым главным нововведением стало появление цвета — ранняя версия была чёрно-белой и слишком уж сильно напоминала Limbo, хотя все остальные особенности делали её не просто клоном. Но возникает ощущение, что релиз Inside сыграл с авторами Black The Fall злую шутку — платформер без каких-то лишних наворотов вдруг получил множество восторженных отзывов и номинаций на лучшую игру года. Так зачем стараться и делать что-то необычное? Лучше вырезать абсолютно всё и оставить лишь прыжки да головоломки.
Причём идейно Black The Fall и Inside вроде бы тоже очень похожи друг на друга и пытаются раскрыть редко поднимаемые в видеоиграх темы. Но если Playdead старается делать это с использованием метафор, аллегорий и символизма, буквально вынуждая игроков обсуждать происходящее и концовку на форумах и в социальных сетях, то Sand Sailor Studio предпочитает прямолинейность. Вот висящие повсюду портреты вождей, вот серп и молот, вот люди, вынужденные работать в изнуряющих условиях. Для недосказанности не остаётся места — авторы очень хотят донести свою мысль и будто боятся, что останутся непонятыми.
Возможно, именно поэтому из чего-то оригинального Black The Fall в итоге превратилась в абсолютную копию Inside. Это очередная история про бегущего слева направо человечка, которому приходится прятаться от преследования, решать неуместные зачастую загадки, перепрыгивать через препятствия и пропасти, чтобы в итоге добраться до финала. Однако, чтобы выдерживать конкуренцию с Inside, недостаточно лишь скопировать её составляющие и добавить более понятную историю — нужно предложить нечто необычное. В Little Nightmares, к примеру, были увлекательные экшен-сцены, локации обладали глубиной, да и других особенностей нашлось немало. В Black The Fall ничего такого придумать не смогли.
Дежавю
Головоломки зачастую требуют логического мышления в ситуациях, когда камеры или охранники легко могут заметить главного героя. Как только он попадётся на глаза противнику или привлечёт внимание турели, спастись уже никак не удастся — доли секунды хватит на то, чтобы его уничтожить. К счастью, прогресс сохраняется буквально на каждом шагу — после гибели оказываешься рядом с той же загадкой. Но сами пазлы будут до боли знакомы. Они могут выглядеть оригинально и нередко тесно связаны с антуражем (прятаться приходится не в коробках и под кроватями, а присаживаясь на велосипед вместе с остальными рабами режима и изображая работу), но по сути ничем другим не отличаются.
Разработчики постарались разнообразить приключение, раз за разом давая главному герою новые возможности. В какой-то момент он обзаводится десигнатором — так здесь называют лазерную указку, позволяющую брать контроль над другими людьми и отдавать им приказы. Стоя на верхнем этаже, можно активировать нужные рычаги на нижнем и пробраться на следующую локацию. Позднее загадки с его использованием становятся чуть труднее — нужно указывать направление, учитывая преломление луча при его попадании на блестящие металлические трубы и прочие отражающие свет поверхности. Но таких эпизодов очень мало, и раскрыть идею не успевают.
Также герой встречает на своём пути компаньона — робота, напоминающего повадками и внешним видом собаку. «Подружитесь с ним и заручитесь его поддержкой», — говорится в описании Black The Fall в Steam, однако дружба в игре показана очень странно. Да, парень в ушанке действительно не может пройти многие участки без напарника — механизированный пёс умеет складываться в куб, позволяя на него забраться, а также спокойно плавает (главный герой моментально погибает при соприкосновении с водой), способен останавливать механизмы и цепляется к пультам управления. Но протагонисту зачастую абсолютно наплевать на судьбу этого существа — он то бросает его на произвол судьбы, то пытается спасти, то опять будто забывает о его присутствии.
Задумки, добавленные авторами, попросту не успевают раскрыться, так как прохождение игры занимает менее двух часов. Основную идею донести они кое-как смогли: коммунизм — это очень плохо, пузатые дядьки за всеми следят и убивают людей при первой возможности… Оспаривать сюжет смысла мало — румынские разработчики показали собственное видение тоталитарного режима (и побега из него), и наверняка какая-то часть аудитории заинтересуется всем этим и почитает соответствующую литературу. Но если рассматривать Black The Fall как обычную игру, её изначальная версия смотрелась бы сегодня гораздо выигрышнее.
Переход от чёрно-белой палитры к цветной привёл к появлению большого количества деталей и здорово реализованной модели освещения, но лишь в некоторых эпизодах. В какие-то моменты игра выглядит очень красиво: атмосферные локации, с любовью нарисованные задники, стоящие в длинных очередях толпы рабочих. Но симпатичные локации резко сменяются абсолютной посредственностью с некачественными текстурами, угловатыми объектами и странной анимацией. Учитывая продолжительность Black The Fall, видеть такую неряшливость очень странно, хотя, скорее всего, она была вызвана изменением множества геймплейных составляющих.
Загадки ближе к финалу тоже становятся скучнее и глупее, особенно в главах, где главной герой вдруг начинает очень медленно перемещаться. Он не теряет способность прыгать и взаимодействовать с предметами, поэтому уменьшенная скорость выглядит неуместно и делает перепрохождение таких эпизодов тоскливым занятием. Возникает ощущение, что у авторов кончились идеи, но игру надо было как-то растянуть, из-за чего головоломки решаются одним действием и занимают по несколько минут. Зато концовка неплоха, этого не отнять.
Поджанр «мрачных платформеров» не так уж популярен даже среди независимых разработчиков — любителям Limbo, Inside и Little Nightmares трудно посоветовать что-то похожее на эти игры. Если бы авторы Black The Fall больше внимания уделили геймплею, а не попыткам донести свои мысли и перенести в игровой формат «основанную на реальных событиях» историю, результат получился бы значительно лучше. Вместе этого мы получили очень короткое и банальное приключение, на которое лучше тратить время только во время крупных распродаж. Хотя стоит ли это делать, если ничего нового создатели предложить не смогли и почти всё мы уже видели ранее?
Плюсы: отличная атмосфера.
Минусы: несоответствие кампании на Kickstarter и финальной версии; неряшливая графика и анимация; неоригинальные загадки; смехотворная продолжительность.