Call of Duty: WWII
Обзор
После триумфального поворота Battlefield к Первой мировой отправление в прошлое следующей части Call of Duty было предопределено. И немудрено: футуристические аттракционы уж совсем поднадоели. Решено было вернуться к истокам серии — Второй мировой войне. С ней почти всегда всё получалось, за неё франшиза и полюбилась массам. Вроде бы правильный ход — новые технологии позволили бы разработчикам свежо осветить глобальное противостояние XX века.
Приземление в лужу
Высадка в Нормандии — культовый эпизод, веха в истории серии, миссия, которую и сейчас вспоминают с трепетом в сердце. Наперёд известно, что это самый ответственный момент в игре и именно он будет показателем качества всей кампании. Зажимаем кулаки и с верой в сердце подплываем к берегам Европы…
Вражеский огонь начинает скашивать войска Союзников без пощады, кажется, что в живых не может остаться никто. Вокруг хаос, ад: наши друзья десятками замертво падают в воду, перекрашивая море в красный… Мы ступаем на берег, и… что-то идёт не так.
Пыль, грязь, ужасающие крики, смерть, бескомпромиссный шквал огня, спасительные ежи и гильзы, будто задевающие лично твою кожу, — всё это есть, но… как будто этого нет. Ощущения довольно странные, и ты не сразу можешь разобраться, в чём же дело. Даже поверить трудно, что это — ремейк «Оверлорда», хотя всё абсолютно так же, как было.
И только потом, в течение многих часов прохождения, ты осознаёшь, что это «всё как было», тщательное уподобление первым частям Call of Duty и есть та причина, по которой современный игрок не может испытать былые эмоции. Каждый элемент игрового дизайна здесь построен по канонам шутера одиннадцатилетней давности! Представьте Call of Duty 2 с единственным отличием — современной графикой, и всё станет ясно. Разработчики не только вернули родной сеттинг, но и реанимировали устаревший дизайнерский подход, каким бы неуместным он ни выглядел сегодня.
Героям союзнической армии посвящается…
На первый взгляд в WWII есть все традиционные атрибуты серии. На месте и бесконечный «тир», и неплохой видеоряд, и кат-сцен много, и всяких дополнительных мини-развлечений вроде танковых заездов хватает. Только всё это сделано так безыскусно, так непритязательно и старомодно, что монитор превращается в средоточие вселенской скуки.
Но ещё до того, как вы осознаете безнадёжно слабую структуру игрового процесса, разочаровать вас успеют главные действующие лица кампании. Этот сюжет, эти персонажи и диалоги… WWII сшита из поп-культурных образов и избитых сценарных ходов военной драмы. Call of Duty в общем всегда отличалась излишней патетикой, но, когда тебе предлагают самый заезженный в истории сеттинг и, вместо того чтобы высказаться в нём как-то иначе, незаурядно, наполняют его горой шаблонов, становится обидно. Обидно за неиспользованный потенциал.
Главный герой — солдат Роналд Дэниелс. Раньше у него была девушка, зато теперь есть друзья, идущие вместе с ним умирать по зову долга. Sledgehammer Games всячески пытается сделать из своего шутера умное произведение: выписывает характеры, шлифует биографии, создаёт конфликты внутри компании наших друзей. Но персонажи банальны до неприличия. Когда на наших «героев» выбегает женщина с винтовкой в руках, а они даже не догадываются отобрать у неё оружие (ведь по глазам видно — гражданская), начинаешь трепетать от очередной возможности ощутить космополитический героизм американского воинства.
Зауряден и конфликт командира Пирсона и филантропа Тёрнера, который постоянно негодует: «Это же наши люди! Как их под огонь-то можно подставлять!» А Пирсон подставляет, ведь это война. И дело каждого солдата — идти на смерть. Здесь никому не просто. Война открывает в тебе звериные качества. Война — это ад. Война… Хватит!
Знакомясь с персонажами, ты легко определяешь, что они настойчиво будут пытаться выбить из тебя слезу предсмертными агониями и криками «Уходите, я их задержу!» или глубокомысленной экзистенциальной тоской. Ты знаешь весь сценарий от «а» до «я», потому что соткан он исключительно из самых заезженных клише военной драмы.
Кому на войне легко? Никому! Вот и весь моральный урок WWII. Все переживают, ругаются друг с другом, раздувают трагедию. Даже пролог Battlefield 1 в эмоциональном плане был куда сильнее всей этой фронтовой мыльной оперы, которая поступается здравым смыслом, чтобы воспроизвести какую-нибудь очередную идеологему США.
Задумайтесь: Дэниелс, нарушая приказ командира, в одиночку отправляется в стан вооружённых фрицев, чтобы найти какую-то девочку и передать её матери, ведь та очень беспокоится. Мы спасаем немцев от самих немцев! А те, будто свои их тут голодом морят, с радостью садятся в машины освободителей. Такой откровенный бред на первый взгляд кажется удобоваримым повествованием. Но только потому, что его поддерживает плотный фундамент из взращённых кинематографом и игровой индустрией США военных архетипов.
Есть очень жёсткий, суровый командир. Есть однозначно злой, коварный фриц. Друг-весельчак, испуганные новобранцы, парочка отпетых храбрецов. И в центре всего — главный герой. Какой? Улыбчивый, добродушный паренёк, совестливый и смелый. В общем, ни рыба ни мясо. Не веришь ты им, не цепляют они, не переживаешь ни за чью судьбу.
По заветам предков
Клишированный сюжет — лишь часть проблемы. «Бородатый» дизайн игрового процесса — беда куда более серьёзная.
Стрельба совсем неинтересна: однотипные фрицы всё лезут и лезут изо всех щелей, а ты стреляешь да идёшь вперёд, стреляешь да идёшь… Регенерации здоровья теперь нет, но реалистичнее от этого процесс не становится. Даже смерть ощущается какой-то искусственной: если движешься по «правильным» маршрутам, скрываешься за укрытиями, вовремя садишься в машину и с нужной частотой попадаешь по врагам, то пули будто минуют тебя. А если побежал не туда или постоянно мажешь, тогда жди расплаты.
Именно так всё воспринимается — искусственно и постановочно. Игре критически не хватает реалистичности во всём: в дизайне локаций, в заданиях, в поведении ИИ. Спасают ситуацию скрипты, точно распределяющие роли между многими участниками массовки.
Но глупенький враг — это ещё ничего. Союзники — другое дело: с ними нам жить, а делать это нелегко. Во-первых, совершенно не чувствуется их участие в битве. Они почти никого не убивают, только симулируют активную деятельность. Во-вторых, «советы», которые они дают нам, добивают и без того полумёртвую атмосферу. Враг появляется на балконе, почти над тобой, а ты слышишь: «С северо-востока, осторожно!» На своих друзей начинаешь смотреть как на ходячие мешки с провиантом, ведь именно они обеспечивают героя патронами и аптечками.
«Какой тесный проход, — жалуется Дэниелс в одной из миссий, — не следовало налегать на тушёнку». Даже персонаж игры понимает, как несправедливо с ним обошлись создатели. Ведь поле боя — это всегда тесный проход, и дело тут не в тушёнке. Локации узкие, масштаба не чувствуешь ни в Нормандии, ни в битве за Рейн. Вроде перестрелка идёт на открытой местности, но ты видишь, что вот тот ряд хитро насаженных друг на друга деревьев здесь не для красоты, а чтобы ты ни в коем случае не почувствовал себя свободным.
Дэниелс! Почему туалет опять не вымыт?
Конечно, визуально WWII на голову выше предшественниц, но действительно красивых мест, западающих в душу пейзажей здесь почти нет. Все уровни какие-то однообразные: повсюду туман, окопы да лесочки. А также серые фрицы, серые здания, серые танки… И всю игру мы ползём через эту серость, периодически вынужденно притормаживая, ибо каждая вторая боевая сцена — это встреча с укреплённой позицией врага.
Через непрерывный огонь может пройти только один человек — Дэниелс. Профессия такая есть — подвиги совершать. Товарищи кричат: «Дэниелс, иди зачисти окопы, не дают пройти нам!», «Снайперы повсюду, Дэниелс, ты знаешь, что делать!» А в промежутках между битвами парень работает курьером: кому-то еду повар передаст, кому-то патроны надо отнести. И вот вручает Дэниелс эти патроны дежурящим снайперам, как вдруг на горизонте — фигуры фрицев, и эти ловкачи заявляют: «Чёрт. Заело! Дэниелс, грохни их!»
А если всё ещё не почувствовали себя героем, то вот вам новая «фишка»: раненых бойцов мы можем вытаскивать с поля боя. То есть тех представителей безликой массовки, которую все ненавидят за бездеятельность, вы должны, рискуя собой, спасать. Тащить, пока в вас стреляют.
Ни одна миссия не запоминается. Где-то вы на танке поездите, где-то на джипе покатаетесь. Дадут и на самолёте повоевать. Связанные с использованием техники эпизоды примитивны донельзя.
Авторы всё же пытались произвести впечатление. Но абсолютно ничего у них не получилось. Оборонительные миссии также проходятся без эмоций, стелс-эпизоды ничего собой не представляют, пустышкой является и шпионская вылазка. Игроку нужно запомнить три фразы, объясняющие его присутствие в штабе врага. И дальше — просто болтовня с фрицами… Никакого напряжения.
В новой Call of Duty нет главного, того, что всегда закрывало недостатки серии, — «вау»-эффекта, заставлявшего регулярно открывать рот от стильной постановки и эпатирующей зрелищности. Здесь танки взрываются будто петарды, здания падают как карточные домики, кат-сценам не хватает «крутизны». Один раз поезд красиво в гармошку сомнётся, а больше и вспомнить нечего.
Люди рождены ползать. Вот и ползайте
Судьба мультиплеера Call of Duty незавидна: до уровня Titanfall футуристическая ветвь франшизы так и не дотянулась, а ныряющая в прошлое WWII сталкивается с монстром Battlefield 1, с которым даже не пробует состязаться. Получается голая «колда» без новаторских решений или неожиданных подходов — это «олдскул» или шаг назад?
Каждый решает сам, но забрать у человека крылья и ничего не дать взамен — неправильно. Косметические преобразования можно рассматривать лишь как фиговые листочки. Так, классов больше нет, им на смену пришла система дивизий — каждая из четырёх адаптирована под определённый стиль игры. Думайте, в какую сторону хотите развиваться — становиться снайпером или мастером ближнего боя. Кроме некоторой систематизации «перков» нововведение почти ничего с собой не приносит.
Зачем обычное многопользовательское меню «кастомизации», рейтинга и связанных с ними вещей заменять социальной территорией — большая загадка. Если кто-то скажет, что совместная площадка оживляет предматчевый процесс, то пусть он посмотрит на падающие с неба ящики с «лутом», который вываливается в форме трёх волшебных карточек.
Среди режимов — ничего стоящего упоминания, кроме «Войны». Стандартный набор из вариаций на тему Deathmatch и Domination. Даже «Сетка», в которой нам предлагают сыграть в футбол, особенно ничем не отличается от «Захвата флага».
Карты встречаются разные: и очень маленькие, и довольно большие. Но все они выполнены в традициях «коридорных» шутеров — обилие узких проходов сказывается на манёвренности игроков и балансе сил. По которому, кстати, также бьёт далеко не идеальный «матчмейкинг».
Мёд в бочке дёгтя
«Война» и «Зомби» — две вещи, которые способны немного разбавить желчную скорбь этого обзора.
Режим «Война» состоит из нескольких стадий, в рамках которых атакующая и обороняющаяся команды выполняют определённые задачи. Последние довольно разнообразны, а многоэтапность сражения наделяет процесс эпическим размахом. Ценность каждого эпизода возрастает, и это здорово усиливает напряжение.
Кооперативное развлечение «Зомби» с каждой новой частью серии становится всё масштабнее и продуманнее. И, к счастью, творение Sledgehammer Games не стало исключением. Глуповатый, но забавный сюжет, ветвистая карта с разными задачами, большое количество «пушек», ловушек, секретов, на которые можно потратить накопленные очки, — всё это сделано на достаточно высоком уровне, чтобы максимизировать реиграбельность режима.
Какую оценку ставить подобному «перезапуску»? Sledgehammer раскопала могилу богатого предка. Только вот надо было оттуда забрать один оставшийся там бриллиант — сеттинг. Но разработчики вместе с драгоценностью вывалили и дурно пахнущие куски подгнившего гейм-дизайна. С другой же стороны, самый неамбициозный в истории «тир» наверняка всё же придётся по душе многим фанатам, а отполированная графика обрадует чей-то глаз. К тому же здесь есть отличные «Зомби» и достойный внимания режим «Война».
Плюсы: достойная графика; неплохой режим «Война»; добротные «Зомби».
Минусы: вторичность как в геймплее, так и в истории; сюжетный пафос и повсеместные клише; миниатюрные локации; примитивное поведение врагов и союзников; неуклюжий стелс; банальные эпизоды с управлением техникой; спорные решения в мультиплеере.