Captain Tsubasa: Rise of New Champions
Обзор
В Японии невероятно популярны комиксы о подростках-спортсменах: боксёрах, теннисистах, волейболистах, бейсболистах… Обычно центральный персонаж – юное дарование, он закаляется в матчах, обзаводится ворохом верных товарищей и наглых, но страшно талантливых оппонентов. Молодое поколение, читающее такую мангу, вдохновляется ярким примером и идёт в спортивные секции. Считается, что комикс Captain Tsubasa (1981–1988 гг.) пробудил в японских мальчишках любовь к футболу. Настолько, что с 1998 года сборная островного государства неизменно попадает в финальный этап чемпионата мира. Игры серии давно не выходили на серьёзных платформах, и Captain Tsubasa: Rise of New Champions исправляет это упущение.
14-летний капитан
Манга Captain Tsubasa авторства Ёити Такахаси (Yoichi Takahashi) рассказывает, собственно, о Цубасе Одзоре. Он блистает в начальной школе вымышленного города Нанкацу, дальше – в средней, следом уезжает в Бразилию, потом борется за место в основе «Барселоны»… В общем, у футбольного гения насыщенная карьера, а главная его цель – первенствовать на Кубке мира.
В Rise of New Champions перед 14-летним Цубасой стоит задача поскромнее – победить в третий раз подряд в чемпионате средних школ Японии. Вернее, это задача режима Episode: Tsubasa. Своего героя разрешают создать в Episode: New Hero (о нём ниже).
Episode: Tsubasa служит своеобразным туториалом. Вас научат играть в пас, наносить удары с воздуха, финтить, останавливать чужих форвардов и, конечно, забивать мячи. Поскольку Rise of New Champions не симулятор, а аркада, управление тут упрощено. Запоминать десятки сочетаний кнопок и стрелок не нужно. Побочный эффект – аскетичный геймплей.
Школьники собирают громадные стадионы, однако играют по щадящим правилам – два тайма по 30 минут. Когда сталкиваетесь с противником, можете либо обвести его, либо увернуться от подката. Дриблинг против подката не сработает, равно как и «дэш» против крепко стоящего на ногах неприятеля. Система доходчивая. Действия типа финтов и спринта расходуют «духовную» шкалу. Чем она больше, тем быстрее вы заполните ударную шкалу и, соответственно, запустите снаряд в створ.
У голкипера тоже есть «духовная» полоска. Она отвечает за то, остановит он очередной выстрел или нет. Поэтому требуется методично бомбить штрафную площадь, пока индикатор не иссохнет. После этого можно забить какой-нибудь нелепый гол хоть из центрального круга. Обилие шкал отсылает к файтингам. Неспроста: Rise of New Champions разработала Tamsoft, ответственная за мордобойные серии Battle Arena Toshinden и Senran Kagura. Из-за рутинного обстрела ворот пропадает элемент внезапности. Неожиданные голы после шустрого розыгрыша всё же случаются, но скорее в качестве исключения.
История подана как в визуальных новеллах: смотрим на лениво сменяющиеся заставки, читаем малосодержательные диалоги. Если не заглянете между поединками в тактическую вкладку, ничего страшного – тренер в раздевалке обозначит сильные и слабые стороны противника. Матчи прерываются сценками, когда лидеры команд хотят покрасоваться друг перед другом, причём промотать их нельзя. Замены возможны в перерыве, но нужны ли они – большой вопрос, ведь характеристики у запасных игроков хуже, чем у тех, кто входит в основной состав. Топовые параметры, разумеется, у всесторонне развитого Цубасы. Он-то и будет отгружать львиную долю голов, особенно когда откроет суперудар. Полузащитник подсвечен на мини-карте – мол, не забывайте пасовать.
Недетский футбол
Режим Episode: New Hero напоминает привычную карьеру в спортивном симуляторе. Создаёте атлета, зарабатываете очки опыта и прокачиваете характеристики, покупаете наборы с карточками футболистов и усилителями…
В отличие от кампании с Цубасой, тут позволяют подобрать команду и амплуа. Я вылепил в редакторе форварда и отправил его в академию Тохо (Токио) под начало Кодзиро Хюги – давнишнего врага Цубасы. По сюжету команды из разных уголков Японии бьются в специальном турнире, а лучшие спортсмены получают вызов в сборную и билет в США на международные соревнования.
Карьера разбавлена беседами с одноклубниками и не только. В них разрешено выбирать ответы. Неправильных нет, но некоторые варианты влияют на сюжет (запускают дополнительные сцены). Зачем ещё общаться с персонажами? Ради специальных ударов и умений. Герой может позаимствовать коронный Drive Shot у Цубасы, а может – Tiger Shot у Хюги. Дабы расширить список друзей, покупайте карточки с футболистами за внутриигровую валюту. Её отсыпают за достижения вроде «сделай пять хет-триков» и «одержи верх в 10 дуэлях».
Episode: New Hero выглядит любопытнее, чем Episode: Tsubasa, однако ситуацию не спасает. Аркадный шарм Rise of New Champions одновременно привлекает и ставит на ней крест. Игра вызывает в памяти комедийную ленту «Убойный футбол» (2001). По газону носятся не футболисты – циркачи, способные, к примеру, использовать перекладину ворот как трамплин. А как отлетают тела после удачного отбора! За грубую игру никто не наказывает. В Rise of New Champions нет жёлтых/красных карточек и отсутствуют штрафные. Пенальти – исключительно послематчевые.
Впечатления от аркадного угара портит издевательский ИИ. Если положено запуститься сценке, где вам забьют гол, – будьте уверены, она запустится, несмотря на то что вы контролируете мяч. Суперудары вражеских форвардов, как правило, пробивают вратаря, ваши – с третьего-четвёртого раза. Да, можно сжечь ещё одну шкалу и её ценой заставить голкипера выполнить «суперсейв» или отдать приказ защитнику затормозить снаряд башкой, но это штучные инструменты. Не исключено, что на последней минуте враг пальнёт из пушки, а у вас под рукой – ни первого, ни второго.
От первоисточника Captain Tsubasa: Rise of New Champions переняла драматургию. Сюжет захватывает, как трансляция важного спортивного события. Геймплей – к сожалению, нет.
Плюсы: чтобы играть, не придётся читать мангу и смотреть аниме – история подана доступно; озвучка на высоте, как принято в японских играх.
Минусы: ограниченный геймплей: сверхъестественный футбол быстро выдыхается; ИИ чудит: то жёстко контролирует центр поля, то теряется и не знает, куда послать игроков; графика балансирует на тонкой грани между «скромно» и «провал» (от провала спасают симпатичные анимации).