Clash: Artifacts of Chaos

Платформа PS4 / PS5
Издатель Nacon
Разработчик ACE Team
Язык Русский
Возраст 12+
Игроки 1
Дата выхода 09.03.2023

Обзор

Чилийскую студию ACE Team знают прежде всего благодаря её дебютному проекту — файтингу Zeno Clash. Пожалуй, как симулятор рукопашных схваток он не хватал звёзд с неба, но сполна компенсировал это сумасшедшим визуальным дизайном, который запоминался с первого взгляда. Не менее оригинальными получились три части Rock of Ages и недавняя The Eternal Cylinder.

На этот раз ACE Team возвращается в мир Зенозоика: перед нами новая игра по этой удивительной вселенной. Clash: Artifacts of Chaos — не полноценное продолжение: она не затрагивает историю Гэта из первых двух частей и, как говорят сами авторы, не требует знакомства с оригинальной дилогией.

Очень интересно, но ничего не понятно

Пусть о безумном дизайне Зенозоика я был наслышан, но ни в первую, ни во вторую Zeno Clash не играл, поэтому отсылки к событиям этих частей, если они и есть в Clash: Artifacts of Chaos, прошли для меня незамеченными. Не сказать, что это помешало воспринимать сюжет: с одной стороны, в лоре непросто разобраться, учитывая полёт фантазии разработчиков в плане локаций, персонажей и прочих визуальных образов, с другой — не такая уж тут и замысловатая история.

Мы играем за долговязого бойца по имени Псевдо. Он не человек, но существо сильно на него похожее: есть две руки, две ноги и голова, что в Зенозоике не так уж часто встречается. Однажды Псевдо спасает Малыша — небольшое создание, чем-то похожее на птицу. За Малышом идёт настоящая охота: почти каждый встречный хочет схватить несчастного, чтобы передать его Гемини — многоголовой женщине, живущей в замке на берегу моря. Она наделена большой властью и готова выплатить солидное вознаграждение за поимку крохи. Для чего ей понадобился Малыш — непонятно. Пытаясь разгадать тайну симпатичной и наивной малютки (судя по поведению, это совсем ребёнок), Псевдо будет путешествовать, сражаться и время от времени беседовать с другими персонажами на отвлечённые темы.

Сам Псевдо тоже не так прост. Ночью он может менять свой облик, превращаясь в подобие скелета. Впрочем, ночью меняется и сам Зенозоик — там, где бродили относительно безобидные животные, появляются злобные и опасные монстры, с которыми не так-то просто справиться. Зато ночная форма Псведо может продираться сквозь терновые кусты — с их помощью разработчики закрывают некоторые части уровней: пока не найдёшь обходной путь или не уничтожишь преграду, дальше не продвинешься. С другой стороны, для тёмной сущности героя также хватает ограничений — стоит отклониться от маршрута, как нас настойчиво просят вернуться на доступную лишь для ночных путешествий часть уровня.

Что касается именно дизайна локаций, то он скорее разочаровывает, особенно на контрасте с вычурными образами персонажей. Виной тому, как мне кажется, ещё и использование cel-shading: стиль выглядит совсем уж дёшево. Хорошо, что в настройках этот эффект можно почти полностью убрать, — дело вкуса, но без него, на мой взгляд, становится лучше.

Бей первым, Псевдо

Судя по всему, в Зенозоике рукопашные схватки — обычное дело и каждый может вызвать недруга на поединок, чтобы решить спор в честном бою на кулаках. Перед началом драки можно провести Ритуал — это настольная игра с использованием кубиков. Победитель получает небольшое преимущество: например, противник будет привязан к месту короткой верёвкой.

Система рукопашных боёв завязана на таймингах. Управление довольно простое: обычный и специальный удары, уворот и блокирование. Тем не менее всё не сводится к «спаму» атаками. Псевдо может использовать три стиля боя, каждый со своими особенностями: где-то быстрые, но слабые удары, где-то — размашистые и сильные. Есть несколько типов специальных атак, которые изучаются с помощью тотемов, спрятанных в укромных местах. Можно драться не только кулаками, но и холодным оружием вроде дубин — они, правда, со временем ломаются. Наконец, когда накапливается специальная шкала, появляется кнопка включения вида от первого лица — тут Псевдо без затей орудует кулаками, и, по сути, перед нами не полноценная смена камеры, а всего лишь шанс провести серию сильных ударов.

Обычно в бою нам противостоит не один соперник, а несколько. Это, конечно, добавляет проблем, но нельзя сказать, что схватки здесь сильно сложные — я, к примеру, не самый опытный игрок в файтинги, но после получения небольшого опыта, справлялся с большинством недругов без особого труда.

Можно вообще драться по минимуму, игнорируя диких зверей и ночных монстров во время путешествия по локациям. Сам геймплей состоит как раз из подоной беготни по уровням: уворачиваясь от ненужных драк, ищем лут (с его помощью можно прокачивать удары или покупать у торговцев полезные штучки вроде брони и оружия), потом упираемся в закрытый охотниками за Малышом проход на следующую локацию, дерёмся и повторяем те же действия уже на новом месте.

Изредка беготня разбавляется беседами с Малышом или другими персонажами. Как ни странно, к сюрреализму происходящего быстро привыкаешь, и, если присмотреться, Зенозоик не так уж сильно удивляет — за исключением внешнего вида персонажей перед нами стандартный фэнтезийный мир.

Шаг вправо, шаг влево

К сожалению, дизайнеры локаций не только нарисовали скудноватое окружение, но и оплошали при проработке структуры уровней. Выбор — иллюзия: куда ни иди, конечная точка в виде очередного сражения в «тупике» будет та же самая. Что отдельно раздражает, границы коридоров не сразу научишься распознавать: чем раньше изживёшь привычку срезать путь (всё равно не получится), тем здоровее будут нервы.

Никуда не делся и злополучный бэктрекинг: после гибели Псевдо возрождается в ближайшем лагере в ночной форме и бежит к телу, где нас поджидают те, с кем дневной Псевдо не справился. Да и без этого побегать по одним и тем же маршрутам придётся: иногда — для сбора лута, но куда чаще — в поисках прохода на следующий уровень, который иногда прячется в неочевидных местах.

Конечно, и это можно было бы стерпеть, но ради чего? Ответ на этот вопрос я так и не нашёл. Драки не сильно вдохновляют, сюжет разгоняется лишь к концовке, а открытого мира нет. Бегать по не лучшим образом задрапированным коридорам, чтобы посмотреть, какой безумный облик очередного врага придумали авторы? Так себе мотивация, если честно.

Clash: Artifacts of Chaos — тот случай, когда проект и ругать не хочется, но и хвалить особо не за что. Да, разработчики сумели создать занятный дизайн персонажей, но кроме этих удивительных образов здесь почти не на что смотреть — как в прямом, так и в переносном смысле.

Плюсы: не перестающий удивлять дизайн персонажей; рукопашные драки с использованием нескольких стилей боя.

Минусы: банальный на фоне вычурной стилистики сюжет; коридорные локации; кучу времени приходится тратить на беготню по уровням.

Никогда не позволяйте своему свету погаснуть.
Сразитесь с друзьями и семьей в динамичной игре для вечеринок в открытом космосе
Отразите инопланетное вторжение и одолейте корабль-носитель захватчиков в стиле безумного roguelike!
SCREEN — это динамичная однокнопочная игра.
Двухмерный самурайский файтинг, где одного удара достаточно, чтобы убить.
Возвращение классической ролевой игры! Вторая часть истории Front Mission впервые доступна за пределами Японии.
Зловещая история об оживших куклах, аниматрониках и ещё более жутких существах.
Erra: Exordium – приключенческий 2D экшн в сеттинге Дизельпанка. Исследуйте мир, основанный на шумеро-аккадской мифологии.
1-2-Word Search — это классическая игра-головоломка с поиском слов с элементами TreeFall!
Будьте инструктором по подготовке!