Conan Exiles
Превью по ранней версии
Вселенная «Конана-варвара» за авторством Роберта Ирвина Говарда (Robert Ervin Howard) явно недополучила своё по части игровых воплощений. Если экранизации подарили нам серию отличных боевиков (а заодно открыли миру Арнольда Шварценеггера (Arnold Schwarzenegger) как актёра), то на видеоигру подобного масштаба смельчаки замахнулись лишь однажды — в 2008-м году Funcom выпустила MMORPG Age of Conan: Hyborian Adventures. Несмотря на некоторые интересные решения (в частности, оригинальную боевую систему), особой славы она не снискала, постепенно превратившись в фритуплей-ММО с весьма узким кругом поклонников. Тем не менее игра жива и по сей день, что тоже успех, согласитесь.
Спустя почти десять лет норвежцы решили попытать счастья во второй раз. Другой жанр, другие герои, но всё та же вселенная «Конана» — ранний доступ Conan Exiles, прошу любить и жаловать.
Смена курса
Действительно, когда было объявлено о начале разработки новой игры, многие подумали, что нас ждёт продолжение той самой MMORPG, но Funcom решила, что в наше время более перспективной идеей будет сделать популярный ныне «выживач». Меж тем в новом «Конане» элементы RPG выражены заметно ярче, нежели в стандартном «сурвайвле».
Взять хотя бы процесс создания персонажа, с которого всё начинается (в отличие от DayZ, здесь нет «общего» героя для всех серверов). Настраиваются пол, происхождение, божество для поклонения, внешность, что позволяет в итоге получить более-менее уникального героя. Можно долго рассказывать о нашумевшей уникальной технологии, позволяющей реалистично изображать мужские причиндалы и регулировать их размер при создании героя, но стоит ли? Факт примечательный, но не более — на геймплей он никак не влияет. Отмечу лишь как удачный маркетинговый ход — смелое решение Funcom привело к тому, что об этих достоинствах игры (и её персонажей) не упомянул разве что ленивый.
До выбора класса и распределения очков умений, как это принято в классических RPG, дело не дошло, но лишь на этапе создания — непосредственно во время игры наш герой растёт в уровне, получая возможность «прокачать» одну из семи характеристик. Таким же образом изучаются новые «рецепты» оружия, брони, строений и всего остального, что может быть сделано из найденных и добытых в бою или честным трудом ресурсов.
Остаёмся выживать
Другое важное отличие от типичных симуляторов выживания — большее внимание к сюжету, что, впрочем, неудивительно, учитывая столь богатую литературную и кинематографическую основу. Нашлось место даже самому Конану, пусть и в несколько другом образе и лишь в стартовом ролике. Именно отважный киммериец спасает нашего героя, осуждённого за различные преступления (при каждом старте они разные, причём порой встречаются и довольно забавные), снимая его с распятия.
За душой у нашего персонажа ничего, а из одежды — лишь загадочный браслет, который убьёт своего носителя при попытке избавиться от столь страшного украшения или пересечь границы Земли изгнанников, ставшей новым домом для множества таких же бедолаг. Впрочем, повезло далеко не всем — остаться в живых здесь совсем не просто, тем более в пустыне. Благо более плодородная местность совсем рядом — туда и предстоит отправиться спасённому от жестокой смерти преступнику.
Там уже вовсю кипит жизнь, и речь идёт не только о других таких же изгнанниках (хотя следы их деятельности и заметны практически сразу). Здешний мир — это не пустая «песочница», которую игрокам предстоит обустраивать самостоятельно: всё очень напоминает обычную одиночную RPG с открытым миром или ММО (если учесть постоянно возрождающихся «мобов» и залежи ресурсов). Карта достаточно большая, и на её исследование можно потратить порядочно времени.
Тем не менее местность остаётся статичной, создана без использования процедурной генерации и других модных сегодня способов разнообразить контент. С другой стороны, ручная работа пока что заметно качественнее компьютерного алгоритма. Так и здесь — подземелья, древние руины, поселения дикарей и прочие интересные места встречаются на каждом шагу и сделаны вполне на совесть.
Насколько быстро наскучит раз за разом «изучать» исхоженную вдоль и поперёк местность — вопрос открытый. Разработчики обещают постепенно расширять карту, добавляя новые регионы, но вечно так продолжаться не может. Впрочем, есть чем заняться и кроме путешествий и открытий.
Разделяй и властвуй
Персонаж чувствует голод и жажду, которые утоляются, как ни странно, едой и питьём. Ещё он умеет сражаться и конструировать разные полезные и не очень штуки: от каменного топора и набедренной повязки до верстака и элементов конструкции собственного жилища. Если не следить за тем самым голодом и жаждой или сражаться не так и не с теми, то наш герой может использовать ещё одно своё умение — скоропостижно скончаться. Собственно, чтобы последнего не произошло, необходимо заниматься добычей ресурсов и строительством различной инфраструктуры.
Важных отличий от привычной для жанра схемы два: рабовладение и поклонение богам. Земли изгнанников населяют разнообразные существа, разумные и не очень, в том числе и обычные люди. Их, кроме банального убийства, можно захватывать в плен и после небольшой психологической и физической обработки (в виде так называемого колеса боли, знакомого большинству благодаря оригинальному фильму) получить в своё распоряжение ценных работников или бойцов.
Рабы-стражники позволяют оставить своё жилище под минимальной защитой, когда в поселении не остаётся активных игроков. Грабительские рейды — любимое развлечение в подобном жанре, поэтому на сервере спустя некоторое время после запуска разрастаются целые города со сложной системой защиты и фортификации. Вполне можно вообразить себя повелителем здешних земель, гордо восседающим на троне в собственном замке (благо система строительства такое позволяет), но в одиночку стать таковым вряд ли получится. Conan побуждает к кооперации куда заметнее других подобных игр. Войны между кланами из-за ресурсов или ради банального веселья — обычное дело на любом сервере.
Выбор собственного божества для поклонения на старте — не просто ещё один элемент ролевой составляющей. Каждый из богов может проявить благосклонность к своей пастве — если она докажет ему свою преданность, конечно. Доказывать придётся по-разному: к примеру, змей Сет предпочитает кровавые жертвоприношения, а Йог требует от своих последователей поедания человеческой плоти.
Чем больше игрок усердствует в поклонении тому или иному богу, тем более мощной будет его поддержка: начиная от возможности создавать особое снаряжение и оружие, заканчивая призывом аватара. С помощью этого гигантского воплощения одного из божеств можно с лёгкостью разрушить вражескую базу до основания. Однако аватар не будет абсолютным оружием — существует он весьма короткое время, призыватель практически беззащитен, а его местоположение становится видно далеко вокруг.
Увы, пока игрокам приходится бороться в основном с багами и недоработками — перед нами тот самый классический «ранний доступ», когда на продажу выставляют откровенно недоделанный продукт. В первые дни было совсем сложно — например, список серверов мог просто перестать работать без объяснения причин. К чести норвежцев, патчи не заставили себя долго ждать и продолжают выходить с завидной регулярностью. Не забыли и про обещание разнообразных настроек при создании собственного сервера и поддержку модов — всё это уже в наличии.
Как итог, несмотря ни на что, Conan Exiles спустя месяц после выхода в Early Access вполне уверенно себя чувствует среди аналогов вроде Rust, а Funcom радостно сообщает о полумиллионе проданных копий и делится планами. Неужели реалистичная симуляция физики отдельных частей тела помогла?