Concrete Genie
Обзор
Американская студия Pixelopus создала всего две игры. Первая из них, Entwined, в формате небольшого ритм-приключения рассказывала о влюблённых друг в друга птице и рыбе. Entwined показалась игрокам и прессе не очень увлекательной и получила смешанные отзывы. Вторая работа команды, эксклюзивная для PlayStation 4 Concrete Genie, добилась куда более тёплого приёма у публики, однако, на мой взгляд, проблем в ней тоже хватает.
Зов улиц
Concrete Genie начинается с того, что её главный герой, мальчик по имени Эш, вопреки просьбе родителей возвращается в городок, где жил раньше, чтобы порисовать на пирсе в своё удовольствие. Во вступительном ролике нам показывают, что Денска из некогда вполне себе уютного портового поселения превратилась в заброшенное место, куда помимо Эша наведываются исключительно проблемные подростки. Разумеется, эти ребята агрессивно настроены к нашему протагонисту, отбирают и раскидывают по ветру его рисунки, а в довесок к этому вталкивают Эша в кабину фуникулёра и отправляют на маяк.
На вышке случается чудо: один из набросков, монстрик по имени Луна, оживает и наделяет Эша способностью рисовать волшебные картины с помощью кисти, которая по размеру больше похожа на какой-нибудь «Нимбус-2000». Вооружившись этакой метлой, герой возвращается в город с целью вернуть в него краски. Буквально.
Мальчик решает, что Денску нужно возродить, а помогут ему в этом рисунки на стенах и фантастические твари, которых он создаёт одну за другой. Монстрики стали для него друзьями, а вот подростки по-прежнему продолжали задирать. Они то в мусорный бак героя засунут, то кисточку отнимут, то отпинают от нечего делать. Эш же, как истинный приверженец принципа непротивления злу насилием, в драку не лезет и смиренно получает по щеке, если не успевает убежать от хулиганов.
Во время сюжетных стычек героя стали посещать коротенькие бессловесные видения, демонстрирующие нам, что подростки-то, оказывается, так агрессивно себя ведут, потому что выросли в неблагополучных семьях: у кого-то родители развелись, у кого-то отец в тюрьме сидел и никакого участия в воспитании не принимал. Глубина психологизма в искусстве ещё никогда не была так сильна! Шарма ей прибавляют некоторые фразочки Эша во время исследования локаций. Он вроде и видит, что ребята те ещё страдальцы, но всё равно не может не воскликнуть при встрече: «Опять эти уроды!»
Concrete Genie всеми силами пытается быть остросоциальной. Ключевое слово — «пытается». Она самым примитивным образом говорит о том, что загрязнение окружающей среды — это плохо, а подростковую травлю вмиг можно победить силой дружбы. Спойлер: нет, нельзя. Игра действительно затрагивает непростые темы, но говорит о них так, будто рассчитана исключительно на дошкольников (и это при рейтинге 12+). О проблемных подростках можно и нужно говорить в играх, но не сводить всё к примитивным десятисекундным сценкам, объясняющим их озлобленность. Это не добавляет игре глубины, а, напротив, делает её донельзя ограниченной в плане взаимоотношений персонажей.
Художник от слова «худо»
На протяжении всей игры Эш должен разрисовывать стены и тем самым убирать из города охватившую его тьму. У художника есть альбом с набросками, которые мы поштучно можем переносить на все подходящие для этого поверхности. Выбор рисунков довольно приличный: тут вам и растительные мотивы, и небесные объекты, и снежные пейзажи, даже бабочки анимированные есть. Страницы с набросками раскиданы по всей Денске и имеют свойство улетать, когда к ним подходишь, так что за ними ещё придётся побегать.
В отличие от остального граффити, духи могут быть нарисованы только в специально отведённых для этого местах, но тоже создаются с помощью заранее собранных набросков. Мы можем добавить им кучу ушей, рогов, хвостов, ещё каких-то непонятных отростков и на выходе получить чудовищ, словно сошедших со страниц лавкрафтовских рассказов. В их взгляде будет читаться только одно: «Пожалуйста, убей меня».
После того как духи оживут, их можно привлечь к простеньким головоломкам, решение которых необходимо для дальнейшего прохождения. Огненные создания могут поджигать красные тряпки, если стоят с ними рядом, электрические дают ток и запускают механизмы, а ветряные сдувают предметы. Для того чтобы чудище выполнило действие, его нужно подозвать к себе, а затем задобрить и развеселить — проще говоря, нарисовать рядом с ним то, что оно хочет.
Возвращаясь к разукрашиванию стен, отмечу, что вовсе не обязательно проходиться по всем домам в городе — достаточно покрасить только стены, на которых висят гирлянды. От этого они волшебным образом зажигаются. Когда в одном районе загорятся все лампочки, из него исчезает тьма и открывается путь в следующую локацию. И неважно, что именно мы рисуем на стенах — цельные картины или просто клепаем один и тот же штамп. Игра никак не оценивает наши старания, и у пользователя нет причин тратить время на кропотливую проработку дизайна каждой поверхности. Кроме внутреннего чувства прекрасного разве что.
Было бы здорово, если бы волшебные рисунки на стенах были не простым украшением и средством задабривания духов, а могли как-то влиять на внутриигровой мир. Я пробовала провести между двух разорванных проводов нарисованную гирлянду в надежде, что ток пойдёт через неё, но Concrete Genie не хочет играть по таким правилам. А представьте, если бы рисунком костра можно было бы поджечь что-нибудь, а водой, наоборот, затушить! Причём игра ведь сама по себе про чудеса и ожившие рисунки, и в ней поначалу творятся по-настоящему удивительные вещи. Но потом, когда начинаешь осознавать заложенные разработчиками ограничения, вся магия испаряется.
Девиантное поведение
Не одним рисованием наполнен игровой процесс Concrete Genie. Так, у нас есть противники — хулиганы, которых стоит избегать. Элементы стелса смотрятся в игре максимально нелепо, потому что всё, что вам нужно сделать, чтобы не попасться врагам в лапы, — это забраться на ближайший объект, находящийся не на уровне земли. Подростки сначала постоят рядом, но быстро потеряют интерес к жертве, развернутся и уйдут.
Даже если хулиганы схватят Эша, ничего ужасного не произойдёт — максимум нужно будет вернуть свою кисточку. Падения с большой высоты или в воду тоже не страшны — нас просто возвращает нас к месту, с которого Эш неудачно прыгнул. У героя чуть ли не до финала нет шкалы жизни. А когда она появляется, то, конечно же, начинаются сражения. Драки с тёмными духами тоже максимально упрощены — у нас есть три стихийные атаки и уклонение. Боевой сегмент выглядит чужеродно и бестолково, кажется, что его ввели только для того, чтобы хоть как-то разбавить уже утомивший к концу игры процесс рисования.
Вы можете парировать все мои замечания — мол, Concrete Genie рассчитана на детей, что я к ней придираюсь. Но разве юная аудитория игры — это оправдание? Разве игры для подростков должны быть максимально упрощёнными в геймплейном и сюжетном плане? Мне кажется, что детей не стоит считать дураками. Во всяком случае, они заслуживают куда более проработанных игр, чтобы затем с теплотой вспоминать о них в будущем.
Ещё пара причин почему
Самые неприятные эмоции в Concrete Genie у меня вызвал баг, заставивший плюнуть на несколько часов прохождения и начать игру заново. Иду я по Денске, хочу проведать духа на маяке, как вдруг начинается кат-сцена, и на место, где стоит Эш, внезапно падает машина. Её отшвыривают туда по сюжету, но я об этом никак не могла знать заранее. Кат-сцена кончается, я оказываюсь внутри автомобиля, из которого не могу выбраться. Занавес.
Однако игра не разделила моих планов и сохранила меня прямо в машине. Других, более ранних сохранений она не делала, ведь, даже если сохраняешься вручную, запись всё равно делается в один слот. Всего таких ячеек три, под три прохождения, и один забег нельзя на всякий случай записать в несколько разных файлов. И я не знаю, как можно было на месте разработчиков не предусмотреть вариант, что игра может «забаговать» и человеку придётся начинать всё с начала без возможности откатиться назад. Если бы не обзор, я бы бросила прохождение из-за такого максимально наплевательского отношения к игрокам.
Начав Concrete Genie заново, я отметила, что в ней ещё и кат-сцены не пропускаются и не ставятся на паузу. Почему так было сделано, опять же непонятно. Но не поворчать об этом решении я не могу.
Из хорошего отмечу, что игра переведена на русский и даже дублирована. Единственное, чего не коснулась локализация, — это газетные тексты, которые время от времени находит главный герой. Жаль, что эти вырезки не стали переводить, ведь в них рассказывается история города и объясняется, почему он опустел. Об этом кратко можно прочитать и в дневнике Эша, но от полных статей я бы тоже не отказалась.
Кроме того, в отечественной локализации Concrete Genie сменила название на «Городские духи», что, на самом деле, даже больше подходит игре, ведь «бетонный» (а именно так переводится слово concrete) меньше всего соотносится с городком, где все дома деревянные и кирпичные. Конечно, у них может быть фундамент из этого материала, но обычно так описываются всё-таки здания, полностью построенные из бетонных конструкций, — от этого, собственно, и пошло выражение «бетонные джунгли». Возможно, создатели игры попытались обыграть именно его, но получилось в итоге довольно нелепо. Что до «джинна», то таковым в игре можно назвать только Эша, который то и дело выполняет желания своих нарисованных друзей.
Идея Concrete Genie поначалу вызывает по меньшей мере интерес: нам ведь придётся «креативить», создавать волшебные рисунки и привносить в заброшенный городок жизнь. Но на деле всё творчество оказывается лишённым смысла и превращается в рутину даже за то небольшое время, что длится игра. Всё, что создаёт Эш, выглядит красиво, но этим рисункам не хватает какой-то интерактивности. Рано или поздно начинаешь понимать, что гораздо удобнее просто штамповать на стенах один и тот же узор, ведь лампочки зажгутся независимо от того, что ты там изобразил.
Плюсы: несмотря ни на что, игра очень красива, особенно благодаря живым рисункам.
Минусы: простенький сюжет, сводящийся к фразе «Ребята, давайте жить дружно»; скучный геймплей, который разработчики пытались разбавить стелсом и боями; баги, ломающие всё прохождение.