Costume Quest 2
Обзор
Вот уже второй раз Тим Шейфер (Tim Schafer) со товарищи в канун «светлого» праздника Хэллоуина пытаются не напугать, а рассмешить. Достаточно неожиданно они выпустили продолжение своей комедийно-пародийной RPG Costume Quest, в которой всякие «редиски» мешают детишкам в карнавальных костюмах ходить по домам и выпрашивать сладости. Однако во время прохождения второй части чаще всего не смеешься и получаешь удовольствие, а вспоминаешь известную истину про то, что шутка, повторенная дважды, если и не становится глупостью, то уж точно теряет свою актуальность.
Costume Quest, вышедшая четыре года назад, была хорошо встречена и публикой, и критиками. Игра продолжала традиции ставших тогда очень модными комедийных RPG в духе Deathspank и Penny Arcade Adventures. Особенно она была похожа на последнюю: небольшая продолжительность, смешение фантастических и фэнтезийных тем с современной подростковой культурой, дети в качестве главных героев и пародия на японские RPG в качестве основы для геймплея. Вторая часть следует тем же канонам, но вот продолжительность ее существенно выросла — и это, вопреки ожиданиям, стало одной из главных проблем сиквела.
Назад в будущее
Costume Quest 2 продолжает историю Рейнольда и его сестренки Рен. В первой части они, отправившись обходить дома и выпрашивать сладости, столкнулись со странными гоблинами — те пытались испортить Хэллоуин и конфисковать все конфеты. В итоге брат и сестра оказались далеко от мамы и папы. В начале новой игры они все-таки возвращаются домой и обнаруживают, что главным злодеем, ненавидящим праздник и его традиции, является местный стоматолог доктор Вайт.
Обладатель белоснежной голливудской улыбки мечтает построить этакий стоматологический рай, в котором дети не едят конфеты и не портят свои зубы. Чтобы осуществить свой коварный план, доктор Вайт научился путешествовать во времени. Последовав за ним в будущее, наши герои обнаруживают, что ему действительно удалось создать свою стоматологическую утопию. И теперь Рейнольд, Рен и их новые друзья, путешествуя во времени, пытаются помешать безумному дантисту и предотвратить наступление такого несладкого для них будущего.
В процессе они занимаются ровно тем же, чем и в первой части: бегают по локациям, обходят дома, общаются, выбивают конфетки из мешков, почтовых ящиков и мусорных баков, выполняют квесты и постоянно сражаются в привычном для JRPG пошаговом формате. Только умножьте все это на два — примерно настолько увеличилась продолжительность игры.
Главное, чтобы костюмчик сидел…
С одной стороны, это хорошо. Ведь больше стало и интересных ситуаций, локаций и персонажей. Мы участвуем в джазовом концерте, ищем слушателей для уличной группы, посещаем уроки в Зубной Академии доктора Вайта, совершаем побег из тюрьмы, ищем каких-то ведьм в болотах и катаемся по проводам в футуристическом городе.
Увеличилось и количество карнавальных костюмов, которые по-прежнему являются краеугольным камнем геймплея. Маленькие любители сладостей могут принять облик клоуна, птеродактиля, фараона, леденца и даже президента США Томаса Джефферсона (Thomas Jefferson). Соответственно, в сражениях появились новые забавные приемы, активирующиеся при заполнении шкалы энергии. Так, Супермен бросает в противников автобус. Клоун, поскальзываясь на банановой кожуре, лечит союзников (ведь смех продлевает жизнь!). А президент дает врагам почитать декларацию независимости, после чего те буквально взрываются — то ли от напряжения, то ли от возмущения…
Впрочем, новые прикиды помогают не только в сражениях. У многих из них есть интересные способности, спасающие в различных ситуациях. В облике птеродактиля можно взмахом крыла расчистить путь от груд бумаги или листьев, клоун умеет дудеть на трубе, маг освещает дорогу, Джефферсон проводит дипломатические переговоры с неуступчивыми NPC, а фараон с помощью своего жезла помогает спускаться по проводам.
Рутина против смеха
Проблема, однако, в том, что большую часть времени мы не общаемся, не смеемся и даже не используем возможности костюмов, а уныло нажимаем одни и те же кнопки в однообразных драках и бегаем по разросшимся локациям, силясь понять, что же делать дальше. Проверить энное число домов и попросить конфет, найти энное число спрятавшихся ребятишек, собрать материалы для нового облачения, чтобы продвинуться дальше по сюжету, — количество примитивных по своей сути заданий, бывших в первой части, в сиквеле увеличилось вдвое.
И никакие новые интересные ситуации, забавные сюжетные ходы, редкие необычные квесты не способны избавить от ощущения тотального однообразия и затянутости происходящего. Первая Costume Quest в силу своей небольшой продолжительности просто не успевала надоесть. Да и сражения как-то больше держали в напряжении. Там, напомним, чтобы успешно провести атаку, каждый раз приходилось вовремя нажимать на разные кнопки или их комбинации. А в сиквеле для этого всегда применяется одна и та же клавиша, соответствующая очередности атаки. Авторы также разрешили использовать прямо в бою специальные карты, но делать это приходится крайне редко — большинство драк, даже с «боссами», мы выигрываем, зевая и не напрягаясь.
Понятно, что Double Fine использовала традиционный рецепт изготовления сиквелов успешных игр: авторы улучшили графику, добавили ряд новых элементов, увеличили количество квестов, локаций, костюмов и персонажей. Но не избавили происходящее от рутины и не учли простой факт: если четыре года назад все это казалось чем-то необычным и свежим, то сейчас для успеха мало заставлять нас по одинаковой схеме обходить дома, искать материалы для одежды и сражаться — нужны какие-то действительно важные, принципиальные изменения в геймплее. Или чтобы было действительно смешно. В Costume Quest 2 же вы куда чаще зеваете, чем смеетесь.
Плюсы: забавный сюжет; встречаются яркие персонажи и веселые игровые ситуации.
Минусы: тотальное однообразие и рутина; примитивные квесты; сражения тоже стали проще, а управление с клавиатуры и мыши осталось таким же неудобным.