Creaks

Платформа PS4
Издатель Amanita Design
Разработчик Amanita Design
Язык Русский
Возраст 12+
Игроки 1
Дата выхода 22.07.2020

Обзор

Чешский коллектив Amanita Design в последнее время любит экспериментировать. После череды квестов вроде Botanicula, Samorost и Machinarium разработчики сначала попробовали себя в жанре комедии в Chuchel, а теперь создали головоломку Creaks, лишённую геймплейных особенностей, которые мы привыкли видеть в играх этой студии. Нет инвентаря, нет необходимости совмещать предметы – просто решаешь один за другим пазлы, параллельно пытаясь понять, что происходит в рассказанном без слов сюжете.

Столько лет в неведении

В квартире главного героя, который пытался спокойно почитать книгу за столом, в какой-то момент начинает твориться чертовщина. Лампочка в люстре сначала мигает, потом отключается, а после этого и вовсе лопается. За окном какой-то шум, от стены отклеиваются обои, и за ними, оказывается, есть таинственный проход. Протагонист, которому без света, видимо, заняться нечем, берёт в руку фонарик и решает изучить, что скрывается за стеной в его комнате. Спустя несколько секунд он попадает в огромный загадочный мир без возможности вернуться обратно.

Архитекторы особняка, в котором предстоит провести порядка шести часов, явно не заботились об удобстве перемещения внутри него: повсюду лестницы, накрытые хлипкими деревяшками пробоины в полу, подъёмники, которые, кажется, развалятся, если на них дунуть. Здесь даже нормальных коридоров практически нет – всё напоминает лабиринт, сотканный из десятков разнообразных залов и кабинетов. Но в Creaks нет возможности свернуть не туда – это линейная игра, в которой заранее проложен путь к финалу.

Фирменный стиль Amanita Design узнаётся сразу же: нарисованное от руки окружение, ярко выраженные линии и невероятное внимание к деталям остаются неизменными вплоть до финала. То попадаешь в комнату с десятками бюстов, которые периодически двигаются, то в зал с растениями, реагирующими на свет и распускающими листья. Повсюду странные картины, забитые книгами или статуэтками полки, циферблаты, инструменты – художников будто ни в чём не ограничивали. Приглушённая цветовая палитра делает это место жутковатым и загадочным, особенно когда оно подвергается атакам огромного существа, разрушающего отдельные комнаты.

Мы одновременно исследуем особняк и наблюдаем за жизнью его обитателей – одетых в вычурные костюмы птиц, занятых своими заботами. То они книгу какую-то ищут, вечно ускользающую из их рук (крыльев?), то ставят ловушки, пытаясь заманить в них монстра. Герои разговаривают на непонятном языке, однако по их жестам и действиям всё и так ясно – даже облачка с мыслями из Machinarium не понадобились. И чем дальше проходишь игру, тем лучше разбираешься в происходящем.

Да будет свет

Правила головоломок тоже объясняются без слов, да и механик тут не так уж много. Персонаж может ходить в разные стороны, спрыгивать с уступов, карабкаться по лестницам и перепрыгивать небольшие расстояния. В каждой новой комнате у него одна задача – выбраться. А помогают ему в этом противники, без которых не обходится ни одна головоломка. Собаки реагируют на появление героя и бегут в его сторону, медузы летают над землёй и меняют направление, упершись в стену, а потом появляются враги, повторяющие движения протагониста, и другие особи.

Драться с противниками возможности нет, а если они коснутся героя, тот погибнет. Как только на врагов падает свет, они превращаются в мебель, а потом трансформируются обратно, если свет выключился или их отодвинули в тёмное место. Собаки, к примеру, становятся комодами, на которые можно забираться, чтобы добраться до разрушенной лестницы. Но в основном эти объекты используются в качестве тяжёлых предметов, стоящих на кнопках, при нажатии на которые включаются другие лампочки или двигаются преграждающие путь стенки.

Как в любых качественных головоломках, загадки здесь становятся всё сложнее. Поначалу собака лишь одна, спустя несколько комнат их может быть уже пять. Первое знакомство с медузой сопровождается простейшим пазлом, а впоследствии она попадается в одном зале с кучей кнопок, лампочек и собак. Иногда загадки решаешь от противного, прикидывая, кто и как должен двигаться, на что нужно нажать, в каком порядке включать свет и так далее. А иногда проходишь уровень методом проб и ошибок, экспериментируя и наблюдая за результатами.

Порой встречаются очень изобретательные головоломки, которые могут быть не слишком сложными, но приносят огромное удовольствие, когда их успешно решаешь. Разработчики постарались внести достаточно разнообразия, не только предлагая непохожие друг на друга комнаты, но и населяя их разными существами. Однако иногда геймплей становится немного рутинным – добравшись до следующего пазла и увидев огромную комнату с кучей кнопок, ламп и медуз, хочешь выключить игру и сделать небольшой перерыв.

Возможно, дело в отсутствии связи между загадками и всем, что их окружает. Ты будто пробираешься сквозь череду испытаний и в качестве награды получаешь очередную сценку с участием прямоходящих птиц, а не решаешь головоломки, которые имеют к истории какое-то отношение. Не возникает чувства, что это две игры в одной, но некий диссонанс присутствует.

Качество пазлов нивелирует этот недостаток, и разработчики очень хотят, чтобы до решения каждой загадки вы дошли самостоятельно, – пошаговых инструкций и явных подсказок тут нет. Единственное, что подтверждает правильность ваших действий, – это мелодичные звуки, которые иногда воспроизводятся в процессе прохождения комнаты. Удачно отодвинули собаку, включили вовремя свет, направили медузу на нужный этаж – как только слышишь соответствующий звук (особенно после долгих размышлений), настроение резко поднимается. Авторы с этим не перебарщивают – всё равно нужно понимать, что делаешь, а не тыкать наугад.

Без коллекционных предметов не обошлось – это и оживающие масляные картины, и небольшие интерактивные кукольные спектакли, представляющие собой простенькие мини-игры. То незаметно надо пройти мимо людей, прячась за деревьями, то отстреливаться от нападающих существ, то перепрыгивать через препятствия. Нарисовано всё это не менее прекрасно, чем сама игра, хоть и выполнено в совершенно ином стиле и напоминает полотна классических импрессионистов.

Creaks – по большей части удачный эксперимент. Это не та игра, которую фанаты Amanita Design ждали после стольких квестов, но иногда разработчикам хочется отойти от привычной формулы и попробовать что-то другое. На сей раз у чехов вновь получилась хорошая игра, которая, как и Chuchel, вряд ли станет культовой классикой уровня Machinarium, однако всё равно достойна внимания. Как минимум благодаря удачным головоломкам и неповторимому визуальному оформлению.

Плюсы: восхитительное художественное оформление; изобретательные головоломки, решать которые – одно удовольствие; загадочный сюжет, рассказанный без слов; необычные коллекционные предметы.

Минусы: загадки могут поднадоесть.

Сюжет о главном герое и библиотекарше, которые заблудились в таинственной "библиотеке", где переплетаются "жизнь" и "желания".
Отправьтесь в захватывающий 3D-аркадный приключенческий платформер.
Знаменитый dungeon crawler в стиле JRPG возвращается! Начнем учиться по-новому.
Отважитесь ли вы пройти по мрачным лабиринтам, полным монстров и магии?
Приключение в жанре soulslike на дне гибнущего океана.
Search Of Light - это приключение в стиле стимпанк в темном фэнтезийном сеттинге и сочетание управления ресурсами и механики повествования, которую мы определяем как управление приключениями.
Шпионский приключенческий боевик в стиле ретро.
Мяу-мяу! Коты и котики заполонили Нью-Йорк!
Aquarist — это расслабляющая казуальная игра-симулятор в песочнице, в которой вы выполняете различные задачи, связанные с аквариумом, на самых разных уровнях.
Станьте морским капитаном на постапокалиптической Земле, целиком покрытой водой, и отправляйтесь на приключения в огромном открытом мире.