Crow Country
Обзор игры в духе классических хорроров
Начиная прохождение Crow Country, будто переносишься в девяностые или нулевые, когда неказистые трёхмерные игры запускал на пузатом телевизоре или мониторе, сидя в тёмной комнате, а родители ругались и предупреждали не только об испорченном зрении, но и о посаженном кинескопе. Авторы новинки постарались сделать игру, похожую на старенькие хорроры вроде первых Resident Evil и Silent Hill, добавили VHS-фильтр, взяли шрифты в духе той эпохи и сотворили чудесный оммаж классическим ужастикам. О нём вряд ли будут часто говорить спустя недели и месяцы, но поклонники жанра и любители возвращаться в детство получат от игры большое удовольствие.
Обитель зла
Время действия — 1990 год. Мы управляем агентом Марой Форест и расследуем загадочное исчезновение Эдварда Кроу, владельца парка развлечений «Страна Ворон», который два года назад был закрыт и с тех пор практически заброшен. Исследуя парк, мы узнаём всё больше подробностей об инциденте — оказывается, там была ранена пятнадцатилетняя девочка, утверждавшая, что на неё напал человек, хотя в полицейском отчёте написали, что это был зверь. На самом деле девочка и копы не правы — парк наводнили монстры.
Мы приезжаем на машине ко входу в «Страну Ворон», и на первый взгляд никакой опасности это место не представляет. Оно довольно жуткое: грязные стены, разбросанные предметы, ржавеющие железки, пустые пункты продажи билетов… Дальше встречаешь аниматроников, которые, кажется, вот-вот начнут двигаться и напугают. Но в целом это просто заброшенная локация, где бурная фантазия щекочет нервишки больше, чем настоящие ужасы. Однако со временем место становится всё опаснее — когда достигаешь тех или иных сюжетных целей, в уже изученных комнатах и коридорах появляются монстры и ловушки. Капканы, ядовитые мины, падающие люстры — места, по которым раньше ты беспрепятственно пробегал, становятся недружелюбными.
Это не значит, что во всех подряд нужно стрелять, хоть героиня и носит с собой пистолет. Как и в старых хоррорах, тратить ресурсы на каждого встречного неразумно, если можно просто проскочить мимо. Мара не самая хрупкая девушка и несколько ранений выдержит, так что, даже если мерзкие лапы кривоногого чудовища до неё дотянутся, ничего страшного не произойдёт. В крайнем случае залатаешь раны с помощью аптечки — при малом запасе здоровья персонаж начинает хромать, намекая на то, что ему нужна помощь. А аптечек (впрочем, как и патронов) тут полно — их и в урнах находишь, и в разбитых ящиках и стеклянных колбах, которые кто-то повсюду расставил.
Можно вообще не ввязываться в драки, если перед началом прохождения выбрать режим исследования. В нём монстров не видишь, так что и стрелять не в кого. Однако я бы не советовал проходить игру таким образом. Во-первых, гротескный дизайн чудовищ очень уж хорош, и с ними парк становится атмосфернее. Во-вторых, враги только кажутся опасными — они медленные и неповоротливые, не пытаются зажать вас в угол и не убивают с одного удара. В большинстве случаев они больше похожи на декорации, с которыми иногда бывает забавно взаимодействовать — например, направлять их в сторону ловушек.
Монстры — не единственное, что отсылает к старым хоррорам: управление тоже сделали похожим. Crow Country можно проходить как классическую адвенчуру с «танковым» управлением, используя крестовину, — двумя кнопками вы поворачиваете персонажа влево и вправо, а ещё двумя двигаетесь вперёд и назад. Когда это надоест, в любой момент позволяют переключиться с крестовины на стик, и тогда вся «танковость» исчезнет. У стрельбы тоже есть два режима (правда, меняются они в настройках): один — с не совсем удобной раскладкой в духе Resident Evil с PS1, а в другом для прицеливания используются триггеры, которых в те времена на геймпадах не было. Какой бы режим вы ни выбрали, прицеливаться и стрелять на ходу героиня не сможет.
Жуткие загадки
Главное, что сюда перенесли из хорроров прошлого века, — это головоломки. Всё сделано очень похоже: связанные друг с другом локации, множество запертых дверей, замки, которые требуют бронзовые, серебряные или золотые ключи, и так далее. Каждую новую локацию нужно досконально изучать, читая оставленные на столах газетные вырезки и висящие на стенах записки, в которых персонал оставлял друг другу послания. Нередко бывает так, что решение будущей загадки находишь значительно раньше, чем натыкаешься на соответствующий пазл.
В некоторых случаях меня удивляло то, насколько прямолинейно здесь объясняют решения. Например, героине нужно произнести какую-то фразу, чтобы открылась дверь, и эта фраза буквально написана в одной из записок — даже не приходится по кусочкам её собирать. Но в основном встречаются пазлы, в которых нужно либо поломать голову, и разгадывать их интересно — не сложно, но увлекательно. Загадки разнообразны, перечитывать записки в поисках намёков не надоедает, а некоторые головоломки связаны с забавными мини-играми. Если вы застряли (а это наверняка произойдёт), можно десять раз за игру обратиться к автоматам с предсказаниями и получить подсказку.
Хотя сюжетных головоломок в Crow Country хватает, нашлось место и для секретов. Причём в них не просто получаешь дополнительные патроны или ещё какие-то безделушки — там есть ценные предметы, в том числе новые виды оружия (загадка, за которую получаешь дробовик, одна из моих любимых), улучшения для пушек и даже апгрейды для расходников. В этом прелесть игры — здесь не хочется как можно скорее пробежать по сюжету. Те же бронзовые и серебряные ключи открывают не одну и не две двери — порой хочется, как в детстве, взять лист бумаги и записывать на нём места, где есть запертые помещения и сейфы.
В этом могла бы помочь встроенная в игру карта, но современной и очень удобной её делать не стали. С одной стороны, она не самая плохая — отмечены и даже подписаны все локации, а со временем на ней появятся подсказки, указывающие на секреты. В то же время карту невозможно повернуть, так что независимо от того, в какую сторону смотрит персонаж, она остаётся в одном и том же положении. Из-за этого трудно понять, в каком направлении идти, и из-за ловушек, появляющихся по мере прохождения, ошибки приводят к потере здоровья или необходимости использовать антидот, если персонаж отравлен. Но со временем расположение локаций начинаешь запоминать — были моменты, когда я и без карты знал, куда нужно отправиться.
В остальном Crow Country удалась. Локации разнообразны — есть и зал с игровыми автоматами, и имитация подводного мира, и что-то вроде фэнтезийной деревушки с грибами и феями, и ресторан. На то, что действие происходит в прошлом веке, указывают забавные детали — и кассеты с дискетами вместо дисков, и даже викторина, где ответ на вопрос, сколько планет в Солнечной системе, не тот, который считается правильным в наше время. Ну и в плане графики, звука и интерфейса это отличная попытка сделать игру в духе старых хорроров.
Главное достоинство Crow Country — в том, что она не пытается просто имитировать Resident Evil с PS1 и вызвать ностальгию отсылками. Новый хоррор кажется затерянной игрой из прошлой эпохи, случайно найденной спустя несколько десятилетий. Пускай здесь есть настройки управления и режим исследования, который в те времена выглядел бы неуместно, прохождение Crow Country сравнимо с путешествием в детство, только вылезающие «ачивки» немного портят атмосферу. Главное, не забывайте сохраняться в специальных комнатах — игра беспощадно стирает прогресс в случае смерти.
Плюсы: графика, музыка и интерфейс в духе классических хорроров; интригующая история, которую интересно собирать по кусочкам; увлекательные головоломки и мини-игры; отличный дизайн монстров; секреты, за обнаружение которых дают действительно полезные вещи; система подсказок и режим исследования для тех, кто в этом нуждается.
Минусы: не самая удобная карта; медлительные враги редко представляют угрозу, из-за чего сложность довольно низкая; решения некоторых загадок объясняют прямо в лоб.