Cyberpunk 2077

Платформа PS4 / PS5
Издатель CD Projekt
Разработчик CD Projekt
Язык Русский
Возраст 18+
Игроки 1
Дата выхода 19.11.2020

Обзор

CD Projekt RED — это уже не студия, а целое явление. Где вы найдёте таких же разработчиков, чтобы они вместе с геймерами смеялись над багами в своих релизах, принципиально игнорировали DRM и выпускали DLC, которые легко затыкают за пояс отдельные игры? Кто помнит успех «Крови и вина», тот возложил на «Призрачную свободу» большие надежды. Дело даже не в новой локации и не в участии Идриса Эльбы (Idris Elba), а в том, как радикально поляки способны переиначить своё произведение. Интриги добавляет и то, что Phantom Liberty решили сделать первым и последним сюжетным дополнением. Больше ничего не будет — настало время подвести итоги.

Гончие Пёсьего города

В главной сюжетной линии ничего не поменялось, кроме появления бонусной концовки. Вы по-прежнему выступаете в роли наёмника (или наёмницы) Ви, который решил украсть нейрочип у корпорации «Арасака» в Найт-Сити, но всё пошло наперекосяк, а у героя в голове засел призрак мёртвого рок-музыканта и дебошира Джонни Сильверхэнда. Персонаж в исполнении Киану Ривза (Keanu Reeves), конечно, хорош, но из-за него дни Ви сочтены, и мы до самой развязки ищем путь к спасению если не тела, то хотя бы души. Но в какой-то момент, после завершения главы с Пласидом и Брижитт в Пасифике, на связь выходит нетраннер Сойка и просит вытащить из передряги президента НСША Розалинд Майерс. Так и начинаются события «Призрачной свободы».

Пройти DLC можно тремя способами: добраться до него по сюжету, начать с него прямо в стартовом меню или загрузить одно из старых сохранений. Для тех, кто давно не запускал Cyberpunk 2077, предпочтительнее первый вариант. Он позволит освоить все новшества версии 2.0, включая систему прокачки, и вспомнить базовые вещи — вроде мотивов Сильверхэнда, который даже после смерти, превратившись в ворчливый конструкт, хочет взорвать «Арасаку».

Какой бы путь вы ни выбрали, голос Сойки приводит вас к воротам Пёсьего города, которые надо миновать по-тихому. Здесь выясняются две вещи. Во-первых, Сойка настолько крута, что способна дистанционно взломать мозг Ви, явиться перед ним в виде виртуальной проекции и заткнуть Джонни, когда тот не нужен. Как тут не поверить, что она и вылечить героя сумеет? Во-вторых, именно сюда враги направили перехваченный шаттл с президентом Новых Соединённых Штатов, чтобы сбить его ракетами и вычеркнуть первую леди из истории страны. А правит районом, естественно, злодей с политическими амбициями и собственной армией боевиков, которых здесь называют баргестами. Возможно, поэтому и город — Пёсий.

Но Ви не робкого десятка. Вместе с мадам президент, оказавшейся на удивление бойкой женщиной, мы уничтожаем врагов — то исподтишка, то с терминаторским апломбом. Затравка сюжета «Призрачной свободы» обрушивает на игрока вагон и тележку экшена. Это даже ошеломляет — вместо свойственного игре размеренного погружения вы стреляете, собираете кучу патронов и снова стреляете, но уже в негодяев покрепче. Тем не менее в конце концов пальба стихает, а Розалинд Майерс просит вас отыскать «спящего» агента Соломона Рида — его роль исполнил Идрис Эльба.

Рид помогает Розалинд покинуть район, но возникает ещё проблема: Сойка после неудачного взлома военной техники как в воду канула. Начинается тот самый триллер, который обещали в анонсах разработчики, — с миссиями в стиле Джеймса Бонда, шпионскими явками, борьбой за власть и скелетами в шкафах ключевых персонажей. Попутно Ви осваивается в Пёсьем городе, узнаёт больше о лидере баргестов Курте Хансене, вудуистах и «Патруле», посещает злачные места и бродит по рынку, где можно купить то же самое, что и за стеной. Хоть костюм с иголочки присмотрите, хоть машину или имплант. После игры с русской локализацией слух, конечно, режет переход на английские голоса, но для фаната игры это пустяк. Зато есть повод послушать Ривза в откровениях Сильверхэнда о его службе в армии.

Отдельно стоит отметить оформление локации, оказавшейся мрачнее других районов Найт-Сити. Здесь больше наркоманов, бандитов и безнадёги, заросшие травой руины перемежаются чудовищными конструкциями, обжитыми вопреки замыслам архитекторов. Сразу ощущаются вайбы «Побега из Нью-Йорка» Джона Карпентера (John Carpenter) и некоторых мест из Deus Ex: Mankind Divided, особенно Города Големов.

Вообще с культурными цитатами у DLC полный порядок — сотрудники CD Projekt RED верны традициям. Здесь и битва с шагающим танком из «Призрака в доспехах», и пасхалка на тему «Джона Уика», и сюжет по мотивам «Сердца тьмы». Даже руководители студии в роли продавцов на базаре сидят — как в те времена, когда Марчин и Михал действительно держали ларёк на рынке в Варшаве.

А ещё здесь несколько уникальных активностей. Можно выполнять задания фиксеров, связанные с этой локацией, и закуситься с баргестами за очередной контейнер с припасами, место падения которого отмечается столбом красного дыма, прямо как в PUBG. Что особенно приятно, цепью к Пёсьему городу герой не прикован. Если в начале сюда надо пробираться задворками, то затем достаточно просто проехать через КПП, как все нормальные люди. Ну или воспользоваться быстрым перемещением. То есть ничто не мешает проходить сюжет «Призрачной свободы» и попутно решать задачи в других районах — например, закрывать сердечный вопрос с Панам Палмер.

Почти как в GTA

Дополнение вышло с патчем 2.0, который по объёму даже больше, чем похождения Ви в Пёсьем городе, — 27 Гб данных против 21. Эта «заплатка» должна была стать венцом трудов, чтобы виды мегаполиса чаще завораживали, а не вызывали недоумение. После того как CD Projekt RED сплясала польку на неписаных правилах построения открытого мира, студия была вынуждена шаг за шагом исправлять игру, равняясь на каноны. И теперь мы можем оценить результат. Нет, горожане, ходящие туда-сюда вдоль улиц, и повторы театральных сценок остались на месте — разработчики свято блюдут традиции со времён частушки про Эмгыра, наделавшего в штаны. Но кое-что и впрямь поменялось.

Первым делом отметим копов, с которыми была вообще беда — они целыми отрядами возникали из воздуха за спиной нашкодившего Ви, но обладали памятью инфузории. Стоило оторваться от них на расстояние плевка, как они забывали о нарушении. Теперь блюстители ведут себя адекватно — патрулируют улицы на машинах и пешком, преследуют героя дольше и усиливают натиск, если хулиган не думает сбавлять обороты.

Устроено всё на манер GTA: есть пять уровней розыска, и чем дольше набиваешь комбо из преступлений, тем круче подкрепление у полиции. Обычные патрули сменяются бронированными, а на пяти звёздах прилетают бойцы «Макс-так», одолеть которых очень тяжело. Интересно, что реакция сил порядка зависит от района. Если устроить переполох где-нибудь на задворках, полицейские приедут только после того, как доедят пончики.

Притом что с карты Найт-Сити вымели ворох вопросиков и синих меток с криминалом, от которых рябило в глазах, да и пригодного для сдачи в почтомат хлама поубавилось, количество активностей увеличили в разы. Преступники никуда не делись — просто теперь стычки с ними подаются как случайные события. Едет Ви по своим делам, видит, что кого-то грабят — дай, думает, помогу. Выглядит это естественнее, чем целый день зачистки сотен меток. Некоторые аркадные автоматы стали рабочими — никто не мешает зарубиться в Trauma Drama или Roach Race, а вдобавок получить приз за первое место. Можно даже арендовать за 10 тысяч евродолларов сычевальню, где рядом с кроватью стоит такой же автомат с «Гонкой Плотвы».

У врагов и заданий отныне нет уровней — можно идти куда глаза глядят и сражаться с кем угодно. Вместе с этим отпала и необходимость фармить опыт между миссиями, ведь противники и так подстраиваются под возможности героя. С другой стороны, теперь и 100500 урона не вкачаешь. Бои стали сильнее зависеть от личной сноровки геймера, чем от ролевых характеристик. А одежду сделали просто одеждой, хотя некоторые вещи всё же добавляют защиту или скорость отправки скриптов. Но они и выглядят как военные! Никакой больше клоунады с трусами из адамантия.

И какой же открытый мир без стрельбы из транспорта на ходу? Этим давали побаловаться и раньше, но строго по сценарию и с видом от первого лица. Теперь высунуть пушку из окна «Шевиллона» разрешают в любой момент — для разборок с бандитами или копами даже на грешную землю ступать нет нужды. Появилась и специальная активность для любителей драк в стиле «Безумного Макса» — угонять для Эль Капитана тачки, помеченные на мини-карте голубым рулевым колесом. За вами тут же устремляется погоня, так что надо отбиваться — паля по колёсам, капоту и в лобовуху. А если оседлать мотоцикл и расчехлить катану, можно устроить на дорогах Найт-Сити настоящую Road Rash.

Заметным свершением стала работа над мини-картой — её научили менять масштаб в зависимости от скорости Ви. Такая мелочь, а в поворот уже легче вписаться. Конечно, результат всё равно не тот, что нам обещали до релиза Cyberpunk 2077 (где интерактивное метро, спрашивается?), но уже приличный. Не стыдно людям показать.

Мама, я нетраннер

Если открытый мир починили местами, то развитие персонажа переделали полностью. От прежней версии остались разве что древа навыков со знакомыми названиями — «Сила», «Реакция», «Хладнокровие», «Интеллект» и «Техника». Но их теперь дополняет новый пункт, посвящённый биочипу, куда Сойка загрузила военные программы «Милитеха», а Ви может прокачивать их, собирая очки из специальных терминалов в Пёсьем городе. Это, по сути, аналог мутаций из «Ведьмака 3». К тому же были пересмотрены умения в пяти обычных разделах. Увы, картинки с отсылками к культовым фильмам отсюда убрали — есть лишь намёки на аниме-сериал Cyberpunk: Edgerunners. Зато все вложенные очки можно сбросить в любой момент, чтобы пересобрать билд по своему вкусу.

В умениях наконец-то воцарился порядок. Все они разделены по веткам с прицелом на тот или иной аспект. В «Силе», например, дробовики и ударное оружие. Пистолеты ушли в «Хладнокровие». А если нравится орудовать катаной и стрелять из штурмовых винтовок, инвестируйте в «Реакцию». Появились бонусы для рывков, которыми раньше активно злоупотребляли противники, а ещё всякие трюки вроде прыжков из машины с одновременной пальбой на полном ходу. Оно и понятно, ведь драки стали куда динамичнее — можно связывать атаки и акробатику в комбо, вертеться в толпе врагов, будто ниндзя. Но остались в игре и пассивные бонусы — они помещены в пункт «Развитие навыков» и улучшаются в зависимости от действий героя.

Систему имплантов тоже перелопатили. В окне аугментаций появились две важные шкалы: одна показывает уровень брони, а вторая — предел допустимых улучшений. То есть установить у рипера всё и сразу не выйдет, а защита теперь зависит от количества и качества хрома в теле героя, но никак не от надетого костюма. Что, в общем-то, логично — вы Адама Смэшера видели?

Вдобавок каждый имплант можно улучшать за счёт специальных деталей, как раньше делали с пушками. Апгрейд оружия стал доступен только для некоторых образцов, а вот прокачать подкожную броню — это всегда пожалуйста. Отдельно стоит отметить, что ассортимент риперов, как и сила врагов, в игре версии 2.0 зависит от уровня героя. Не нашли у Вика эпических примочек? Пройдите пару-тройку заданий и загляните к нему ещё раз.

Иными словами, новая система позволяет акцентированно развивать именно те качества Ви, которые вам нужнее. Но какого-то ультимативного приёма, резко превращающего всех вокруг в мальчиков для битья, здесь нет. Единственный способ стать подобием машины смерти — это киберпсихоз, достигаемый за счёт превышения лимита имплантов после открытия навыка «Настоящий киберпанк». Во время припадка у героя повышается болевой порог, а враги замедляются, словно угодили в кисель. Только внутренних демонов надо кормить — стрелять, резать, крушить всё вокруг. Как только цепь убийств прервётся, сойдёт на нет и боевая одержимость.

Когда лучшее — враг хорошего

Достоинства обновлённой Cyberpunk 2077 можно перечислять долго. Приятно, знаете ли, наблюдать, как реагирует на неровности дороги ожившая подвеска машины, как меняется звук мотора при включении заднего хода, как прохожие отпрыгивают от бампера, а не бросаются под него. Только послушайте щелчки выстрелов, когда в магазине кончаются боеприпасы, — просто кайф. Можно даже на счётчик патронов не смотреть. У некоторых персонажей чуть подрисовали внешность, что особенно актуально для Джонни Сильверхэнда — теперь он похож на Киану Ривза до, а не после запоя. Авторы игры вложили в её украшение уйму сил, хотя по большому счёту стоило направить весь этот творческий задор на исправление глюков.

Затея с удалением уровней у квестов и врагов вроде благая, но ведёт в ад пресловутого автолевелинга, делающего рядовых противников не просто похожими, а вообще одинаковыми. Всем вынь да положь по обойме в тушку — ни тебе суперсложных гангстеров, бой с которыми планируешь, будто разговор с начальством о повышении зарплаты, ни расстрела целой ватаги плохишей хедшотами с глушителем за три секунды. А ведь есть такие игроки, которые специально прокачиваются, чтобы затем гнуть роботов одной левой и ломать бетон лицом, как Кэнсиро из «Кулака Полярной звезды». В третьем «Ведьмаке» тоже была опция подгонки силы врагов под способности Геральта, но её разрешали включать и выключать по желанию. А здесь принудиловка.

Но главное, что в погоне за крупными целями разработчики забыли о деталях, в которых, как известно, скрыт дьявол. Речь о глюках, переживших патчи в десятки гигабайт. Машины то появляются из воздуха, то исчезают прямо на глазах, могут ни с того ни сего взрываться. Никуда не делись и пакеты с мусором, отправляющие героя в нокдаун, и непонятные судороги в стелсе — будто Ви кто-то толкает в бока и под зад. Висящие над землёй персонажи, смешные коллизии — чего здесь только нет. Судя по всему, разгребать этот паноптикум уже никто не будет — он останется в игре навсегда и зазернится в катарсисе. Теперь живите с этим.

Вкусно, и точка?

С выходом дополнения Cyberpunk 2077 не стала лучше или хуже. Теперь она просто другая — более динамичная, сложная, продолжительная и собранная, чем на релизе. Кому судьба улыбнулась, тот ещё и улучшение графики на дорогом ПК оценит. Разработчики по мере сил избавились от откровенного бреда вроде выпрыгивающих из задницы Ви копов. Кому-то изменения понравятся, другие захотят, чтобы в меню вставили кнопку «Вернуть как было». Обе позиции можно понять. Но для расстановки точек над i в этой игре и прощания с движком REDengine сделанного в польской студии вполне достаточно.

С другой стороны, не ждите от патча 2.0 и «Призрачной свободы» откровений или квантовых скачков, способных навсегда изменить индустрию, как было с The Witcher 3: Wild Hunt. Сейчас история Ви — крепко сбитое, в меру забагованное, красивое и цельное произведение. Более значительных высказываний на тему киберпанка давно не было, и вряд ли они появятся в ближайшем будущем. Стоит ли игру в её нынешнем виде пройти хотя бы разок? Однозначно да. Потянет ли вас к ней после одного прохождения? А это уже философский вопрос.

Плюсы: в DLC большой интригующий сюжет с неожиданными поворотами и интересными персонажами, а также самобытная локация, непохожая на другие районы Найт-Сити; масса мелких доработок; обновлённые правила развития героя и сражений, включая стрельбу за рулём; открытый мир изменился явно в лучшую сторону.

Минусы: некоторые решения в геймплее можно назвать спорными, а ещё до сих пор встречаются баги, не исправленные со дня выхода игры.