Dead Age
Обзор
Немецкая студия Silent Dreams известна прежде всего своей пародийной серией Grotesque Tactics, в которой авторы высмеивали всё подряд — молодёжную культуру, фэнтезийные клише, стандарты жанра RPG в целом и пошаговые бои в стиле японских ролевых игр в частности. Два года назад они выпустили такое же скоморошное продолжение с говорящим названием Holy Avatar vs. Maidens of the Dead. В новом творении Silent Dreams тоже есть пошаговые бои, чем-то напоминающие то, что мы видим в JRPG, и слово Dead в названии. Но здесь немцы наконец закрутили фонтан своего незамысловатого юмора. Да и какие могут быть шутки, когда кругом зомби, а тебе нужно непременно выжить и спасти мир?
Работа такая — выживать!
Dead Age обладает всеми приметами типичной survival-игры. Но тут важно не наличие или отсутствие оригинальности, а то, как проработаны элементы игрового процесса. Так вот, проработаны они на достойном уровне.
Мы берём на себя роль молодого человека, который, оказавшись посреди зомби-апокалипсиса, сначала ищет свою пропавшую сестру, потом находит её уже заражённой, со слезами на глазах сносит ей голову и попадает в лагерь выживших. Естественно, практически сразу же он становится новым лидером, от которого теперь зависит жизнь остальных.
А выживать непросто. Прохождение разбито на дни, и сохраняется прогресс только по окончании очередных суток — если умерли до этого, начинайте новую игру. Чтобы этого не случилось, нужно правильно развивать персонажей, собирать важные для выживания ресурсы (еду, материалы, инструменты) и грамотно распределять обязанности среди подопечных.
У каждого из выживших, число которых постепенно растёт, есть как боевые, так и ремесленные способности. Поэтому можно создавать узких специалистов. Кто-то будет в основном ходить вместе с вами и сражаться, используя свои продвинутые навыки в обращении с тем или иным видом оружия, а кого-то лучше «затачивать» под работу в лагере. Там можно охотиться, собирать растения, «крафтить» оружие, броню или аптечки, а также охранять остальных.
За каждую обязанность отвечает свой навык — Survival, Crafts, Medical, Cunning. Они же помогут и во время случайных событий за пределами лагеря. Сможете ли вы открыть брошенный автомобиль, не поранившись и не активировав сигнализацию (а на шум сбегаются мертвяки), сумеете ли пролезть в пещеру или отвлечь внимание врагов, чтобы группа смогла быстро пробежать дальше, — шанс на успех в каждом из случаев зависит от уровня «прокачки» соответствующего умения. Правда, почему-то Cunning отвечает и за эффективность охраны лагеря, и за взлом замков, но спишем это на загадочную немецкую логику…
Пошаговые испытания
Возиться с персонажами, экипировать их, «прокачивать» и перераспределять на ту или иную работу придётся много. Кто-то, например, после очередной вылазки в лес или на шоссе в поисках ресурсов уже на ладан дышит — в следующий раз его лучше оставить работать в лагере, где здоровье постепенно восстанавливается. Правда, если охраны мало, а угроза вторжения зомби или бандитов велика, то и там могут убить (а также прихватить ценные ресурсы). Но всё это приятная возня, от которой напрямую зависит выживание группы.
Со сражениями ситуация сложнее. Как я уже сказал, они реализованы в пошаговом JRPG-стиле, но выглядят куда примитивнее: вы и соперники стоите друг напротив друга и в свой ход бьёте тем или иным оружием, используете предметы из инвентаря, а также атакующие или защитные умения, чтобы, например, сбить врага с ног или подлечить союзника.
Собственно, на этом всё: ни комбинаций, ни призыва помощников, ни даже возможности уйти в защиту нет. Единственная тактика состоит в том, чтобы аккуратно использовать огнестрельное оружие (патроны в большом дефиците), чаще бить врукопашную (поэтому ближний бой нужно «прокачивать» всем!) и «выносить» в первую очередь самых опасных противников.
При этом на каждой доступной локации нужно пройти пару десятков таких одинаковых, рутинных схваток, чтобы добраться до цели миссии или до важного «босса». Да и сами уровни особым разнообразием не блещут — долгое время вам вообще будут доступны только лес да шоссе в ночном или дневном варианте, которые отличаются лишь силой врагов и попадающимися там ресурсами. Случайные события на них, несмотря на весь обязательный в таких случаях «рандом», также постоянно повторяются.
С другой стороны, эта рутинная работа тоже очень важна и полезна — вы зарабатываете опыт, собираете ресурсы и выполняете многочисленные испытания на убийство разных типов недругов, за которые вам выдают особые медали. За эти медали потом можно разблокировать новые классы персонажей (солдата, медика, инженера) и получить бонусы, которые будут доступны при новом прохождении.
Любовь во время чумы
Не обошли стороной авторы и такую важную составляющую всех игр про выживание, как нелинейность и моральный выбор. Конечно, в Dead Age нет такого же накала, драмы и действительно сложных, закрученных дилемм, как, например, в The Walking Dead от Telltale Games. Но всё же иногда задумываешься и сверяешься с совестью. Стоит ли поделиться едой с голодным мальчишкой, когда у тебя и так пищи в обрез? Прийти ли на помощь двум беднягам, окружённым зомби, когда всем твоим персонажам уже нездоровится? Согласиться ли напасть на группу других выживших, чтобы получить от бандитов отличное оружие в подарок?
Более того, в Dead Age, помимо случайных событий и рутинных миссий на убийство тех или иных врагов и сбор ресурсов, есть ещё и достаточно интересный сюжет — мы должны починить радиовышку, добраться до города к дате всеобщей эвакуации и в итоге спасти мир. И там тоже периодически приходится ломать голову: принимать ли в лагерь новых людей, что увеличит потребление ресурсов; кого обвинить в покушении на одного из важных персонажей; с кем из девушек крутить роман?..
Вообще, отношения с напарниками надо выстраивать аккуратно и правильно — они могут и обидеться. Одна из новоприбывших девушек, например, сначала просит помочь ей найти оружие её погибшего бойфренда, а потом наотрез отказывается отдавать его кому-то ещё, хотя стрелок из неё неважный. Не всем в группе это нравится, и тут вы должны решить, как поступить. В зависимости от ваших действий можно получить шесть разных концовок.
Dead Age — ещё одна «выживалка» про зомби, но со своими особенностями. И слава богу, что фирменный юмор Silent Dreams в их число не вошёл. Немцы, конечно, по инерции ещё шутят — позволяют нашему герою флиртовать с разными дамами в лагере выживших и называют свою боевую систему Final Fantasy-style turn-based combat, хотя она так же далека от FF, как далёк юмор Grotesque Tactics от комедийного угара South Park: The Stick of Truth.
Но это, так сказать, остаточные явления. Более того, местами тут, наоборот, становится скучновато — слишком однообразные сражения и локации. Впрочем, это уже издержки жанра. В целом же Dead Age — серьёзная, основательная и комплексная игра, которая, я уверен, понравится всем любителям суровых survival-испытаний.
Плюсы: интересный сюжет; проработанная survival-механика; наличие профессий; неплохая ролевая система; есть нелинейность и моральный выбор.
Минусы: однообразные и не слишком занимательные драки, мало интересных локаций.