Deus Ex: Mankind Divided

Платформа PS4 / PS5
Издатель Square Enix
Разработчик Eidos Interactive
Язык Русский
Возраст 18+
Игроки 1
Дата выхода 23.08.2016

Обзор

Расизм, ксенофобия, толерантность — эти темы сегодня настолько актуальны, что с лёгкостью пододвигают и оттеняют привычную «борьбу бобра с ослом» даже в, казалось бы, совсем далёких от этого фантастических и фэнтезийных RPG. Яркие примеры — серия The Witcher, а теперь вот и Deus Ex: Mankind Divided, долгожданное продолжение главной киберпанк-игры всех времён и народов.

Киберрасизм

Вообще, между ведьмаком Геральтом и агентом Адамом Дженсеном много общего. Даром что последний живёт в будущем, а не в прошлом, а отличает его не седой хвостик, а чёрные очки и такого же цвета козлиная бородка. Оба — это искусственно созданные машины для убийства, сверхлюди, обладающие недоступными обычным смертным способностями, при этом больше, чем другие, заботящиеся о добре и справедливости. Или не заботящиеся — решайте сами!

Именно эта искусственность и «особенность» становится причиной того, что на Адама Дженсена косо смотрят, после того как в 2027-м году миллионы таких же, как он, киборгов внезапно слетели с катушек, потеряв на короткое время контроль над собой. С тех пор их почти в открытую ненавидят: всячески притесняют в правах, ограничивают и загоняют в гетто. В ответ появилась организация КПА, борющаяся за права «аугов» — то есть людей, снабжённых имплантами.

Спустя два года, в Праге, где разворачивается действие Mankind Divided, случается теракт, за которым вроде бы стоят ауги. Ирония в том, что именно Адаму Дженсену, служащему в Оперативной группе 29 (это такой местный Интерпол), поручают выйти на лидера КПА и арестовать его. А Адам при этом единственный в конторе аугментированный агент. Чтобы вы поняли положение, в котором он оказался, представьте, что во время недавних беспорядков в США, когда темнокожие убивали на митингах белых полицейских и наоборот, в местном управлении полиции служит единственный коп-афроамериканец, которому поручают расследовать это дело.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Сценаристы Deus Ex: Mankind Divided, как и их коллеги из CD Projekt, очень грамотно и правильно мешают фантастику и отвлечённые вещи (в данном случае — киберпанк, иллюминатов, трансгуманизм и прочие теории заговора) с более чем актуальными, близкими всем темами.

Практически сразу же мы попадаем в атмосферу тотальной дискриминации, ксенофобии и расизма. Прага напоминает уже не столько типичный киберпанковский мегаполис, сколько столицу тоталитарного полицейского государства, где копы на каждом шагу требуют у аугов, в том числе и у Дженсена, документы и отправляют неблагонадёжных в пригородные трущобы, в гетто для таких киберотбросов.

Одновременно возникают мощная интрига и куча вопросов. Почему единственного в команде киборга отправляют охотиться за лидером организации, защищающей права как раз аугов? Кому это выгодно, кто виноват? И уж не подстава ли всё это, преследующая далеко идущие цели? Естественно, подстава — и сразу же Дженсен по старой привычке погружается в водоворот новых скандалов, интриг, расследований и теорий заговора. В которых, впрочем, будет масса отсылок и пояснений к событиям прошлого и будущего, показанным в разных играх серии.

Дженсен там, Дженсен тут!

Однако сама подача сюжета и в целом структура игры не изменились по сравнению с Deus Ex: Human Revolution. Есть открытый город, который мы вольны свободно исследовать, выполняя разные задания или просто взламывая чужие компьютеры в чужих квартирах. И есть обязательные сюжетные миссии, когда нас десантируют в какое-нибудь место (помимо Праги будут ещё трущобы для аугов, Дубай, Лондон) и приказывают любым способом (скрытно или в стиле Рэмбо) выполнить определённую задачу, добраться до какой-нибудь важной персоны. В конце ждёт обязательный диалог, напоминающий приём у психотерапевта.

Но при этом всего стало больше — самого города, заданий и диалогов. Прага значительно больше по размерам, чем Детройт или Хэнша из Human Revolution. Город радует совершенно шикарным киберпанковским дизайном и архитектурой, наличием настоящей (ну почти) жизни на улицах, обилием всевозможных сценок с участием граждан и полиции, сочетанием фонтанов, мостов, разнообразных зданий, магазинов, куда можно зайти и поторговать, баров и борделей. Пришлось даже ввести систему быстрого перемещения через метро — Прага разделена на несколько больших кварталов.

И в этом городе Адаму есть чем заняться помимо своих дел и интриг. Едва выйдя из своей квартиры в самом начале игры, он может забраться в какие-то канализации, набрести на странных культистов и заняться расследованием этого мутного дела, не обращая внимания на крики шефа из конторы: «Адам, ты где? Я жду тебя на работе!»

Потом ещё будут работа на местных криминальных авторитетов из «грузинской мафии» или, например, сбор компромата для оппозиционных журналистов. И даже во время выполнения какого-нибудь сюжетного задания вас могут попросить о дополнительной услуге — к примеру, спасти задержанного из лап полиции, найти его карту пропуска и воспользоваться дополнительным паролем.

Говорит и выбирает Адам

Сценаристы не бомбардируют нас, как это сейчас принято, акцентированными моральными вопросами. Главные нравственные дилеммы традиционны для серии — действовать скрытно или в открытую, убивать или оглушать, ломиться в дверь, давать взятку и угрожать или хитрить и идти в обход через вентиляцию (ну конечно, через вентиляцию).

Но периодически случаются действительно непростые ситуации, требующие именно нашего решения, — когда, например, нужно выбрать, кому из двоих аугментированных «соратников по несчастью» активировать поддельные документы. Тот, кому не повезло, скорее всего, будет арестован или сослан в гетто. Некоторые важные развилки (кому, например, отдавать важную улику) прямо повлияют на условия, в которых будет дальше действовать Дженсен, и, хотя глобально сюжет остаётся в заданных рамках, это не может не радовать. Как и наличие сводного ролика в конце в духе Fallout, где игра подытоживает все наши деяния.

А вот в душеспасительных диалогах, когда мы используем социальный корректор, определяющий психотип собеседника, нам, как правило, не дают выбора между «арестовать или отпустить, убить или пощадить», а предлагают убедить собеседника сдаться самому, пойти на попятную, поделиться какой-то информацией и так далее.

Увлекательная болтология

Зато сам процесс убеждения, наблюдения за реакцией и подбора реплик стал ещё интереснее. Да и самих диалогов в Mankind Divided больше, они лучше, длиннее, сложнее и разнообразнее. Каждый квестовый персонаж тут обожает поболтать о жизни и текущей политической ситуации. И даже при первой встрече с одним из лидеров КПА, громилой Виктором Марченко, напоминающим киберорка в броне, с ним можно провести увлекательную беседу о непротивлении злу насилием, о терроризме и революции.

Оставив за скобками некоторую иронию, признаем, что таким образом Mankind Divided поднимает действительно серьёзные, актуальные темы — куда более актуальные, чем проблемы трансгуманизма. Кому-то даже может показаться, что тут авторы перестарались, спутав игру и книгу, и сюжет вязнет в постоянных диалогах, рассуждениях и рефлексии. Но серия всегда отличалась именно умными сценариями, где главное — не лихая голливудская режиссура (с этой точки зрения Mankind Divided ничем особенным не отличается), а именно что диалоги, оценки и рассуждения.

Если уж и предъявлять претензии к сценарию, так это за откровенно прерванный на полуслове финал, явно оставляющий задел на продолжение. И за то, что образу Адама Дженсена, в отличие от того же Геральта из Ривии, недостаёт «живинки», какого-то личностного нерва, надрыва. Почему он лезет во все дырки, как он отдыхает, как проводит время с друзьями и что скрывается за этими чёрными очками? Дженсен действует слишком уж механически, напоминая персонажа книги/игры/фильма, придуманного под конкретные идеи.

Лучше, больше, живее

Механика, как и подача сюжета, практически не изменилась по сравнению с Human Revolution. Всё то же сочетание экшена и стелса, ползание по вентиляции, взлом компьютеров и электронных замков через знакомые мини-игры, поиск паролей и кодов доступа. И всё те же пакеты «Праксис», которые мы получаем по достижении новых уровней, чтобы открыть новую аугментацию или улучшить уже существующую.

Но ко всему этому авторы сделали точечные и очень правильные добавки и надстройки. Первое и самое главное — они действительно позволили избегать в подавляющем большинстве случаев открытых столкновений, даже в конце сюжетных заданий, когда мы уже по привычке ждём обязательного свидания с «боссом». Проведёте беседу правильно — на вас не только не нападут, но ещё и важной информацией поделятся. В противном случае да, придётся повоевать.

Для тех, кто предпочитает именно скрытное (то есть правильное) прохождение, это несколько обесценивает появление в игре экспериментальных аугментаций, нацеленных именно на сражения, — например, широко разрекламированной подкожной брони «Титан» или выкидного наноклинка.

С другой стороны, радует само наличие новых интересных модификаций, среди которых есть и рассчитанные именно на стелс и нелетальное прохождение (вроде встроенной в руку шоковой пушки «Тесла», способной после «апгрейда» вырубать до четырёх целей одновременно). Важно и то, что до определённого момента (пока не выполните важный квест) нельзя устанавливать сразу несколько экспериментальных имплантов — приходится какие-то отключать навсегда, чтобы не перегрузить энергосистему нашего кибернетического агента. Это вносит дополнительный элемент в процесс выбора тактики прохождения.

В любом случае и ценители стелса, и те, кто не против открытого боя, по достоинству оценят то, насколько удобнее стала система укрытий. Она позволяет и грамотно оценивать перемещение врагов на уровне (и даже тихо вырубить их через препятствие), и ловко перемещаться на дальние расстояния между стенами и ящиками посреди лихого сражения. Ну и вообще всё тут удобнее, комфортнее для игры — бой, управление, интерфейс, процесс взлома.

Deus Ex: Mankind Divided представляет собой дополненную, кибернетически улучшенную версию Human Revolution, в которую установили очень правильные аугментации. Больше масштаба, свободы, интересных заданий, диалогов и взрослых тем, больше стелса, оружия и имплантов, красивее и детальнее графика, удобнее всё остальное. При этом прохождение не стало проще — даже наоборот. Это здорово модифицированная Deus Ex — и бояться её должны только конкуренты в борьбе за звание лучшей игры года.

Плюсы: увлекательный сюжет, поднимающий непростые и актуальные темы; свобода действий и решений; большой, детально проработанный город; интересные побочные задания; новые аугментации, которые не навязываются и не портят, а дополняют игру; удобная система укрытий; больше возможностей для стелса и нелетального прохождения; шикарные графика, музыка и атмосфера.

Минусы: сюжет всё же не настолько нелинеен, как хотелось бы; некоторые персонажи, включая главного героя, недостаточно раскрыты.

Amelia's Diner — это аркадная игра-симулятор ресторана. Вы владелец небольшого ресторана и приветствуете голодных клиентов.
Помогите Фокси вернуть запасы вишни.
Стреляйте, собирайте, повышайте уровень и хорошо проведите время!
Нарежьте несколько объектов из кинетического песка!
Мужчина средних лет встречает милую девушку-кошку посреди ночи…
Undercat — это неограниченный 2D-платформер с режимами кооператива и PvP.
Blast Frenzy - это увлекательная игра на подбор мячей.
DUNGEON ARSENAL — динамичная карточная игра в стиле рогалик.
Быстрые гонки на надувных шарах на веселых трассах!
Призывайте элементальных котят в этой игре в стиле roguelike с карточками!