Digimon Survive
Обзор
Digimon Survive стала игрой, которая в день выхода сумела сместить Stray с трона в чарте продаж Steam. И хотя в целом по итогам той недели она обосновалась на третьем месте, всё равно долгожданный (и многострадальный — игру долго делали и переделывали!) релиз Digimon Survive стал большим событием для поклонников этой знаменитой франшизы. Но в то же время игра подверглась бомбардировке отрицательными обзорами на Metacritic. Одни говорят, что это чуть ли не лучший проект в серии, другие называют одним из худших. Откуда же такие противоречивые мнения и что это за игра вообще?
Не только для детей
Digimon — это большая и значимая японская франшиза, прямой конкурент «Покемона». Началось всё ещё в 1997 году с выпуска виртуальных питомцев, через год вышла первая полноценная видеоигра, а с 1999-го начались многочисленные аниме-сериалы и фильмы, ставшие популярными по всему миру. Ну и пошло-поехало — сопутствующие товары, игрушки, мерч, приносящие миллиардные прибыли и звание одного из главных культурных и социальных феноменов нулевых (для Японии, во всяком случае).
Игр за эти годы, естественно, вышло просто невероятное количество (в основном — RPG, файтинги, коллекционные), но в последнее время поток начал иссякать — в основном мы видели онлайновые и мобильные проекты. С сюжетными не ладилось, а разработка Digimon Survive, как я уже сказал, буксовала.
Но прежде чем говорить о новой игре, отмечу, что «Дигимон» для многих — это светлые детские/подростковые воспоминания о том, как в начале нулевых они смотрели первые сериалы. Они были нарисованы в детском, что ли, стиле (в отличие, например, от «Евангелиона», где также были дети и большие, похожие на роботов монстры) и рассказывали простенькие поначалу истории. Детишки попадают в цифровые миры, где встречают хороших цифровых монстров, которые становятся их напарниками и друзьями (каждый дигимон привязан к конкретному ребёнку), и вместе сражаются с плохими, чтобы спасти реальный мир.
Поэтому у многих, и у меня в том числе, когда только начинал знакомство с этим миром, отношение было на уровне «А, для детей». Но на самом деле всё далеко не так просто. Как дигимоны эволюционируют, так эволюционировали и сериалы/фильмы. Конечно, до уровня «Берсерка» и того же «Евангелиона» они не дошли, да и не собирались, но в финале фильма 2020 года «Приключения дигимонов: Последняя эволюция» я едва сдерживал слёзы (хорошо, не сдерживал). Тема противоречия между необходимостью взрослеть и желанием остаться ребёнком здесь показана очень сильно и эмоционально. Ведь по мере того, как дети растут и теряют стремление к развитию и чему-то новому, они теряют связь с дигимонами, и те, ставшие им как родные, исчезают.
Много букв?
Эта тема нашла отражение и в Digimon Survive, которая в некоторой степени выглядит как эволюция типичных дигимон-игр. Здесь огромное внимание уделяется сюжету, персонажам, эмоциям. При этом история заходит на территорию мрачного хоррора, чего раньше никогда в этой серии (в подобной вариации, во всяком случае) не было. И вообще это в первую очередь эпичная визуальная новелла, а только потом — тактическая RPG и коллекционирование питомцев.
Поэтому те, кто по привычке пришёл сюда за двумя последними вещами, оказались разочарованны и принялись критиковать проект за то, что здесь «слишком много букв». Букв и правда много. Поначалу это меня тоже раздражало. Да, персонажи и история вроде бы как новые, но все всё понимают — вряд ли в такую игру заглянут по неведению новички. Те же темы, мотивы, узнаваемые даже внешне образы (главного героя зовут не Таити Ягами, а Такума Момодзука, но он очень похож на предшественника и тоже носит лётные очки), похожие ситуации и даже прямые цитаты.
Группа школьников отправились на экскурсию, потерялись, попали, кажется, в параллельный мир, где их школа оказалась заброшена, столкнулись с неведомой угрозой и встретили невиданных зверушек. Дигимонами их тут никто не называет, но, повторю, все всё понимают и с радостью узнают «динозаврика» Агумона.
Так вот, когда нам подолгу рассусоливают всю эту интерлюдию, а детишки с испугом и большими глазами по 20 раз вскрикивают: «Боже, кто или что это?», «А мы что, в параллельном мире?», «А они что, разговаривают?» — конечно, это раздражает. Но чем дальше, тем интереснее становится. Интереснее с точки зрения не новизны сценария, а того, к каким порой шокирующим и совсем не детским последствиям могут привести наши решения.
Так, общаясь с кем-то из персонажей больше или меньше, принимая в спорах чью-то сторону и так далее, мы усиливаем или не усиливаем связь с ним. А это напрямую влияет на то, кто из них погибнет или не погибнет. Также история зависит от формирования характера Такумы — наши действия и ответы в диалогах отражаются на показателях духа, гнева и гармонии. Учитывая, что все персонажи, несмотря на аниме-клише, получились по-своему интересными, любая смерть, конечно, вызывает шок и осознание, насколько эта игра эволюционировала по сравнению с типичными «дигимонами».
Да, моменты исследования, где нас заставляют с помощью камеры телефона или курсора искать активные точки, которые приведут к продвижению по сюжету или к обнаружению нового расходника/предмета экипировки, кажутся простенькими и однообразными, но и тут нет ничего совсем уж крамольного — типичные для квестов и приключений упражнения.
Драться надо? Так дерись… на хардкоре
Другое дело, что многие пришли сюда за другим жанром. Но и как тактическая RPG Digimon Survive компетентна. В боях учитывается разница высот, атаки со спины или с фланга наносят больше урона. Перед боем можно расставить персонажей. Питомцы получают уровни, разучивают умения, на них можно вешать кристаллы, дающие бонусы к характеристикам или, например, позволяющие копить больше опыта.
И у своих, и у чужих есть показатели сопротивляемости стихиям, а соотносятся все участники сражений друг с другом по классическому принципу «Камень, ножницы, бумага». Отсутствие же характерного для японских тактических RPG широкого выбора классов, которые можно менять чуть ли не на лету, компенсируется обилием питомцев и системой их эволюции, которая позволяет принимать разные формы.
Кроме того, тут, как в серии Shin Megami Tensei, можно прямо в бою общаться с монстрами и с помощью правильных реплик переманивать их на свою сторону, пополняя копилку новыми питомцами. А ещё ребята, с которыми связаны дигимоны, могут подбадривать их во время сражений, что увеличивает их характеристики или подлечивает.
Да, сражений меньше, чем диалогов, и враги поначалу не оказывают сопротивления. Но, во-первых, разработчики изначально говорили про гибрид визуальной новеллы и тактической RPG, а во-вторых, никто не запрещает изначально играть на самой высокой сложности — поверьте, где-то с девятой главы вечер перестанет быть томным.
Digimon Survive — игра для фанатов, но тем не менее она не побоялась предложить перемены, которые не пришлись по душе многим поклонникам. Возможно, они просто не поняли ту самую идею про взросление, которая так эмоционально была показана в картине «Приключение дигимонов: Последняя эволюция». Авторы, согласно её логике, как раз остаются теми самыми детьми, у которых есть ещё потенциал, потому что они хотят и готовы развиваться, стремиться к чему-то новому — а значит, дигимоны по-прежнему с ними.
Плюсы: увлекательная история, где наши действия и решения влияют на многое; яркие персонажи; интересные тактические сражения (на высоких уровнях сложности); игра отлично выглядит и звучит.
Минусы: некоторые диалоги и сцены затянуты; слишком низкая сложность в первой трети кампании.