Хаос еще не начал утихать ниже микроскопического уровня. Блуждающие электроны все еще представляют угрозу безопасности ядер. Ядро должно оставаться защищенным.

Dodgeball Academia

Платформа PS4
Издатель Humble Games
Разработчик Pocket Trap
Язык Русский
Возраст 16+
Игроки 1-2
Дата выхода 05.08.2021

Обзор

Dodgeball Academia рассказывает стандартный для спортивных историй сюжет: мальчик Отто вдруг получает приглашение в Академию вышибал, где обучаются лучшие игроки в вышибалы со всего света. В тот же день начинается ежегодный турнир, герой собирает собственную команду, сталкивается с сильнейшим оппонентом и пытается достичь мастерства, которое позволило бы ему одолеть даже непобедимого противника. Однако клише никак игре не мешают — настолько удачно в ней сочетаются все геймплейные механики и повествование.

Мячом в лицо

Территория академии — не очень большая, но открытая локация, где со временем появляется всё больше развлечений. Есть побочные задания, есть желающие поиграть с вами в вышибалы ученики (тут очевидны параллели с играми серии Pokemon — подростки так же останавливают проходящего мимо героя), открываются магазин и медпункт. Сюжет поделён на несколько эпизодов, и в каждом из них список доступных «побочек» и драчунов обновляется. В конечном итоге всё, что здесь происходит, связано с игрой в вышибалы — такое однообразие может слегка утомить, но было бы трудно придумать что-то другое в таком жанре.

Главное, что удалось разработчикам, — это сделать мир игры очень уютным. Двухмерные персонажи отлично выглядят в трёхмерных декорациях, визуальный стиль очарователен, а возможность свернуться клубочком и быстро кататься по территории особенно прекрасна. По мере прохождения открывается доступ к паре соседних локаций, так что проводить время в одних и тех же местах не придётся.

Академия в игре не совсем обычная — ученики, прикасающиеся к священному артефакту на центральной площади, получают небывалые силы и могут в дальнейшем открывать в себе новые возможности. Однако им всё равно нужно играть в вышибалы по стандартным правилам: есть поле, поделённое поровну, и две команды, которые перекидываются мячами. Ранили оппонента несколько раз, у него иссяк запас здоровья, и он либо выбывает из игры, либо переходит на вашу сторону — так он может ловить пропущенные вами мячи и кидать их в вас со спины.

По сюжету персонажи становятся всё опытнее и ловчее: обучаются заряженному броску, ловят летящие мячи или отбивают их, а вскоре узнают, что такое «смячный удар». Когда заполняется соответствующая шкала, можно одним нажатием совершить особый приём. Кто-то выпускает электрические разряды в места, на которые вы направили прицел, а кто-то создаёт исцеляющую союзников ауру. К сожалению, способности оппонентов зачастую значительно круче ваших — особенно сильна атака, отправляющая в вашу сторону целый вихрь мячей, от которого трудно увернуться. Победить удаётся даже таких противников, но к балансу возникают вопросы.

«Покемоны» без покемонов

Чтобы драки не превращались в рутину, авторы добавили прокачку — по достижении определённых уровней все герои улучшают навыки. Поначалу протагонист поджигает врагов, только если попасть в них заряженным броском, а со временем и обычная атака начнёт наносить огненный урон. А закомплексованный парнишка по имени Пузырь сможет своим заряженным мячом пробивать оппонентов насквозь.

Повезло, повезло.

Геймплейно персонажи тоже различаются — если Отто ловит мячи (для этого нужно нажать на кнопку за долю секунды до попадания мяча в героя), то некоторые его компаньоны предпочитают отбивать снаряды. Причём, пока один персонаж их отпинывает, другой отбивает битой, а для этого замахиваться желательно ещё на секунду раньше. Плюс вместо прыжка у кого-то может быть рывок. Состав команды определяет лишь игрок, и в большинстве случаев между тремя выбранными героями позволяют переключаться в любой момент поединка.

Получается увлекательное приключение, которое напоминает то Pokemon, то Golf Story, но остаётся самобытным. Тут неплохой дизайн персонажей, хороший юмор с регулярным разрушением «четвёртой стены» (банальность некоторых сюжетных моментов тоже высмеивают) и приятный геймплей — всё необходимое.

В переводе, как и в оригинале, субтитры увеличиваются, уменьшаются и трясутся в зависимости от эмоций персонажа.

В то же время есть элементы, не получившие должного развития. К примеру, «аптечки» — чем больше персонажу нравится та или иная еда, тем больше здоровья она восстановит. Пищу получаешь и за победу в матчах, и в спрятанных сундуках. Однако эти «аптечки» практически бесполезны — внутренний скупердяй постоянно подталкивает сходить в бесплатный медпункт (благо он всегда близко), а не расходовать вещи из инвентаря. Вот и получается, что забавная система с любовью героев к еде проходит мимо игрока.

Спортсмен-полиглот

Зато в Dodgeball Academia нашлось место для «фишки», которую хотелось бы видеть во всех играх. Одна из опций в настройках называется «Режим обучения» — если её включить, то нажатием одной кнопки вы выведете на экран перевод диалогов на другой язык. А двумя нажатиями сможете переключаться между языками, в числе которых английский, русский, французский, японский и ещё несколько других.

Странно, что нет перевода на итальянский, — обычно он входит в список стандартных европейских локализаций.

Конечно, нельзя назвать решение идеальным, поскольку локализаторы используют литературный перевод, а не дословный. Но всё равно это отличная возможность укрепить знание иностранного языка, не прибегая к онлайн-переводчику или бумажному словарю. Играете на английском, встречаете незнакомое слово, нажимаете на одну кнопку и видите перевод фразы на русский язык. Будь такая опция в трилогии Mass Effect и других огромных RPG, пользователи наверняка активно бы ею пользовались — пока из примеров можно вспомнить разве что полное издание Disco Elysium.

Хотя Dodgeball Academia не лучшая игра о вышибалах в 2021 году (этот титул я бы приберёг для Knockout City), это всё равно очень забавное и увлекательное приключение с элементами RPG. У его авторов были замечательные источники вдохновения, и они не просто скопировали их идеи, а создали что-то своё.

Плюсы: увлекательная история с хорошим юмором; очаровательный визуальный стиль; достаточно глубокая механика, чтобы матчи не наскучивали; «Режим обучения».

Минусы: однообразные задания, особенно побочные; «лечилки» не очень-то полезны, а выдают их тоннами.