ECHO

Платформа PS4
Издатель ULTRA ULTRA
Разработчик ULTRA ULTRA
Язык Английский
Возраст 16+
Игроки 1
Дата выхода 11.10.2017

Обзор

Вопрос на засыпку: как рецензент отнесётся к игре, которая поначалу напоминает самый скучный симулятор ходьбы, раздражая и повергая в недоумение своей поистине скандинавской (а делали её датчане из студии ULTRA ULTRA) неторопливостью? Ответ может быть очень неожиданным — отнесётся он в итоге к ней как к одному из самых необычных и интересных инди-выступлений года, где-то на уровне Hellblade: Senua’s Sacrifice.

Дворец клонов

Действительно, у ECHO и Hellblade: Senua’s Sacrifice много общего. И ту, и другую делали весьма опытные разработчики — за плечами сотрудников студии ULTRA ULTRA работа в IO Interactive над серией Hitman. Те и другие на этот раз обошлись без помощи издателей, поэтому их проекты многими позиционировались как независимые игры ААА-класса. Но до этого самого высшего класса им не хватило той насыщенности, концентрации событий в течение всего прохождения, которая свойственна действительно высокобюджетным играм.

Поэтому и в ECHO, и в Hellblade немало пустопорожних хождений и одинаковых заданий/задачек, отчего игроки периодически впадают во фрустрацию. В случае с работой ULTRA ULTRA это особенно заметно поначалу. Главная героиня, симпатичная девушка со светлыми волосами, именем Эн и голосом звезды телесериала «Игра престолов» Роуз Лесли (Rose Leslie), выходит из анабиоза на борту космического корабля, который десятки лет летел к некоему Дворцу, построенному древней цивилизацией. Там, по слухам, хранится секрет бессмертия.

Потом она под перебранки с ИИ полчаса медленно бредёт (а бегать не дают) сначала по шаттлу, потом по длиннющим лестницам огромного комплекса на поверхности планеты, затем по коридорам и комнатам искомого Дворца. Коридоры эти и залы, конечно, красивые, в стиле, напоминающем помесь ар-деко и барокко. Но они большие, длинные и клонированные — явно методом copy/paste.

Ну а в дальнейшем появятся клонированные противники — копии самой Эн, которые выпускает против неё Дворец, и клонированные, одинаковые задания. На всех уровнях мы ищем ключи, чтобы открыть огромные двери и пройти на следующий уровень, или собираем примерно с той же целью синие сферы — десятка два-три на одной локации.

«Делай как я!»

Подобного описания с лихвой хватило бы для гневной рецензии и оформления возврата денег через Steam. Однако, как говорится, не спешите её хоронить. Действительно, определённое однообразие заложено в принципы самой игровой механики ECHO, но оно — лишь во внешних атрибутах, в оболочке, так сказать.

Всё время мы либо крадёмся тихо, либо сражаемся (но чаще чередуем и то, и это) с клонами Эн, выполняем одинаковые задания на похожих локациях. Но на самом деле под этой оболочкой скрыты необычная механика и любопытные, сложные с точки зрения построения уровни. Поэтому исключительно скучной, однообразной на всём протяжении игра может показаться только тем, кто не умеет или не хочет толком пользоваться её уникальными возможностями.

Дело в том, что Дворец — это самообучающийся ИИ, который исследует поведение Эн и программирует её копии так, чтобы они действовали в том же стиле. То есть если вы чаще стреляете из пистолета, то и репликанты начнут тоже активно палить по вам. Если прячетесь и душите противников со спины, то и они обучатся красться, а иногда даже нападать сзади. Вы бегаете по воде, и враги тоже перестают её бояться, прыгаете через перила — и они потом начинают сигать туда же.

«Мы — долгое эхо друг друга»

Свой стиль прохождения в ECHO, понятно, нужно корректировать. Но и Дворец делает то же самое. Всё его поведение разбито на циклы — он изучает вас, потом идёт перезагрузка системы, свет вырубается, никто за вами не следит, но вскоре всё снова включается, и клоны оживают с теми изменениями, которые учитывают ваши действия в последнем цикле.

Всё это на самом деле открывает прорву возможностей, позволяющих гибко влиять на стиль прохождения и на поведение врагов. Вы как бы сами обучаете противников и сами же используете это против них. Например, если клонов слишком много, мимо них трудно прокрасться, то можно специально подходить к расставленным то тут, то там музыкальным инструментам и играть на них или часто перепрыгивать через перила на этаж ниже. И в следующем цикле противники начнут тоже отвлекаться на музицирование и прыжки, позволяя Эн быстренько прошмыгнуть мимо.

Кроме того, сама игра достаточно напряжённая и сложная. От первой атаки можно отбиться в QTE, от второй — уже нет. Да и палить во все стороны и постоянно сигать с высоты, путая следы, не получится — на это тратятся заряды энергии, которых очень мало. А увеличиваем мы их лишь постепенно, по мере того как находим особые сферы. Поэтому надо действовать аккуратно, стараясь не поднимать шум, на который сбегаются все, кто его слышал, в крайних случаях — убегать и помимо пистолета использовать ещё и специальные шарики: их можно бросить подальше, чтобы отвлечь, или метнуть прямо в лоб вблизи, чтобы вырубить врага.

В то время, когда Дворец перезагружается и не видит вас, напряжение и вовсе зашкаливает. В эти секунды он за вами не следит, поэтому пытаешься успеть как можно больше и проскользнуть как можно дальше — но клоны не дремлют, да и окружающая темнота щекочет нервишки.

Эхо вечности

Наконец, в ECHO есть особая атмосфера холодного, отстранённого одиночества, шикарный визуальный стиль и достаточно интересный сюжет с философскими нотками. Ты постоянно один (точнее, одна), за тобой следит странный древний механизм, неизвестно, что ждёт впереди, какие опасности, а вокруг собственные клоны — согласитесь, это и пугает, и затягивает, в этом что-то есть отличное от обычных фантастических клише.

В истории затрагиваются темы вины, искупления, вечности, бессмертия, а раскрывается она постепенно — через беседы с ИИ-спутником Эн да благодаря камертонам, которые припрятаны то тут, то там. Если собрали все на уровне, то можно прослушать какое-нибудь послание в духе «У вечности нет конца и нет границ. Всё возможное там уже есть. Вариативность есть повторение. Действие есть память. Перемены есть стагнация». В общем, всё достаточно туманно, сложно и серьёзно, но от этого и сильнее интрига.

ECHO, как и Hellblade: Senua’s Sacrifice, трудно назвать игрой ААА-класса. Всё-таки независимость разработки и ограниченность бюджета ощущаются. Тут есть определённая репетативность, но, во-первых, она во многом объясняется самой философией и сеттингом, а во-вторых, присутствует свой стиль, атмосфера, интригующий сюжет и действительно уникальная игровая механика, которая позволяет гибко менять стиль прохождения и влиять на поведение врагов. И это всё с лихвой окупает все недостатки ECHO.

Плюсы: уникальная игровая механика; интересный, загадочный сюжет; запоминающаяся главная героиня, озвученная актрисой из «Игры престолов»; особая атмосфера; шикарная картинка на Unreal Engine 4; великолепные интерьеры Дворца.

Минусы: местами игра может показаться слишком однообразной, а концовка — смазанной.

Готовы ли вы стать легендой среди звезд?
Порою инкубы пересекают портал между мирами, чтобы найти своего следующего короля среди самых горячих мужчин на Земле.
Расследуй убийство Шерлока Холмса. Тебя ждёт невероятное приключение в виртуальной реальности.
Создайте железнодорожные системы, которые доставят золото к месту назначения.
Ремонт и восстановление мест, разрушенных во время Второй мировой войны.
Злое дерево похитило грибной народ и заточило его в темнице. Помогите грибному королю спасти свой народ.
Kinduo 2 — это игра с локальным кооперативным режимом, где два приятеля-элементаля с уникальными способностями помогают друг другу преодолевать препятствия!
BMX Wild Run - это захватывающая игра на BMX, где ты можешь испытать свои навыки в выполнении трюков и сборе очков в дикой природе.
Позвольте мне сказать вам, FWTF, также известный как Fun with the Fitzgerald's, это то, что написано в названии, все дело в веселье.
Примирите два разделенных королевства!