Effie
Обзор
Все мы привыкли, что герои видеоигр, как правило, молоды — ну, во всяком случае, достаточно для того, чтобы иметь, как говаривал доктор Быков, немного неприличные планы на спасённую принцессу. А вот Галанду, герою приключенческого платформера Effie, не повезло — его прокляла и состарила ведьма. Однако отсиживаться в парке на лавочке он, конечно, не стал, хотя от природы был очень ленивым.
Хохот против улыбки
История в Effie достаточно проста — всю дорогу мы собираем важные артефакты, попутно освобождая от ведьмы пару городов, чтобы в финале лишить злодейку сил и заодно спасти мир. Перед тем как взять очередной артефакт, Галанд и мы вместе с ним вынуждены выслушивать от ведьмы очередную порцию злобного хохота и пафосных проклятий. Потом всё по классике — драка с боссом и его слугами, удивлённые глаза побеждённой дамочки и новое обещание: «Это не конец, я ещё вернусь!»
Но при этом в истории есть своё очарование и даже философский посыл. Достаточно сказать, что подаётся сюжет как сказка, которую Галанд рассказывает девочке, сидя перед камином. И именно её улыбка стала для него главной наградой за спасение мира — точнее, время, которое он получил, чтобы её увидеть…
Классика жанра
Столь же классическим получился и игровой процесс. Авторы постоянно повторяли, что вдохновлялись такими приключенческими хитами, как Ratchet and Clank, Crash Bandicoot, Spyro, The Legend of Zelda и Rayman. И это заметно — всю игру седовласый Галанд не по возрасту резво прыгает и дерётся с помощью своего волшебного щита, собирает руны, ищет ключи и особые реликвии, открывает сундуки и решает загадки.
Последние в основном связаны с тем, что нужно нажимать рычаги и активировать знаки, чтобы открылся проход дальше или поднялся/опустился лифт, а мы добрались до очередного ключа или рубильника — тот нужно зарядить энергией, нанося по нему удары всё тем же щитом. Ничего особенно сложного нет, а если что-то не понимаете, можно действовать методом простого перебора вариантов.
Прыжковый беспредел
Другое дело платформенные упражнения — тут порой игра даёт прикурить. При этом, что удивительно, в Effie нет проблем с управлением даже на PC и без геймпада. Особенно много напряжённых ситуаций возникает, когда нам, например, нужно вовремя рассчитать и запрыгнуть на движущуюся туда-сюда платформу, а потом с неё спрыгнуть, чтобы не быть сбитым какой-нибудь балкой и так далее.
Платформы у нас под ногами зачастую начинают рушиться, гореть, тонуть в воде, разъезжаться в разные стороны и вообще всячески делать так, чтобы герой погиб или в лучшем случае свалился и начал восхождение заново. Поэтому приходится всё делать очень быстро, но точно — к примеру, прыгнуть ровно между двумя потоками ядовитой бяки, попасть ровно на выступ, который быстро рушится, и тут же успеть перемахнуть на другую сторону. Ещё мне запомнился эпизод, где нужно быстро сигать по плавающим в сточных водах бочкам и прыгать именно против течения, то есть в противоположную сторону, пока Галанда не унесло туда, куда нам совсем не надо.
Ну и, естественно, частенько приходится с помощью тех же рычагов передвигать разные предметы и платформы, создавая условия для того, чтобы допрыгнуть до нужного места.
Быстро и эффективно
Драки выглядят попроще. Изначально есть основная и усиленная атака, блок (точнее, магический щит), потом добавится ещё пара приёмов, но в целом всё достаточно просто. Главное, постоянно быть в движении, перемещаться, заходить в спину сильным противникам и бить их таким же сильным ударом, а также уходить с линии огня (благо она подсвечивается). В итоге, если делать всё правильно, сражения начинают доставлять трудности только в стычках с боссами. Или когда драться приходится где-нибудь на высоте — Галанд так и норовит в процессе рубки сигануть вниз за выпавшим врагом. Но это не значит, что во время боёв откровенно скучаешь, — они всегда очень динамичные и в целом служат скорее приятным дополнением к ловушкам и прыжковым пазлам.
Побеждённые противники и собранные руны (а также разнесённые в щепки бочки/кувшины/ящики) пополняют полоску «экспы» и приближают получение нового уровня, что увеличивает общую мощь героя. Кроме того, по мере прохождения ему открываются полезные умения.
Некоторые из них пригодятся в драках — например, мощный удар по земле, поражающий всех в выбранном направлении. Другие — во время решения пазлов. Речь про возможность недолго парить на щите, что равносильно двойному прыжку. А рывок вперёд поможет и в бою, и во время прыжков, и когда нужно избегать ловушек на земле.
Хотим добавки!
Проблема в том, что это, собственно, почти все умения. То есть в Effie не так уж и много разнообразных механик. Да и в целом игра коротковата — часа на четыре.
Авторы, конечно, стараются всячески развлекать нас — прячут куда подальше и повыше сундуки, руны и реликвии. И позволяют путешествовать между ключевыми для истории локациями на своём щите — то есть фактически на скейте. Так мы можем добраться до необязательных развлечений — есть гонки, драки на арене, а также восхождение на башню, на вершине которой ждут сундуки с особыми наградами. И это действительно замечательно. Но ещё лучше было бы нарастить основного геймплейного мяса, сделав игру чуть масштабнее и разнообразнее в ключевых механиках.
Впрочем, не стоит забывать, что Effie — это всё же не Crash Bandicoot, Spyro и The Legend of Zelda, а дебютная работа независимой испанской студии, у которой нет контракта с Sony или Nintendo. Поэтому должен сказать банальную вещь — для дебюта это очень круто. Игра шикарно выглядит, отлично оптимизирована и озвучена, нет никаких проблем с управлением, то есть она не страдает типичными инди-болячками и демонстрирует недюжинный потенциал авторов.
Плюсы: простая по фабуле, но трогательная по своей сути история; грамотное сочетание боёв, пазлов и платформенных упражнений; возможность путешествовать между основными локациями в поисках дополнительных развлечений; очень красочная и приятная картинка; удобное управление; классная музыка.
Минусы: игра коротковата и местами однообразна — хочется, чтобы открывалось больше интересных умений и новых возможностей.