Elex 2
Превью по пресс-версии
Давайте без лишних предисловий: я поиграл в предоставленную журналистам бета-версию Elex II (полная выходит в марте 2022-го) и убедился, что есть две вещи, которые никогда не меняются, — это красота Шарлиз Терон (Charlize Theron) и игры Piranha Bytes. И если первое — исключительно радость и восторг, то второй факт вызывает смешанные чувства.
Старый герой, новые проблемы
Как я писал в первом превью, в сиквеле этой новой старой «Готики» от «пираний» мы снова играем за Джакса, который после победы над огромным роботом Гибридом вынужден отражать инопланетную угрозу, нависшую над Магаланом. Точнее, сначала над ним навис странный объект, но мало кто на это обращал внимание — многочисленные группировки разбирались между собой и боролись за власть. Не в силах смотреть на это, Джакс ушёл и стал отшельником.
И вот наконец кара с небес пришла. Из странного объекта на Магалан начало что-то сыпаться, в том числе прямо на хибару Джакса, а из воронок вылезли фиолетовые чудища, с которыми даже победителю Гибрида тяжело справиться. Он и не справился — Джакса сильно потрепали, а спас и выходил его по иронии судьбы тот самый доктор Адам Чарльз Докинз, который находился в кабине Гибрида, когда мы его побеждали в первой части. Теперь, по его словам, он прозрел, освободился от власти машины и жаждет дать отпор захватчикам то ли с другой планеты, то ли из другого измерения.
Поэтому ему нужен крепкий и сильный Джакс, которому предстоит собрать целую армию («Шестая сила» — так называет её доктор) для противостояния новой угрозе. Каким образом? Ну, это же RPG от Piranha Bytes — придётся в стиле «Фигаро там, Фигаро тут!» бегать между фракциями, собирать информацию и выполнять задания, чтобы вступить в одну из группировок и привлечь её ресурсы на свою сторону. Также нужно назначить из числа вождей фракций подходящего командующего «Шестой силой» и обустроить её базу — Бастион, где поначалу практически никого, кроме Джакса и Докинза, нет. В частности, первым делом ищем строителя, чтобы тот укрепил стены.
Также нужно найти и отправить в Бастион родного сына нашего героя — Декса. Общение с ним и участие в его воспитании — это отдельная ветка квестов. И, конечно, нужен напарник. Почти сразу же появляется вариант взять с собой Кайю — это маг берсерков, мама Декса. И между ней с Джаксом по поводу их отношений периодически вспыхивают споры. А ещё через полчаса я встретил нового спутника — молодого, но уже острого на язык охотника-юмориста Лиса, который, естественно, предложил вместе сходить на охоту, обежав при этом весь регион и близлежащие территории.
Хотя в принципе можно ни к какой фракции не присоединяться и ни с какими напарниками не нянчиться — есть даже навык «Одинокий волк», поощряющий такое асоциальное поведение.
И снова здравствуйте!
Ну и вообще заданий на нас сразу вываливают множество. Как и обещали авторы, мир сохранил свои размеры, но стал плотнее насыщен событиями, персонажами и заданиями — не то чтобы прямо в два раза, но достаточно осязаемо. Тут можно даже побывать на концерте Билли Айдола — авторы лицензировали песню музыканта, да и его внешность весьма точно перенесли в виртуальный мир.
Есть как знакомые по первой части, но доработанные локации, так и совершенно новые. Появились свежие типы врагов и монстров из числа захватчиков. Да и фракции новые добавились. Практически сразу же мы встречаем берсерков, которые сражаются с морконами — это такие культисты, поклоняющиеся Смерти.
Новобранцев морконы в основном набирают из пленников, но мы можем прийти к ним и добровольно (квестовый предмет, необходимый строителям в Бастионе, как раз у морконов находится — это сценаристы устроили подлянку!). Благо их база, расположенная в большой Пещере, стоит недалеко от форта берсерков. А на базе — и арена, и кабак, и торговцы, и вождь по кличке Хан, который напрямую редко общается и в основном передаёт всё через человека по прозвищу Голос Хана — религиозные традиции чтить и уважать надо.
Фирменная нелинейность не исчезла. И дело не только в выборе, в какую фракцию вступить, но и в том, как вообще добиться того, чтобы лидеры группировок согласились с нами встретиться или Джакса подпустили к ним и открыли доступ к верхнему городу/району/этажу. А то, что путь туда поначалу заказан, — это древняя традиция со времён ещё первой «Готики».
Подробнее про фракции в Elex II.
Например, в форте берсерков для этого есть несколько вариантов: разобраться с проблемами в шахте по добыче железной руды, обеспечить эффективную работу местного сельского хозяйства (проще говоря, инструменты для ухода за посадками нужны) или найти террористов-изгоев, которые недавно готовили покушение на местного вождя, а теперь расклеивают повсюду пропагандистские листовки. В последнем случае проводим целое расследование, а в процессе на нас эти самые «террористы» выйдут и предложат поработать на них. Тут уж сами решаем, согласиться или тут же сдать их. Если сдадим, то нам предложат втереться в доверие к изгоям (или кем они там себя считают).
Спектакль окончен
И всё бы хорошо, но возникает логичный вопрос: а почему Джакс вообще должен что-то кому-то снова доказывать и завоёвывать доверие, чтобы его просто пустили в верхний район и дали поговорить с вождями? Он, на минуточку, спаситель планеты от Гибрида, его все и так знают. Ну ладно, для новых фракций он, может, пока ещё и тёмная лошадка, но уж слышали о нём точно.
И уж тем более фарс и театр абсурдна начинается, когда мы что-то начинаем доказывать практически родным берсеркам. Мало того что Джакса там многие помнят, так он ещё и путешествует с Кайей — а она, вообще-то, верховный маг у берсерков и чуть ли не главнокомандующий их армией. И всё равно — давай, сынок, добывай садовые инструменты, ищи бродяг и бандитов в округе. Если на Кайю и реагируют, то говорят — дама, мол, может пройти, а вот ты уходи. А верховный маг и сделать ничего не в силах.
Один из старых знакомых сначала искренне обрадовался, увидев Джакса, — дескать, «Помнишь, как ты помог мне слезть с наркоты? Благодаря тебе я стал человеком и теперь вот снабжением занимаюсь». И тут же — «Ну ладно, правила для всех едины, так что ты сбегай давай посмотри, что там в шахте творится, а я замолвлю за тебя словечко».
Усугубляют абсурдность реплики напарников, которые зачастую или сказаны не в тему, или вообще непонятны. Представьте: на одном из форпостов, которым заведует Кайя, Джакс предлагает ей путешествовать вместе, она соглашается и практически тут же, будучи уже напарницей, озирается и говорит что-то в духе «Ой, какое интересное место, тут явно есть, чем поживиться!».
Ну ладно, реплики невпопад — мелочь, которую можно списать на то, что это бета-версия. Но вот про ситуацию с признанием/непризнанием Джакса даже мне, человеку, который годами защищал игры «пираний» и убеждал (безуспешно, правда) редактора, что первая Elex — это «Похвально», хочется уже орать матом. Я всё понимаю, традиции серии, студия уже свой жанр создала — среднебюджетные европейские RPG в стиле «Готики», где много листвы, берёзок, кабанов, фракций и неуклюжих сражений.
Но проявите вы, наконец, хоть каплю фантазии. Ну отправьте Джакса на другой континент или, я не знаю, в космос, в измерение к коварным захватчикам. Или измените ему внешность в результате аварии, инопланетных мутаций, каприза главного дизайнера. Или дайте играть за его сына. Сделайте хоть что-нибудь, лишь бы не было этого маразма, когда героя-победителя снова заставляют быть мальчиком на побегушках, а он скромно спрашивает у вышибалы в кабаке: «А ты можешь обучить меня мастерству ближнего боя первого уровня?»
Мой дельтаплан
Ролевая система, как вы уже поняли, всё та же, и главное в ней — найти учителя, который за энное число осколков элекса откроет навыки, позволяющие лучше драться в ближнем или дальнем бою, вскрывать замки не первого, а второго уровня, наносить удары в спину, получать больше опыта, эффективнее готовить зелья и так далее.
И в целом геймплей предельно похож на то, что мы видели в первой Elex. Разве что графика стала посочнее, квестов прибавилось, и появилась возможность лихо летать на джетпаке — правда, для этого сначала придётся его хорошенько прокачать на верстаке.
Авторы что-то говорили про усовершенствование боевой системы, но пока сражения воспринимаются примерно так же — неказистенькие, не очень удобные, но сойдёт. Есть уклонение, блок и мощный удар, расходующие выносливость. В любой момент можно переключиться на лук или винтовку — лишь бы требования по параметрам (сила, ловкость, стойкость, интеллект) были выполнены.
И в принципе вся Elex II так сейчас и воспринимается — неказистая с точки зрения управления, анимаций и режиссуры, не всегда логичная (мягко говоря), полная условностей и штампов, но при этом более сочная, насыщенная и полная приключений, реализованных по принципу «Жить свой жизнью в большом открытом мире». Так что я и все те, кто любит RPG от «пираний», играть, конечно, будут, несмотря ни на что. Но, уважаемые разработчики, вы слышали группу «Кино»? Послушайте — уже перемен требуют наши сердца.