Evertried
Обзор
Какие-то «рогалики» позволяют игроку переносить из одного забега в другой перманентные улучшения, какие-то вынуждают начинать очередную попытку с чистого листа. Evertried относится ко второй категории: в случае смерти главного героя единственное, что сохраняется, — это знания о поведении врагов и особенностях локаций. И в этой игре пробовать свои силы вновь и вновь, каждый раз улучшая результат, могло бы быть увлекательно, если бы не кое-какие недочёты.
Судьба погибшего воина
Начинается игра с того, что заблудшая душа безымянного героя попадает в другое измерение. Спрятавшийся в тени незнакомец объясняет, что для перехода в загробный мир нужно «проявить доблесть» и пройти череду боевых испытаний. Он рассказывает о базовых правилах и даёт возможность потренироваться, после чего мы остаёмся сами по себе.
Суть проста: протагонисту необходимо пройти 50 этажей (всегда 7 на 7 клеток), победив там всех противников и оставшись в живых. Поначалу у него есть лишь коса, единственное оружие ближнего боя, с помощью которого и предстоит убивать врагов. Драки пошаговые — как только вы совершаете ход, разом перемещаются все существа на экране, и вновь наступает ваша очередь.
Шаг за шагом
Персонаж может двигаться в любую из четырёх сторон (если, конечно, ему не мешают препятствия) на одну клетку либо на две, если будете во время хода удерживать отдельную кнопку рывка. Чтобы совершить удар, нужно стоять вплотную к неприятелю и попробовать переместиться на его клетку. Интересно, что в некоторых случаях для победы вам необязательно убивать врагов самостоятельно — с этим справятся ловушки и другие особенности карт: башня, стреляющая каждые два хода, падающие сверху камни, проваливающиеся платформы и так далее.
Пятьдесят уровней поделены на пять биомов, и везде — свои противники. Одни монстры совершают ходы так же, как игрок, другие заряжают атаку и проносятся через всю карту, третьи оставляют за собой ядовитый след. Поэтому тактика часто меняется — нужно учитывать и повадки врагов, и расположение ловушек, и препятствия вроде колонн, и скользкие или передвигающиеся платформы. Иногда думаешь на два или три хода вперёд, пытаясь и всех победить, и самому не оказаться в патовой ситуации, когда тебя зажмут со всех сторон. У героя есть лишь три «жизни», а лечиться можно далеко не на каждом шагу. В случае смерти теряешь всё накопленное и возвращаешься к первому уровню.
И вот тут сталкиваешься с первой проблемой Evertried — переноситься к самому началу и проходить заново первые уровни утомляет. Эту заснеженную карту уже много раз видел, с этими противниками сражаешься на автомате. Хотя сюда попытались добавить сюжет и раскрывают вселенную через персонажей, готовых поговорить на некоторых этажах, в этом плане игра далеко не Hades. Да и там можно было взять другое оружие, попробовать дойти до Аида как-то иначе, а здесь ничего существенно не меняется. Потому и боссы, которые при первой встрече кажутся оригинальными, в дальнейшем вызывают лишь скуку.
Время — деньги
К геймплею тоже возникает всё больше вопросов. С одной стороны, это своеобразная тактическая головоломка — прежде чем что-то делать, желательно подумать. С другой — игра наказывает за медлительность. При нанесении урона противникам заполняется шкала фокуса, и чем выше заработанный уровень, тем больше валюты вы будете получать.
Однако спешка редко приводит к хорошим результатам, особенно если учитывать, что из-за расположения камеры привыкнуть к управлению трудно. Игра предлагает две схемы управления (перемещение влево и вверх будет осуществляться либо кнопкой «Влево», либо «Вверх»), но независимо от выбора вы наверняка хотя бы иногда будете совершать ошибки. Я временами наклонял голову на 45 градусов, чтобы точно не промахнуться мимо нужной клетки. На компьютере, кстати, даже нет управления указателем.
Торопиться и копить деньги нужно для покупки товаров в магазине, куда время от времени получаешь доступ. Там продаются пассивные и активные навыки. Первые бывают очень полезными — например, вы активируете шанс выжить после потери всех жизней либо не получите урон, когда вас атакуют. У этих «пассивок» есть условия — нужно обладать зарядами, иначе они не сработают. А заряды копятся автоматически при перемещении по карте.
Активные же навыки больше похожи на магические приёмы: создание ледяной глыбы, подрыв клеток вокруг, отталкивание врагов. Бывают моменты, когда эти способности переворачивают ситуацию с ног на голову, однако дурацкая шкала фокуса всё портит. Не хочется лишний раз задерживаться и продумывать тактику, особенно когда у тебя уже восьмой или девятый уровень фокуса, поэтому об этих навыках полностью забываешь и справляешься своими силами.
Хотя сама идея Evertried остаётся неплохой, игре трудно поддерживать интерес, когда геймплейные элементы конфликтуют друг с другом, а от однообразия никуда не деться. После прохождения открываются два режима — сложный и бесконечный, но там эти проблемы становятся ещё более очевидными. Да и велика вероятность, что, пока вы до них дойдёте, геймплей успеет надоесть.
Evertried напоминает проект с «геймджема» — задумка хорошая, даже отличная, но вокруг неё не смогли построить интересную игру. Это неплохой «рогалик» на пару вечеров, но он ничем не выделяется на фоне конкурентов, число которых растёт с каждым месяцем. Когда игра попадёт в какой-нибудь копеечный «бандл», ей можно будет уделить несколько часов, но покупать Evertried (особенно за абсурдные 832 рубля в Steam) я не рекомендую.
Плюсы: оригинальная идея; уровни представляют собой занимательные головоломки; приятный пиксель-арт; бонусные режимы для тех, кому понравится геймплей.
Минусы: проходить на автомате первые уровни быстро надоедает; некоторые геймплейные элементы плохо вяжутся друг с другом — особенно неуместно выглядит необходимость спешить с принятием решений; к управлению трудно привыкнуть.