
Far Cry 4
Обзор
Когда в Интернете появились первые видео Far Cry 4, стало понятно: запущен новый конвейер. Четвертая часть выглядит точь-в-точь как ее предшественница и, не стесняясь, обещает тот же самый геймплей. Снова эпически харизматичный злодей на обложке, снова открытый мир с захватом вышек и освобождением аванпостов, снова миллион дополнительных заданий. И это хорошо, ведь третья часть была принята всеми на ура. Или второй раз та же схема не сработает?

Отпустите меня в Гималаи
Главным новшеством Far Cry 4 является принципиально новый для серии сеттинг. Если раньше игра все как-то больше тяготела к тропикам, то теперь отправилась в куда более занятные климатические условия. Добро пожаловать в вымышленное государство Кират, где слоны соседствуют со снежными барсами.
Здесь все плохо, как и в любой маленькой стране, в которой происходит действие шутера. Разворачивается битва за власть: с одной стороны — «официальное» правительство под предводительством эксцентричного Пэйгана Мина в розовом пиджаке, с другой — «Золотой путь», народные революционеры, борющиеся с кровавой тиранией.
Аджай Гейл возвращается на родину, которую толком не помнит, по последней воле матери. Она хотела, чтобы ее прах оказался в «особом месте», о котором сын не догадывается. Но стоит парню добраться до границы, как является президент собственной персоной и после смерти пары-тройки человек радостно кричит: «Мальчик мой, я так долго тебя ждал!» И вот тут возникает ощущение, что о чем-то тебе забыли рассказать.
Подход к повествованию здорово изменился. Главного героя, по сути, удалили, заменив типичным бесхарактерным болванчиком. Но взамен дали несколько большую свободу воли, позволяя определять ход развития истории и судьбу окружающих персонажей. Они ведь, напротив, личности потрясающе обаятельные и жаждущие общения.
Страна под гнетом тирана, понятно. Но и у «хороших ребят» все неспокойно: «Золотой путь» возглавляют два противоборствующих лидера. Один держится за традиции и намерен превратить страну в мирное бедное государство, а вторая, напротив, стремится вперед, к демократии и конституционному строю. Игрок оказывается между молотом и наковальней, вынужденный постоянно решать, на чьей стороне быть.
С вариативностью в Far Cry 4 происходит очень забавная штука. На самом деле ее, конечно, нет. Это шутер, где игрока заботливо ведут за ручку через набор заготовленных заданий. В определенные моменты нас спрашивают: «Ну, ты плохой или хороший?», нужно выбрать. Это никак не влияет на мир, не слишком изменяет сюжетную линию. Но все равно оставляет очень приятное ощущение.

Каждый выбор отлично обставлен на сценарном уровне, как в Dishonored, например. Всегда есть две правды, всегда есть причины занять любую из сторон. Персонажи долго обмениваются аргументами, умеют припомнить вам принятые ранее решения и никогда не являются откровенно «злодеями» или «героями».
В этом вообще огромный плюс истории. Любой собеседник с щенячьими глазками клянется в святых намерениях, но одной случайной фразой выдает все внутренние пороки. А «главный злодей», напротив, всегда максимально дружелюбен к герою и иногда даже умудряется вызывать симпатию.
Отлично прописаны непосредственно диалоги. Постоянные отсылки к медийным личностям, гаджетам, Интернету, розовому пиджаку диктатора; отличные стендапы единственного радиоведущего; разумное количество брани в русской локализации — все это складывается в отличный сценарий. Возможно, лучший за год.
Помимо основной сюжетной линии есть ряд побочных. Несколько сумасшедших персонажей предложат вам необязательные, но задорные развлечения: употребление наркотиков, медитацию и посещение других миров, почти криминальные войны за алмазы. Такими необязательными оказались и расхваленные разработчиками миссии в Шангри-Ла.
Они — будто включенное в игру бесплатное DLC. Не связанное с оригиналом, короткое и максимально разнообразное. Рассказывает о путешествиях древнего воина по имени Калинаг, защищающего местный Рай от нашествия демонов. Игра предлагает новые геймплейные возможности, дает в помощь тигра, но ограничивает арсенал одним только луком. Все совершенно изолировано от оригинала: в основном сюжете мистики практически нет.
Пока игрок захватывает власть в государстве, он постепенно раскрывает тайны своего прошлого. В рамках кат-сцен даются лишь полунамеки, но никаких прямых ответов: чтобы понять всю комплексность взаимоотношений хотя бы собственных родителей (не говоря о политической обстановке и причинах революции в стране), придется тщательно собирать дневники, следить за деталями и обрывочными фразами. Это редкий случай, когда, несмотря на отсутствие сумасшедших поворотов, в произошедшем действительно хочется разобраться.
Для шутера здесь просто потрясающе проработанный мир. Помимо богатой предыстории он предлагает тысячу маленьких смешных и грустных записок, дополняющих место действия. Здесь есть заметки мертвых путешественников, перекликающиеся друг с другом или с иными местами. Есть собственные магические обряды, традиции и храмы. Игра действительно предлагает культуру, в которую можно погрузиться. А можно плюнуть, взять пулемет и устроить вечеринку. И это тоже будет правильно.

Наше дело — предложить
Пока сюжет кормит тяжелым выбором и сложными щами, игровой процесс стремится доставить максимум удовольствия. Он снова предлагает задорную «песочницу», по настроению напоминающую Just Cause: максимум возможностей, минимум ответственности.
Все механики, знакомые с предыдущей части, вываливают на голову практически сразу, не слишком вдаваясь в подробности. Второстепенная цель игры — захватить весь Кират. Для этого придется покорять радиовышки, открывающие карту местности, и зачищать полные противников аванпосты.
На подконтрольных территориях будет меньше врагов, станут доступны быстрое перемещение и набор дополнительных квестов. Одинаковых заданий не так много, в то время как их вариантов огромное количество: «отомсти за мою семью с помощью этого фамильного пистолета!», «тихо обезвредь бомбы», «пройди гонку с GoPro на голове, выложим на YouTube!».
Лучшее во всем этом — арена. Можно поучаствовать в настоящих гладиаторских боях, где на одной площадке оказываются представители четырех противоборствующих сторон: враждующие наемники, игрок и дикие звери. Все хотят убить всех, и в этом фарше нужно хоть как-то выжить. Есть три режима: обычный, бесконечный и «одно оружие в руки», где нужно продержаться пять волн с определенным «стволом». Эти эпизоды выжимают лучшее из шутерной составляющей игры, поддавая настоящего хардкора, вынуждая действовать умно и точно.
Кроме дополнительных заданий карта мира просто усыпана чудесами. Каждые двести метров натыкаешься на знак вопроса, означающий, что неподалеку интересная локация (а значит, непременно маленькая история). Плюс несколько сундуков с сокровищами и какой-нибудь ненужной ерундой вроде пропагандистских плакатов (которых нужно сорвать больше сотни), мистических масок (собрать больше пятидесяти), дневников отца (пара десятков)… и еще огромной кучи всего.

Помимо морального удовлетворения подобное коллекционирование делает доступными новые товары в магазине — широчайший ассортимент оружия всех вариантов и расцветок. Чем дальше, тем веселее — ракетницы, гранатометы, мощные снайперские винтовки и великолепный маленький арбалет. Ни о каком балансе говорить нет смысла: все сделано так, чтобы было удобнее и эффектнее вершить революцию.
А вдобавок к оружию можно начать злоупотреблять наркотиками — делать из разноцветных листочков модификаторы для замедления времени, суперзрения и прочего. Впрочем, можно обходиться и без их использования.
Чтобы игрок вообще никогда не смог добраться до сюжетных квестов, добавлен десяток случайных «событий кармы». Кругом ездят машины с грузом, курьеры с данными, перестреливаются повстанцы, берут в плен мирных жителей, на людей нападают сумасшедшие орлы. За участие в подобных вещах повышается уровень «кармы», а вместе с ним (да, снова) открываются дополнительные примочки. В частности — возможность вызывать себе подкрепление, тем большее, чем выше счетчик репутации.
Еще есть «прокачка» персонажа. Но это занятие весьма бесполезное и искусственное: уже к середине прохождения очки оказывается просто некуда распределить.
Единственное укрытие от нескончаемого потока развлечений — небо. В игре появился (хоть и требует времени на поиски) небольшой вертолет, позволяющий максимально быстро добраться до любой точки и делающий ваше появление перед врагом еще зрелищнее. Это гораздо удобнее, чем ездить по дорогам: гималайские ландшафты здорово отличаются от тропических.
Еще одно нововведение — крюк и возможность забираться с его помощью в определенные места. Но это очень скучно и линейно: работает только в избранных точках и никак не сказывается на тактике и возможностях в целом.
В противовес «песочнице» ставятся сюжетные миссии. До уровня предыдущей части они не дотягивают, хотя все равно остаются неплохими: линейный наркотический аттракцион регулярно сменяется творческими задачками из серии «захвати эту огромную базу… как-нибудь»: можно рубить в ближнем бою, стрелять из гранатомета, тихо убивать всех из винтовки, даже не сходя с места, вломиться, наконец, через парадную дверь верхом на слоне и с пулеметом в руках!
Удивительно, что все это работает и в кооперативе. Не то чтобы было много опций: летай, захватывай крепости (большие аванпосты) и вышки. На несколько часов это отличная забава, а если уметь придумывать себе развлечения самостоятельно, то игра вообще способна доставлять удовольствие почти бесконечно. Разве что соревновательный мультиплеер не задался. Он совершенно неуместен, плох и не заслуживает внимания.

Far Cry нашла свою нишу. Это веселое экзотическое путешествие в место, куда вы ни за что не решились бы поехать лично. Там вас непременно ждут наркотики, казни, яростные барсуки, обаятельный главный злодей, мистика и куча загадок. Вы непременно убьете несколько сотен человек, прославитесь и познакомитесь с кучей очаровательных психопатов.
Несмотря на то что структурно мы имеем очередные «вышки от Ubisoft», это лучшие «вышки от Ubisoft» года, где все компоненты работают и не надоедают. Игра отлично балансирует между свободой и линейностью, между стелсом и ураганным экшеном. А если вам уже осточертел захват башен, то просто спрыгивайте на верхний этаж с вертолета.
Плюсы: органичное сочетание десятка игровых механик; качественные сюжетные миссии; хорошо обставленный выбор; отличные диалоги; сверхнасыщенная карта; работающая экосистема; продуманный мир.
Минусы: мы в это уже играли; некоторые персонажи остаются нераскрытыми.