FEZ
Превью
Есть ли, на Ваш взгляд, что-нибудь общее между календарями выхода качественных экшенов в сеттинге Дикого Запада и увлекательных, инновационных платформеров? Сходство, как ни странно, присутствует. Пришествие и тех, и других на консоли и PC напоминает дождь в пустыне: грянет гром, хлынет золотистый, прохладный ливень – и вновь гробовая тишина повиснет в воздухе. Год нынешний вышел именно такой, «дождливый». Пока с жаркого Дикого Запада на взмыленном мустанге прискакал лишь первый гость, платформеры уже дружно выстроились в ряд в двумерном мирке: тут и философский Braid, и головокружительный And Yet It Moves, и волшебный Trine – и это далеко не весь список. А за ними поспевает, забавно семеня пиксельными ножками, еще один амбициозный побратим в меру упитанного Марио – Fez.
«Все гениальное – просто»
Несмотря на то что нерасторопный проект все еще не дотопал до собственного релиза, Fez уже успел заработать приз на IGF 2008 за достижение в области визуального дизайна. И тут действительно есть на что посмотреть. Уже сейчас игра выглядит крайне стильно. Сначала, при беглом просмотре первых роликов, может показаться, что перед нами обычный платформер. Но стоит немного приглядеться, и начинаешь понимать, что это отнюдь не очередной клон Super Mario Bros. для ностальгирующих фанатов.
Fez сразу же очаровывает. С первых скриншотов, с первых коротеньких геймплейных роликов. Вот начинает играть тихая мелодия. Это эталонная стилизация под звуки восьмибитных приставок с почти незаметными вкраплениями современных электронных мотивов. При этом музыка Fez – не только череда «писков», складывающихся в мелодию, за неприглядной звуковой оболочкой скрывается душа, настроение композиции. Разработчики без единого неопрятного стыка сложили вместе прошлое и настоящее электронной музыки и скрепили все это прочным цементом таланта.
Тем временем, пока мы радовались приятной музыке, началась самая важная часть ролика – демонстрация геймплея. Хотя главный козырь еще прячется в рукаве Fez, восхищает уже визуальный ряд. Он, как и музыка, оказывается прекрасным сочетанием старой школы и современных достижений. Несмотря на нарочитую угловатость, преобладание прямых линий, картинка – живая. Трудно объяснить, как, располагая такими примитивными, на первый взгляд, изобразительными средствами (сплошь и рядом – идеальные геометрические фигуры), разработчики создали настолько гармоничную композицию. Может быть, дело в безупречной цветовой гамме или во внимании к деталям… Но локации в почти полном 2D (ой, козырь чуть не выпал из рукава) до краев наполнены свежестью, яркими красками, жизнерадостностью. Даже трехмерный Pure, пожалуй, не передавал ощущения чистоты и счастья так, как это удается Fez. Приключение в стране трехмерных пикселей
Радует и геймплей. Тот самый упомянутый выше козырь – возможность вращать мир вокруг его собственной оси. Как это происходит? Представьте, что Вы играете в платформер, в котором каждый пиксель объемен и представляет собой не плоский квадрат, а куб. Одним словом, герои двумерны, а вот мир выполнен в 3D и словно нанизан на невидимую ось, как эскимо на палочку. Вокруг этой самой оси мы и можем крутить локации (поворотов вверх-вниз нет: эта забава уже присутствует в And Yet It Moves).
Но есть одна тонкость – в двумерном мире предметы не могут находиться ближе или дальше: они все в одной плоскости. Выходит, если Вы вдруг захотите запрыгнуть на платформу вдалеке, достаточно будет лишь повернуть мир и залезть на этот островок. Получается очень любопытно: клочок земли находится в одной плоскости с нами, но в 3D он абсолютно в другой стороне. Но мы помним: в двумерном пространстве-то перспективы нет! Как ни крути, мир останется в 2D, а мы лишь путешествием по граням куба. Вот так нам и придется, чтобы продвинуться вверх по уровню, вращать мир, дабы «установить» еще одну платформу, отыскать еще один выступ. А после смешной пиксельный человечек в феске по имени Гомес продолжит под нашим руководством прыгать по небольшим клочкам земли. Не зря же его наделил даром крутить мир ворчливый одноглазый старичок?Тут, однако, появляются первые сомнения по поводу интересности игры: получается какой-то Super Mario Bros., в котором нужно повернуть мир, чтобы пройти дальше. Как же головоломки, динамика, если все можно решить простым «перебором» граней? Но разработчики уверяют, что от локации к локации мы будем попадать в разные ситуации. Иногда придется скакать по островкам в кромешной тьме, почти вслепую. Будет и возможность носить в руках предметы (например, динамит) для решения задачек. Также геймплей разнообразят и черные дыры – места, в которых материя пространства в буквальном смысле разрывается. Там, где ткань реальности расходится, появляется что-то вроде двери в космос, в которую Гомесу и другим жителям заходить смертельно опасно.***
Сгинет ли в черной дыре нереализованной идеи Fez? Вероятность этого крайне мала. Все-таки КПД среди инди-разработчиков значительно выше, чем у их «денежно-зависимых» коллег. Учитывая многогранность платформеров, вышедших за последний год, Fez обещает стать прекрасным пополнением со своим уникальным дизайном и любопытной задумкой. Ждем с нетерпением, товарищ Гомес! Генерал Марио гордится Вами!