FIFA 20
Обзор
Ругать серию FIFA (как и почти любой регулярно выходящий спортсим) за однообразие и отсутствие кардинальных изменений давно уже моветон. Каждый год одно и то же: игроки плачут из-за того, что новые идеи носят скорее косметический характер, а разработчики подливают масла в огонь, продолжая заверять поклонников, что не всё так плохо.
В защиту EA стоит сказать, что на корню менять игровой процесс развлечения, давно являющегося одной из ведущих дисциплин киберспорта, в здравом уме никто не будет. Это справедливо и для Ultimate Team: огромная популярность этого режима и не менее огромные прибыли вынуждают разработчиков подходить к изменениям с большой осторожностью.
Но есть другой выход — развитие в «горизонтальном» направлении. Новые режимы, более гибкие возможности с сохранением основных принципов, на которых строится геймплей. Судя по FIFA 20, такой путь — движение в правильную сторону.
Dream Team
Говорят, что надо играть в FIFA с пропусками в год. Тогда и нововведений покажется куда больше, за перерыв можно будет отдохнуть от виртуального футбола, чтобы освежить ощущения, да и экономия выйдет приличная. Ни для кого не секрет, что EA, по сути, продаёт подписку на футсим-сервис, маскируя это под ежегодный выпуск отдельной игры. Сервис этот, само собой, мультиплеерный — в первую очередь речь о режиме FIFA Ultimate Team, который стал настоящем раем (или адом — как посмотреть) для любого футбольного лудомана.
Здесь большинство новинок направлено именно в сторону развития этой самой «сервисности». Существенно расширили набор заданий, которые из примитивного обучения превратились в целую систему, с помощью которой нас стимулируют играть регулярно. Кроме ежедневных и еженедельных заданий есть сезонные и динамические. Первые служат для отслеживания развития на протяжении одного сезона (первый из которых заканчивается в октябре), а вторые не привязаны к датам и будут отражать важные события в футбольном мире. Награды за выполнение заданий прежние — паки игроков и предметов, монеты FUT и опыт для развития в сезоне.
Среди предметов выделяются перфомансы и собственные празднования голов. С последними всё понятно, а перфомансы представляют собой красочные элементы оформления стадиона, которые, впрочем, видны лишь в самом начале матча и на некоторых повторах. Приятно, но не более.
Что ещё? Товарищеские матчи по своим правилам, превращающие FIFA в непохожее на настоящий футбол действо; ставший чуть лучше и удобнее интерфейс; правки Squad Battles и «Испытаний подбора команды» — не особо внимательный игрок всего этого может и не заметить. Да и не до этого ему, ведь торговать на трансферном рынке и «донатить» на паки в надежде, что в них попадётся Месси или Роналду, так же увлекательно, как и раньше. А чем ещё, как вы думаете, занимается среднестатический завсегдатай FUT?
Тренеры и тренеришки
Оставим в покое любителей лутбоксов и аукционов и посмотрим на другие основные режимы FIFA, которые так же вяло пытаются не выглядеть копией того, что было в прошлой части, — это «Клубы профи» и «Карьера» (как за игрока, так и за тренера). Для тех, кто не в курсе: «Профи» позволяют гонять виртуальный мячик на одном поле целой компанией — вплоть до полной команды из 11 человек, каждый из которых управляет отдельным футболистом.
Здесь из заметных изменений можно указать разве что процесс создания собственного аватара — теперь он напоминает генератор персонажа из какой-нибудь ролевой игры. Я имею в виду и навыки, и внешний вид футболиста, причём его физические параметры и облик неразрывно связаны: форвард с габаритами Артёма Дзюбы не будет таким же скоростным, как копия низкорослого Лео Месси. Настройка лица тоже похорошела — изменить можно почти всё, что только пожелаете.
В «Карьере» (как за тренера, так и за игрока) используется та же система, позволяющая создать практически любой внешний вид для своего протеже, — забудьте об одинаковых аватарах из FIFA 19. Теперь в многочисленных кат-сценах тренерской карьеры можно любоваться тем «коучем», которого вы хотите видеть (правда, полную копию Леонида Слуцкого создать не удалось — редактор «заточен» под более спортивные фигуры). Про кат-сцены я заговорил не просто так — в «Карьере» с ними связано одно из двух крупных нововведений, а именно участие в пресс-конференциях.
Перед важными матчами, а также по их завершении журналисты будут задавать тренеру различные каверзные вопросы, отвечая на которые можно влиять на настрой команды или конкретного игрока. Звучит заманчиво, но на деле получилось слишком упрощённо даже для FIFA. Никто не любит критику — от ругани в свой адрес футболисты огорчаются и, как следствие, начинают действовать на поле хуже. Приходится всех хвалить, каким бы ни был результат встречи.
Сцены с пресс-конференциями и переговорами сняли, а вот добавить для них голоса поленились или не смогли, оставив только субтитры. Хранящие гробовое молчание журналисты, агенты и игроки под стать немому тренеру — выглядит всё это немного пугающе. Видимо, поэтому футболисты команды общаются с начальством (то есть с нами) через мессенджер — например, просят выпустить на поле в стартовом составе. Система та же — сглаживаем углы, чтобы не терять настрой, от которого зависят ключевые характеристики футболистов.
Второе важное изменение карьеры — это динамический потенциал игрока. Говоря простыми словами, рейтинг наших подопечных будет изменяться в зависимости от их успехов на поле. Вечно сидящие на скамейке хуже растут в классе, а наколотивший кучу голов ветеран позволит отсрочить собственный выход на пенсию — чуточку реализма не помешает даже FIFA.
Само собой, не обошлось и без багов — например, соперники любят выставлять на матчи резервный состав даже в принципиально важных встречах. Исправят, наверное, спустя пару месяцев.
Ах да, чуть не забыл — тренер может быть и женского пола. Мадридский «Реал» под управлением прекрасной девушки — что может быть лучше?
Дежавю
Вряд ли кто-то удивится, если узнает, что про изменения непосредственно в геймплее сказать почти нечего. Да, EA Sports привычно говорит о «новом контроле мяча», «улучшенных движениях» и прочих инновациях, благодаря которым «футбол стал ещё реалистичнее», но, пощупав новинку собственными руками, вряд ли с ходу отличишь её от предшественницы. Из самого заметного — опять переделали стандарты, чуть усложнили отбор мяча (теперь его чаще теряют на неточных передачах, а не при контакте вплотную) и добавили возможность подготовительного касания для более точного удара или паса.
Тем не менее на поле всё то же самое, что и раньше: аркадные обводки, стремительные забегания с флангов, бесящие «скрипты», огромный разрыв в классе между звёздами и середнячками, а также порой нелепые анимации.
Зато «снято» всё очень и очень красиво. Лицензии на клубы, лиги, стадионы (здесь наконец-то обратили внимание на Бундеслигу) и облики игроков явно приобретены не зря: футболисты, тренеры и болельщики выглядят «как живые» и ведут себя соответственно. Приятные мелочи, вроде тех же перфомансов или индивидуального оформления интерфейса под отдельные первенства и турниры, добавляют свою изюминку — та самая футбольная атмосфера здесь в полном порядке.
К сожалению, РФПЛ вновь в пролёте: как и в прошлом году, лицензия на российский чемпионат досталась Konami, а из отечественных команд тут есть только московские клубы Премьер-Лиги за вычетом «Динамо». Зато Генич с Черданцевым на месте — жаль, что реплики у них почти те же самые, что и раньше.
Забудь о правилах
А как же «История» и Алекс Хантер с сестрой Ким и другом Дэнни? Затянувшийся на три игры рассказ о молодом перспективном футболисте себя исчерпал ещё в прошлой части, где трилогия благополучно завершилась. Возвращаться к Алексу разработчики, судя по всему, не планируют, а новая «История» ждёт нас в рамках свежего режима уличного футбола VOLTA.
Знатоки серии, конечно, должны помнить FIFA Street — ответвление, насчитывающее четыре части, последняя из которых вышла семь лет назад. VOLTA — не просто возвращение к идеям футбола на улицах по оригинальным правилам, но и потенциальный конкурент Ultimate Team, как бы громко это ни звучало.
Сюжетная кампания рассказывает о начинающей команде уличных футболистов, которая распалась из-за травмы своего лидера. Мечты об участии в чемпионате мира по уличному футболу рухнули, с капитаном остались только парочка самых преданных друзей (в том числе главный герой), а единственный выход — успеть собрать команду, участвуя в турнирах по всему миру. Стандартный вроде бы сюжетный расклад, но к финалу сценаристы смогли немного удивить, введя в историю несколько неочевидный конфликт.
Вообще, авторам кампании хочется сказать спасибо за отлично переданную атмосферу уличного футбола. Да, «История» довольно быстро заканчивается, но каждая глава в ней уникальна — как в плане персонажей (среди которых есть реально существующие звёзды этого вида спорта), так и по части локаций. Один уровень в Рио-де-Жанейро, где в качестве противников на поле выступают дети из фавел, чего стоит!
Геймплей от сценария не отстаёт: на площадке происходит настоящее футбольное безумие — всё быстро, красиво и очень эффектно. Финты, обводки, изящные удары и пасы, почти полное отсутствие каких-либо правил — чистый геймплей и ничего лишнего. Смотреть и участвовать в матчах — одно удовольствие что в кампании, что в мультиплеере. Есть достаточно большой выбор режимов — от простейшего блица 3 х 3, с отскоками от стен и крошечными воротами, до полноценного мини-футбола. Но куда больше внимания уделено кастомизации игроков — различная одежда, куча эмблем для команды, празднования голов, татуировки и смена причёсок — опять тот самый сервис, о котором мы уже говорили.
Пути развития очевидны: ещё больше площадок, новые финты, наборы правил, расширение ассортимента магазина. Альтернатива Ultimate Team? Если игроки этот режим оценят, то почему бы и нет?
Пока что не всё так гладко, конечно, — легко заметить, что VOLTA для EA Sports лишь эксперимент. Интерфейсу не хватает информативности, а самому режиму — глубины, если сравнивать с тем же FUT. Есть и баги, среди которых мне достался самый ужасный — поначалу меня просто-напросто не пускало в VOLTA, хотя все остальные режимы работали нормально. Вылечилось установкой другой копии FIFA 20 на свежий аккаунт Origin — спасибо редакции. Что делать тем, у кого редакции или лишних трёх-четырёх тысяч рублей нет (судя по форумам техподдержки, я не один, кто столкнулся с подобной проблемой), — вопрос открытый.
Длительность кампании искусственно завысили, обязав почти в каждом турнире совершать серию беспроигрышных матчей. Возврат к началу главы в случае поражения явно лишний — когда боишься продуть, пропадает всё то веселье, которым и сильна VOLTA. Забить гол наверняка, а не красиво — точно не про этот режим, но из-за высокой цены ошибки приходится поступать именно так. Зато, когда счёт не давит, можно развлекаться на полную. Помните те знаменитые рекламные ролики от Nike с участием суперзвезд? Здесь футболисты управляются с мячом не хуже, вытворяя нечто невообразимое.
Как минимум пройти кампанию стоит, если уж вы приобрели FIFA 20. Да и в мультиплеере этот режим показывает себя не хуже, если удаётся найти соперника, равного по силам. VOLTA — не просто что-то по-настоящему новое в этом ежегодном патче от EA Sports, а действительно крутая штука.
Не поленюсь в очередной раз повторить очевидный факт: FIFA — это не про реализм. Плохо, что игроки этого не понимают, продолжая критиковать создателей футсима за то, что те не хотят менять аркадный, местами забавный, а местами выводящий из себя геймплей в пользу реалистичности. Хорошо, что разработчики перестали этой аркадности стесняться, направив развитие в сторону ещё большего веселья, — VOLTA, из которой выкинули всё то, что относится к большому футболу, яркий тому пример. А как же реализм? Играйте в PES, а ещё лучше — в Football Manager.
И пусть FIFA по-прежнему остаётся гибридом казино и аукциона Ultimate Team — для «Похвально» хватит и VOLTA.
Плюсы: привычные плюсы FIFA — огромное количество лицензированных лиг, стадионов и обликов футболистов; убойный саундтрек; разнообразные режимы, к которым добавился оригинальный и свежий VOLTA.
Минусы: привычные минусы FIFA — нереалистичный геймплей, мало изменений, а те, что есть, не всегда продуманны; баги и низкая оперативность их исправления.