God Wars: The Complete Legend
Обзор
Сейчас для тех, у кого есть желание прикоснуться к классике японских тактических RPG родом из 90-х (я, понятно, про Final Fantasy Tactics и Tactics Ogre), но под рукой нет эмуляторов и приставок, как раз наступил момент истины. На персональных компьютерах друг за другом выходят игры в духе этой самой классики — и притом очень даже интересные. Совсем недавно я рассказывал про Fell Seal: Arbiter’s Mark. А теперь вот в Steam вышла расширенная и местами улучшенная версия тактики God Wars от Kadokawa Games.
Проверено временем
Начну с главного (как правило) в таких проектах — с тактики. Kadokawa Games уже обожглась до этого на Natural Doctrine — там было много экспериментов с тактической системой, полное 3D и вид от третьего лица. Игра получилась сложной, что оценили далеко не все критики — особенно, понятно, западные неженки.
Обжёгшись, авторы затем дули на молоко и решили в God Wars пойти по протоптанной и проверенной временем дорожке. Соответственно, здесь всё (ну, почти) не то чтобы стерильно, но знакомо. Что для ностальгирующих поклонников и тех, кто желает познакомиться именно с выжимкой всего лучшего из таких игр, очень даже хорошо. А вот для жаждущих новизны — не очень.
Итак, бои у нас пошаговые, при этом перед дракой нужно грамотно расставить своих бойцов. В свой ход можно атаковать, уйти в защиту, выбрав направление взгляда, использовать умение, предмет или заклинание. Удары с фланга и тыла наносят больше урона. А если вы будете правильно использовать особенности местности, то обеспечите половину успеха. И заметьте, удары снизу по стоящему выше вас врагу менее эффективны. Кроме того, прямо в сражении разрешено искать и открывать сундуки (но есть риск угодить в ловушку).
Все работы хороши, пусть меня научат
А самое главное — всё основано на системе многочисленных классов (они тут называются работами). У каждого персонажа есть основной и второстепенный классы, а также уникальные специализации, свойственные расе или профессии, — их комбинации и обеспечивают набор доступных умений. Весь заработанный опыт идёт именно в развитие классов, которые, впрочем, практически в любой момент можно сменить. Опыт начисляется и за использование заклинаний и умений, свойственных конкретной работе.
В God Wars по сравнению с той же Fell Seal: Arbiter’s Mark меньше классов и их комбинаций (а созданных «вручную» наёмников нет вовсе), но всё равно достаточно. Можно, например, священнику или магу выбрать в качестве дополнительной специализации воина. А с ростом уровней открываются и более продвинутые работы, вроде самурая или монаха. Кстати, «левелкап» в финальном издании повысили.
Уникальные профессии тоже по-своему интересны. Одна из девушек (а их в японской игре, понятно, особенно много), например, работала учёным в шахте и своими умениями теперь может выбивать из врагов деньги, увеличивать рейтинг выпадающего из них лута и собирать прямо в бою драгоценные камушки на продажу.
О пользе лучников
Из более-менее уникальных вещей в The Complete Legend можно отметить такие механики, как Hate Elements, Summoning Beasts и Status Effects. Последняя позволяет превращать обычные негативные эффекты в продвинутые. И тогда замедление становится оцепенением, при котором персонаж вообще не может двигаться, а помутнение в глазах превращаются в полную слепоту. Есть и атрофия, и полная амнезия, и деменция, при которой персонаж может атаковать даже своих. Согласитесь, тут сразу вспоминается Darkest Dungeon. Поэтому в God Wars The Complete Legend приходится постоянно следить за статусными эффектами и вовремя снимать их.
Кроме того, здесь огромное внимание уделяется перепаду высот. На этом построены многие умения и эффекты, и нет практически ни одной карты, где не было бы низин, пригорков, холмиков или почти настоящих гор. С высот и дальше, и мощнее стреляешь, а с низин — наоборот. Поэтому особенно опасны миссии, где наверху засели гады лучники (иначе и не скажешь), под прикрытием которых на вас ещё и копейщики с мечниками прут. Приходится изворачиваться, выманивать на себя бойцов ближнего боя (стрелки, понятно, не поддаются), а потом всей командой быстрыми перебежками нестись вперёд.
Когда сложность — в радость
God Wars The Complete Legend как тактика — вещь не выдающаяся, но вполне компетентная, подробная и весьма сложная, местами даже хардкорная. Здесь нельзя терять концентрацию ни в одном бою (и ни на одном ходу), а после каждой драки нужно распределять очки опыта по умениям, примерять новую экипировку и вообще постоянно заниматься менеджментом партии. А в финальном издании ко всему этому добавились два ещё более сложных уровня с особыми условиями — например, для прохождения одного из них нужно полностью развить классы своих персонажей.
Не только эти, но и многие другие бои слишком сложны (тем более если играешь на «харде»), что вынуждает идти по глобальной карте в местные церкви и браться там за выполнение дополнительных заданий — кого-то сопроводить или освободить, уничтожить бандитов и так далее. Там же можно делать подношения и получать в награду усиления на следующую схватку. Пожертвовав таким образом определённую сумму, вы увеличите уровень церкви и станете получать более крутые бонусы.
Боги, принцессы и жертвы
Сюжету в таких играх не всегда уделяется достаточно внимания, но God Wars The Complete Legend — совсем другой случай. Здесь нам рассказывают по-настоящему эпическую историю, которая к тому же основана на священном синтоистском писании Кодзики, первой книге древнего троекнижия.
Тут всё основано на мифологии, а события разворачиваются в те времена, когда японские острова были поделены между тремя народностями, между которыми постоянно вспыхивали и затихали ссоры. Тогда люди могли общаться с богами, а женщины приносили в жертву детей. Собственно, с такого драматичного момента история и начинается — молодая правительница народа Фудзи приносит в жертву совсем ещё маленькую лупоглазую дочурку, бросая её в жерло разбушевавшегося вулкана Фудзияма. Чтобы, значит, его успокоить. Смотреть на это, вот честно, без содрогания невозможно.
Потом события переносятся на 13 лет вперёд, и мы видим ещё одну дочь той правительницы, юную принцессу Кагую, которую держат рядом с Фудзиямой взаперти — всё с теми же целями. Однако её освобождает друг Кинтаро, и вместе они отправляются в путешествие, чтобы найти пропавшую мать Кагуи и задать ей, как вы понимаете, много интересных вопросов. А в это время боги грозятся начать новую войну между собой, а вулкан снова может проснуться. Поэтому героям придётся ещё и объединить три нации перед лицом общей опасности.
Чисто японская история
В процессе наши герои постоянно попадают в неприятности, выпутываются из них, встречаются с правителями и богами. И, конечно, находят новых соратников, среди которых, по всем традициям японских игр, трудно разглядеть нормального человека — то это какой-то варвар-кузнец с рогами, которого сначала надо победить и успокоить, то юноша, оказавшийся девушкой в открытом купальнике, галстуке и с ушками, то девочка, сжимающая в одной руке лук, а в другой — плюшевую игрушку, то говорящая черепаха. Ну, или не менее говорящий медведь.
В общем, в God Wars The Complete Legend много чисто японского — эмоций, драмы, криков на языке оригинала, причудливых персонажей и очень красивых девушек в достаточно откровенных нарядах. И всё это сопровождается действительно симпатичными рисованными роликами, которые сглаживают впечатления от не лучшей графики непосредственно во время сражений. Разве что диалоги зачастую простоваты — но это нормально для JRPG.
В финальном издании ко всему этому добавились пара игровых персонажей, дополнительная сюжетная линия, новые варианты концовки и сложный 50-уровневый лабиринт. А после прохождения можно начать всё заново в «Новой игре +».
Да, в God Wars The Complete Legend мало свежих идей, да и чисто внешне сражения выглядят не слишком красиво. Но для ностальгирующих поклонников и тех, кто хочет прикоснуться к жанру японских тактических RPG, это отличный выбор. История тут затягивает и дарит искренние эмоции, сражения бросают вызов, красивые древнеяпонские вайфу радуют глаз, а древнеяпонская музыка — слух.
Плюсы: эпическая и драматичная история; классическая и очень подробная боевая механика; бросающие вызов сражения; красивые аниме-ролики, в которых подаётся история; аутентичная японская музыка.
Минусы: мало свежих идей; маленькие карты для сражений; устаревшая графика в драках; громоздкий интерфейс.