
Goodbye Volcano High
Goodbye Volcano High: Обзор
Вы задумывались когда-нибудь о том, как проведёте последние дни перед столкновением с Землёй огромного небесного тела, которое уничтожит всю жизнь на планете? В фильме «Меланхолия» Ларса фон Триера (Lars von Trier) сёстры Клэр и Жюстин на фоне приближающейся глобальной катастрофы впадают в отчаяние, панику и депрессию, заботятся друг о друге, а в итоге принимают неизбежное даже с умиротворением.
А вот в игре Goodbye Volcano High герои — антропоморфные говорящие динозавры решили вымереть с музыкой и устроили большой рок-концерт. Музыка классная — как и картинка. А вот с остальным не всё однозначно.
Тяжёлая судьба квир-разработчиков
Да, Goodbye Volcano High — та самая игра с небинарным динозавром в главной роли, по поводу которой было немало шума задолго до релиза. Анонс случился три года назад, разработка шла с 2018-го и оказалась весьма тяжёлой. Помимо пандемии на ней сильно сказалось увольнение ведущей сценаристки — там была мутная история с участием картинки из порно про Гарри Поттера, которую вроде бы та привела в статье только ради того, чтобы продемонстрировать, как это отвратительно. В общем, первоначальный сценарий переписали.

А ещё разработчики из канадской студии KO_OP открыто говорили, что значительная часть команды принадлежит к меньшинствам и им, как представителям ЛГБТК+, очень важно включить квир-репрезентацию в игру. В итоге они столкнулись с травлей в Сети. Один из пользователей 4chan даже создал ставшую популярной пародийную игру Snoot Game, в которой издевается и над первоначальными образами персонажей Goodbye Volcano High, и над разработчиками. Из-за травли последним даже пришлось сделать закрытыми свои Discord-каналы.

Повестка не главное
Но игра всё-таки вышла, и оказалось, что шум вокруг ЛГБТ-тематики был, по большому счёту на пустом месте. Здесь нет пропаганды и гей-парадов, просто некоторые персонажи, включая главную героиню Фэнг (Клык в русском переводе), считают себя небинарными личностями и говорят о себе во множественном числе или употребляют гендерно-нейтральные местоимения. Друзья иногда называют Фэнг «чувак» или «братан», хотя это вполне себе девочка, которую на самом деле зовут Фатима.
Но тут никто по этому поводу не парится, и никто никого ни в чём не убеждает. Если бы не эти режущие глаз «Я решили», «Я сказали» (да и употребляются они не всегда), я бы вообще не понял, что Клык какая-то там небинарная. Обычная неформатная девочка-гот, которая не совсем ладит с родителями и слишком правильным братом и увлечена своей рок-группой «Драма червей», где играет со школьными друзьями.

По сюжету в неё влюбляется другая девочка, а мы решаем, ответить ей взаимностью или остаться друзьями. И вообще по динамике сцены кажется, что Фэнг была даже разочарованна и ожидала, что таинственным незнакомцем, признавшимся ей в любви, окажется мальчик. Но употребление гендерно-нейтральных местоимений и вот эта ситуация с девочкой, которая отнюдь не является превалирующей в сюжете, — это практически всё, что будет вам напоминать о «повестке».
А по факту перед нами эмоциональная подростковая драма в духе Life is Strange и Night in the Woods, а также сериалов «Спасённые звонком» и «Ривердейл». Да, у героев длинные хвосты, крылья и вытянутые морды, но это вполне типичные современные школьники, которые даже на уроках пялятся в смартфоны, сидят в своих твиттерах, обсуждают сериалы и игры и строят планы на будущее.

Драмы больше нет
Драма как раз в том, что планам не суждено сбыться и никакого будущего у этих «тинейджерозавров» нет. Как и в «Меланхолии», новости о возможном столкновении с огромным астероидом поначалу особо не воспринимаются всерьёз и становятся темой для мемов и шуток, которые можно прочитать в школьном чате. Учителя продолжают спрашивать про планы на высшее образование, старосты просят каждого сфоткаться для выпускного альбома, а Клык с друзьями по группе продолжают готовиться к важнейшему для них прослушиванию, чтобы попасть на музыкальный фестиваль.
И даже когда всем уже ясно, что конец неизбежен, дети в чате продолжают шутить, записывают обращения к астероиду и предлагают всем вместе передвинуть с его пути Землю.

И это, на самом деле, очень правильный подход. Едва ли кто-то ждал, что здесь будет триеровское препарирование сложной человеческой души, стоящей на пороге смерти, вперемешку с проповедью против меркантильных ценностей нашего мира. Вселенский трындец здесь встречают очень достойно, душевно, молодёжно, отчасти даже весело — так, что хочется всплакнуть, но не от чёрной тоски и ужаса, а от светлой грусти.
Претензии у меня к тому, что драмы, накала, конфликта почти нет и за пределами темы апокалипсиса. Есть лишь намёки и пунктирные линии, которыми это всё прописано, а ведь поводов вполне достаточно.

У Клык намечается недопонимание с двумя остальными участниками группы и её верными друзьями — барабанщиком Ридом и бас-гитаристкой Триш. У каждого есть увлечения помимо музыки, которой живёт главная героиня. Рид обожает придумывать истории и вести партии в настольной ролевой игре, а Триш без ума от насекомых и даже в школу таскает своего ручного червячка Манго (она и подсказала название группы), который обожает обрызгивать всех пахучей слизью. И желание Клык строить полноценную карьеру в музыке сталкивается с их нежеланием отдаваться только этому делу.
Кроме того, у Клык, как я сказал, непростые отношения с родителями, которые пренебрежительно относятся к её увлечению музыкой. Более нормальным они считают её брата Насера, у которого с сестрой по этому поводу могут быть трения и конфликты. Ну и в целом тема школы — это же настоящий кладезь для драматурга: любовные переживания, конфликты с учителями, буллинг…

Но этот потенциал авторы так и не использовали. Серьёзный разговор между Клык и Триш случается лишь однажды — всё остальное время они лишь мнутся. И лишь один раз героиня действительно даёт выход своим эмоциям. И матерится на друзей ровно один раз. Но в итоге всё равно все любят друг друга.
С братом то же самое — в первой версии сценария он вообще был отрицательным персонажем, а в финальной между Клык и Насером максимум происходят дружеские перепалки. Да, какие-то вещи, вроде рекламы алкогольного бара на плакатах группы в школе, ему не нравятся, но это вполне объяснимо, и в целом он сочувствующий и поддерживающий брат.

Словом, всё очень ванильно, и даже музыка тут не хард-, а софт-рок. Все говорят друг другу о любви и дружбе и никогда не стесняются извиняться. Всё написано с душой, юмором и цепкими замечаниями — видно, что сценаристы талантливые. Просто хочется какой-то перчинки, эмоционального надрыва.
Отчасти такая ванильность, возможно, объясняется атмосферой инклюзивности и толерантности, в которой живут разработчики, — это лишний раз доказывает её импотентность для настоящей драматургии.

Игры в игре
Нечто схожее ощущается и в геймплее. По механике это визуальная новелла, но по-настоящему серьёзных развилок, которые открывали бы другие сюжетные линии и концовки, здесь нет.
Своими решениями мы влияем на то, с кем из друзей (а это не только Рид и Триш) сблизимся — не в сексуальном смысле, а в личностном. От нас также зависит то, с кем и какие беседы Клык будет вести перед финальной сценой. Ну и то, в каких отношениях с той самой девочкой, неравнодушной к главной героине, она встретит конец света.

Неоднозначно обставлен и процесс выбора реплик. Наверное, хорошо, что зачастую нам ограничивают время на выбор, а сами строчки в некоторых ситуациях скачут по экрану и даже меняются местами, — это бодрит. А вот то, что игра нередко всячески намекает на правильные и важные реплики или расшифровывает их в духе «Честно, но грубо», а то и вовсе по неочевидным причинам блокирует выбор, — это как минимум странно.

Ну а в целом это интересная и качественная визуальная новелла. Здесь есть не только чтение диалогов и выбор реплик, но и другие механики. Несколько раз мы ищем предметы и помогаем Клык в написании песен — нужно выбирать из предложенных вариантов стихотворные строчки. И конечно, тут много музыкальных мини-игр в духе Guitar Hero. Даже если мы лажаем, это мало на что влияет. Но песни отличные, а мини-игры не совсем уж простые, поэтому лажать не хочется.

Но гвоздь программы, конечно, совместные посиделки друзей за настолкой, где в качестве гейм-мастера выступает Рид. Не хочу вам портить впечатления, поэтому скажу лишь, что тут есть драма, юмор, настоящие (ну, почти) броски кубиков, элементы текстовых квестов и выбор, когда мы, например, решаем, в какую локацию двигаться дальше.

И всё скрепляется общей ироничностью и нездоровым влечением одной из участниц игры к злодею Кефу, который «слишком горяч, чтобы умереть».
Ну а вся игра и её атмосфера скрепляются шикарной музыкой, написанной музыкантом Dabu и преимущественно спетой канадской певицей Бриджит Наггар (Brigitte Naggar), известной под сценическим именем Common Holly.
Goodbye Volcano High— душевная, красивая и приятная во многих отношениях визуальная новелла с колоритными героями и разными механиками, в которой небинарная повестка не на первом месте. Чего действительно не хватает, так это полноценной нелинейности, а также остроты, жёсткости и конфликтности, в том числе в отношениях между персонажами.
С другой стороны, есть то, что оправдывает авторов, — неотвратимый апокалипсис. И тут я возвращаюсь к вопросу, заданному в начале: как вы встретите конец света? Будете ли устраивать разборки с друзьями и родителями, если знаете, что через неделю все погибнут? Скорее всего, наоборот, захочется отдать все долги, со всеми примириться и сказать о любви тем, кому ещё не успели сказать. Думаю, даже автор Snoot Game не отказался бы вместе с канадцами из KO_OP бахнуть пивка под Reunion.
Плюсы: нетривиальный сеттинг; интересный сюжет; проработанные персонажи; отличный юмор; помимо диалогов и выбора есть и другие механики; чумовая настольная игра; классные музыка, озвучка и картинка.
Минусы: всё слишком ваниальное — мало конфликтов и остроты; не хватает настоящей нелинейности.