Gorogoa
Обзор
В декабре принято подводить итоги уходящего года, игнорируя почти все релизы последнего месяца. Это актуально и для 2017-го, в конце которого вышла Gorogoa — результат многолетней работы Джейсона Робертса (Jason Roberts), в одиночку трудившегося над проектом своей мечты. И будет жаль, если одну из лучших головоломок современности многие пропустят.
Муки творчества
Впервые о Gorogoa стало известно в 2012-м году, и выпустить финальную версию Робертс планировал в течение нескольких месяцев после анонса. Но новые идеи не прекращали посещать его, а визуальную составляющую приходилось время от времени переделывать — почти всё здесь нарисовано от руки. Какие-то эпизоды из игры удалялись навсегда, какие-то слегка или полностью изменились. Но основная идея с тех пор осталась прежней — это головоломка о перемещении четырёх плиток для решения загадок.
В самом начале прохождения игроку показывают мальчика, который выглядывает в окно и видит, как в город прибыл огромный (но красивый) монстр. Парень начинает судорожно листать страницы своей книги и находит в ней изображение людей, подносящих этому же чудищу дары. Знал ли он о прибытии существа? Готовился ли к нему? Или всё так удачно совпало? Это каждый будет решать для себя сам — многое в этой истории останется без ответа.
Мальчик уходит в другую часть комнаты и заглядывает в кладовку, после чего замирает. Игроку больше не на что нажимать — камеру ни приблизить, ни отдалить, а напрямую управлять персонажем не разрешается. Картинка с парнем расположена в одном углу, а в соседнем видна крыша дома с ведущей куда-то дверью. Инстинктивно игрок пробует передвинуть панель в другое место, и тут начинается магия — все объекты перемещаются вместе с панелью, а входная дверь остаётся на месте.
Стоит наложить панель с «вырезанной» дверью на изображение с мальчиком в кладовке, как герой вновь начинает двигаться и выходит на крышу, хотя только что он находился у себя дома. Он идёт дальше, собирает дары для подношения то ли божеству, то ли просто опасному монстру и попадает в разные временные эпохи. И первая загадка с дверью оказывается самой простой и элементарной. А после неё встречаешь столько великолепных головоломок, что причина долгой разработки становится очевидна.
Ключевая мысль Gorogoa заключается в тесной взаимосвязи всех объектов в окружающем нас мире. И каждая загадка подтверждает эту теорию. Предмет, который лежит на столе, упал на пол или висит на стене, может оказаться частью чего-то совершенно другого, если сделать шаг в сторону и попробовать состыковать одну панель с другой. Вплоть до финала игра остаётся верна своему стилю, восхищая на каждом шагу изобретательностью её создателя, но любой пример, к сожалению, будет спойлером.
Музейный экспонат
Удивительно здесь то, насколько логично сделана каждая головоломка. Простое перемещение картинок наобум вряд ли приведёт к желаемому результату, особенно если на экране четыре панели с возможностью двигать камеру. Gorogoa построена таким образом, что после череды довольно простых загадок игрок словно начинает говорить на её языке — быстрее замечает потенциальные решения и находит связь объектов друг с другом. Поэтому кажущиеся сложными эпизоды становятся легче, если до этого понял, по каким правилам здесь всё работает.
В то же время в каждой главе появляются новые оригинальные способы использования простейшей геймплейной механики. Так же можно было сказать о восхитительной The Witness — вроде бы всю игру занимаешься рисованием линий на табличках и стенах, однако поделённый на несколько зон остров предлагал десяток самых разных типов загадок. Gorogoa выполнена примерно по тому же принципу, и то, насколько плавно происходит переход от одного временного периода к другому и насколько красиво одни кадры сменяются другими, вызывает лишь неподдельный восторг.
Проще всего сравнивать игру с иллюстрированной книгой, полностью лишённой слов. История рассказывается посредством картинок и облачков, в которых показаны мысли людей. В лучших традициях инди-игр разжёвывать сюжет и объяснять происходящее никто не будет, но это тот случай, когда подробности не особо нужны. Сам для себя ты выводы сделал, с друзьями мнением поделился, а если вообще ничего не понял, то всё равно отлично провёл вечер и не жалеешь о потраченном времени.
Хотелось бы посетовать на малую продолжительность, но уникальные геймплейные механики очень просто испортить затянутой историей. В зависимости от смекалки прохождение Gorogoa займёт от полутора до двух часов, и после финальных титров непременно захочется большего. Зато за эту пару часов ни разу не будет глупых загадок или эпизодов, в которых ничего не происходит. Здесь постоянно любуешься красивыми изображениями, радуешься маленьким победам при решении головоломок и рассматриваешь мелкие детали, пытаясь полностью понять замысел автора. Не исключено, кстати, что после первого прохождения захочется сразу начать второе, чтобы найти ответы на возникшие вопросы.
О том, что Gorogoa будет чем-то особенным, стало понятно ещё после первой её демонстрации. Захватывающая демоверсия, победы на нескольких фестивалях независимых игр, заинтересованность инвесторов из Indie Fund, появление издателя в лице Annapurna Interactive — всё указывало на высочайшее качество игры. Результат вряд ли кого-то разочарует — Gorogoa оказалась настоящим произведением искусства, достойным находиться в одном ряду со знаменитыми Braid, Inside, Fez, The Witness и другими шедеврами.
Плюсы: оригинальный игровой процесс; красиво нарисованные от руки изображения; шикарные головоломки; загадочность идёт игре только на пользу.
Минусы: небольшая продолжительность.