Grand Theft Auto: San Andreas
Обзор
Когда несколько лет назад началась эпоха ремастеров, нежелание некоторых издателей заработать лёгких деньжат удивляло. Electronic Arts очень долго тянула с переизданием трилогии Mass Effect. Nintendo выпустила трилогию трёхмерных Super Mario, но спустя несколько месяцев навсегда сняла её с продажи, а «Зельду» перевыпустила лишь одну, и то не лучшую. Rockstar тоже отсиживалась, хотя ремастеру Max Payne 3 наверняка многие были бы рады. Зато мы получили от неё Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition.
Кто виноват?
Описание сборника звучит как мечта: три классические части серии, оказавшие гигантское влияние на индустрию, перенесены на новый движок. Подправлена графика, внесены изменения в геймплей, и доступно всё это добро на самых разных платформах: и на компьютерах, и на новых консолях, и на старых, включая Nintendo Switch. Но потом началось: невнятный трейлер, странные скриншоты, отсутствие геймплейных роликов и предрелизных копий для прессы. Сразу вспомнилось кое-какое польское творение…
Ни для кого уже не секрет, что ремастеры получились скверными. На них можно было бы вообще не обращать внимания — ну вышли и вышли. Однако Rockstar сделала всё возможное, чтобы аудитория вооружилась вилами и обрушивала оценки на Metacritic. Сначала она (вернее, издательство Take-Two, но это не так уж важно) объявила охоту за пользовательскими модификациями, в том числе за теми, которые улучшают графику в этих играх. Потом убрала из магазинов старые версии трёх GTA, заменив их новыми. Ну и установила на сборник неприлично высокую цену: она и для Америки абсурдна, а уж в России без «регионалки» — и подавно. На PC купить трилогию можно лишь в магазине Rockstar, где она стоит 4 279 рублей, а на Switch вообще просят 5 399 рублей.
Не знаешь, кого винить в случившемся — то ли коллектив Grove Street Games, то ли издательство Take-Two, видимо выделившее на ремастеры маленький бюджет и установившее жёсткие сроки. Когда-нибудь мы узнаем правду (как это случилось с Mafia III, о проблемной разработке которой вышла большая статья), но пока что остаётся лишь недоумевать. Неужели руководство было довольно результатом? Тестировал ли кто-то эти игры? А главное, что будет дальше? Та же Blizzard хоть и признала проблемы Warcraft III: Reforged, но ничего в итоге не попыталась исправить — старая версия по-прежнему недоступна легально, а новая осталась мусором.
Те редкие изменения, за которые ремастеры GTA можно похвалить, ожидаешь от любого нормального переиздания. Теперь в случае провала миссии вам предлагают перезапустить её с контрольной точки — ну да, так и должно быть. На мини-карте отныне показывают путь к следующей цели во всех трёх играх — логично, это часть современных GTA. В меню третьей игры теперь есть карта мира — было бы странно, если бы спустя столько лет её не добавили. Появились автосохранения, так что ехать через всю карту для завершения сессии уже не надо. Ну и главное — колёса выбора оружия и радиостанций, благодаря которым экономишь немало времени.
Картина маслом
Графически игры тоже изменились, но не то чтобы в лучшую сторону. GTAIII, к примеру, получилась излишне тёмной, да и в San Andreas порой возникают странные проблемы с освещением. В меню можно подкрутить яркость и контрастность и добиться более-менее нормального вида, но почему это перекладывают на плечи пользователя — непонятно. Отдельного упоминания заслуживает дождь — вместо прозрачных капель здесь белые полоски, заполняющие весь экран, из-за которых ни зги не видно. Это бросается в глаза, как только запускаешь первую миссию в GTAIII, — неужели тестировщики даже вступительную кат-сцену не стали смотреть?
У всех текстур увеличилось разрешение, и малополигональные объекты с качественными текстурами порой выглядят неестественно и чужеродно. Вывески и надписи кишат опечатками: вместо AIR GUITARS на окне магазина написано AR GUITARS, а вместо AVAILABLE — AVAIABLE. На работу нейросети это непохоже — скорее, виноваты безграмотные аутсорсеры, а вместе с ними и отдел контроля качества, если он вообще участвовал в разработке.
Какие-то объекты были перерисованы, в том числе пальмы — побережье напротив отеля в Вайс-Сити выглядит красивее прежнего. Да и в Сан-Андреасе растительности уделили внимание — кустики даже немного мнутся, если на них наступить. В то же время игры лишились атмосферы, что особенно критично для San Andreas, где без привычного оранжевого фильтра всё кажется серым и блёклым. Да и из-за таких точечных улучшений объекты плохо сочетаются друг с другом — например, рельсы выглядят лучше, но колёса поезда по-прежнему с ними не стыкуются.
Сильнее всего пострадали персонажи. В GTA всегда было много карикатурных образов, но в ремастере это натуральный цирк уродов. Старые модели, анимации которых никак не изменили, попытались облагородить — получилось так себе. Здесь герои больше напоминают оживших пластиковых кукол, особенно протагонист Vice City. А в San Andreas люди то и дело ходят и говорят со сломанными шеями — с растянутыми текстурами это выглядело нормально, а здесь стало жутковато. Обновлённая Мисти будто не вылезает из алкомаркета, Кэнди Сакс впору отправлять на конкурс бодибилдеров, а Дениз напоминает Йоду с обрезанными ушами.
Попытки натянуть современные технологии на древний каркас приводят к плачевным результатам. В оригиналах дальность прорисовки была небольшой, что скрывалось туманом, здесь же его нет. Вроде бы правильно сделали, вот только недостаточно просто убрать туман — нужно одновременно с этим исправить трафик. Но машины появляются из воздуха, что особенно нелепо выглядит в третьей части, где автомобили материализуются порой прямо перед носом. В San Andreas ощущение крупного города исчезло — забравшись на высокое здание, можно окинуть взглядом всю карту. Точно такие же проблемы были в Silent Hill HD, где из-за отсутствия тумана вылезли многочисленные недостатки. Но Grove Street Games на чужих ошибках явно не учится.
Всё хуже и хуже
Самое смешное, что это чудо умудряется тормозить на всех платформах. Даже на PS5 бывают «подлагивания», а уж на Switch с этим совсем беда. GTAIII тормозит, когда просто едешь по городу и никого не трогаешь, San Andreas со страшной силой теряет кадры во время погонь. На Switch ещё и загрузки затягиваются — если выходишь в город из любого помещения, готовься ждать десять секунд. Ну и разрешение экрана что в портативном, что в стационарном режиме удручает. Такие игры должны «летать» на платформе, где хорошо работают более современные Saints Row. На домашних консолях вообще предлагается выбирать между режимами графики и производительности, с таким-то «визуалом».
В ремастерах добавились новые баги, в том числе стала более непредсказуемой физика — управлять воздушным транспортом труднее, да и машины в Vice City ведут себя неадекватно. Иногда проваливаешься сквозь текстуры или не можешь завершить миссию, не говоря уже о периодических вылетах с ошибкой. Также в переиздании пострадал саундтрек — в GTAIII он не изменился вообще, а Vice City и San Andreas лишились нескольких десятков композиций. То ли правообладатели не пошли навстречу, то ли издатель не стал тратить на лицензии заработанные на GTA Online прибыли. Как бы то ни было, странно делать приписку The Definitive Edition, когда часть контента исчезла. Пропали не только композиции — кинематографической камеры тоже нет ни в одной из трёх частей.
При этом сами игры, если опустить графику, по большей части остались неизменными. Да, геймплейно они безбожно устарели, и прежний восторг та же третья часть уже не дарит — и диалоги в ней куцые, и задания не захватывающие. Зато какая ностальгия! Когда я спустя столько лет ездил в GTAIII по знакомым улочкам, слушая своё любимое радио Rise FM, нахлынуло столько воспоминаний… А легендарные сцены из San Andreas по-прежнему вызывают улыбку благодаря восхитительной озвучке.
Но это заслуга старых игр, а не переизданий. В каком-то смысле запускать эти ремастеры ради ностальгии вредно — вы наверняка помните старые GTA другими, более весёлыми, разнообразными и зрелищными. Это как пересматривать любимые боевики из детства — в сознательном возрасте и спецэффекты покажутся смешными, и сценарий невольно начнёшь критически оценивать. А тут к этому прибавляются паршивый дизайн персонажей, техническое несовершенство и другие проблемы.
Возможно, трилогию следовало переиздать как есть — добавить поддержку высоких разрешений, подправить управление и больше ничего не трогать. Оставить старую, угловатую графику, не менять движок, не поручать нейросети перерисовку текстур и продавать такой сборник за полцены, по $10 за игру. Как минимум для того, чтобы консольщики наконец смогли поиграть в классическую трилогию.
Но получилась позорная попытка изобразить бурную деятельность, обмануть покупателей списком улучшений и собрать денег на предзаказах. А самое печальное, что теперь это единственные доступные версии этих игр, оригиналы в Steam уже не купить. Как издательство Take-Two не сильно беспокоилось по поводу качества продукта, так и я не буду долго думать над оценкой этого недоразумения.
Плюсы: знакомые игры, многие достоинства которых сохранились; некоторые удачные геймплейные нововведения.
Минусы: кошмарный обновлённый дизайн персонажей; частые проблемы с освещением; текстуры с вывесками и надписями содержат ошибки; десятки вырезанных песен; ужасная оптимизация; ремастеры заменили собой старые версии игр; высокая цена, не соответствующая качеству.