Headspun
Обзор
В голове попавшего в аварию парня по имени Тео творится что-то странное. В его повреждённом мозге существует целая организация «Кортекс», где обитают голос разума Тед, голос подсознания Тедди, есть отделы вроде банка памяти и комнаты управления — поначалу даже не понимаешь, что действие Headspun происходит в чьей-то черепной коробке, а не в крупной компании. В роли Теда, постоянно общающегося с Тедди, игроку необходимо улучшить психическое состояние лежащего в больнице Тео, наблюдая за происходящим из его глаз и принимая решения.
Тараканы в голове
Поскольку главный герой угодил в ДТП и сильно ударился головой, вымышленный «Кортекс» переживает не лучшие времена: повсюду кровища, трупы, сломанные двери и лифты, ничего толком не функционирует. Тед решает исправить положение — он наймёт новый персонал, починит всё, что нужно починить, а заодно будет дистанционно помогать Тео прийти в себя и не потерять рассудок. Именно он будет принимать все решения и определять все действия своего владельца — как в диалогах с посетителями, так и за их пределами.
История в Headspun поделена на несколько дней, почти каждый из которых обладает одной и той же структурой. Вы просыпаетесь в своём кабинете, прогуливаетесь по коридорам «Кортекса», добираетесь до центра управления и можете разбудить Тео. Потом вы наблюдаете какую-нибудь сценку с пришедшим навестить его товарищем или лечащим врачом, после этого занимаетесь упражнениями, а под конец дня Тео идёт спать, тогда как вы возвращаетесь в свою комнату. Хотя парочка развлечений под вечер всё-таки разблокируется, но об этом позже.
Моменты, когда вы проводите время с пострадавшим, самые важные — в это время вы зарабатываете валюту под названием неврокредиты. Она используется для всего подряд: и для найма персонала, и для получения доступа к новым комнатам (их не отремонтировать, пока не потратите деньги), и для покупки всяких украшений вроде будильника, поднимающего Теда на час раньше обычного. Со временем открываются всякие научные исследования, упрощающие геймплей, и стоят они очень дорого.
Будни пациента
Для прохождения Headspun необязательно обращать внимание на всё подряд, но эти процессы настолько примитивны, что быстро превращаются в рутину. Вот вы закончили свой рабочий день и возвращаетесь в кабинет, чтобы поспать. По пути заходите в отдел кадров, покупаете новые комнаты, приглашаете пару добровольцев — конец. На что хватило, то и приобрели, завтра будет больше денег и больше возможностей. Во время следующей смены приглашаете нанятых людей, отдаёте им приказы (починить туалет, например), они уходят и автоматически всё делают.
То же происходит и со сменами, когда вы упражняетесь с Тео и указываете ему, чем заниматься. Новые развлечения открываются постепенно: сначала можно только читать книгу, потом — разгадывать кроссворды и поднимать гантели. Занятий очень мало, а мини-игры совсем смешные. Вместо судоку здесь математические упражнения для первоклассников, где вас просят сложить 5 и 3, даже вычитать ни разу не приходится. С гантелями вы нажимаете много раз X, а потом «Треугольник» — и так до тех пор, пока герой не устанет. Во время чтения нужно вовремя нажимать на кнопку, когда полоска на шкале окажется над значком мозга.
Самое интересное — разгадывание кроссвордов, когда вам показывают два пересекающихся слова с пропущенной общей буквой. Тут явно старались подбирать слова так, чтобы у одного из них могло быть несколько вариантов, и это забавное упражнение на знание английского языка. Русскую локализацию обещают добавить позднее, но вряд ли там задачки будут такие же заковыристые. Чем медленнее вы всё делаете, тем меньше денег заработаете, а потому куда прибыльнее гонять мозг при чтении книжки, чем возиться с какими-то буквами.
Из-за того, насколько мал выбор и как всё это однообразно, смены оказываются всё менее и менее увлекательными — до командного центра добираешься, чтобы делать то же, что и несколько минут назад. Можно отвлекаться на апгрейды, увеличивая пассивный доход (деньги будут добавляться в копилку автоматически каждый час) или повышая число получаемых неврокредитов (их дают за каждую решённую головоломку или выполненное в мини-играх действие), но это пара нажатий — потом вы опять возвращаетесь к книгам и гантелям. Идея неплохая, но реализация — мрак.
В самом же здании за пределами центра управления заниматься нечем. Коридоры пустуют, а изредка проходящим мимо сотрудникам не о чем разговаривать — перекинулись парой фраз и пошли дальше. Если вы полностью отремонтируете какую-то комнату, то сможете в неё зайти и сразу выйти, поскольку в ней тоже ничего не появится. Бывают очень редкие исключения, но в большинстве случаев эти помещения нужны лишь для соответствующих достижений и выполнения заданий с бесполезными наградами.
Они живые!
Но пора бы рассказать о главной составляющей Headspun — роликах с живыми актёрами. Много людей создатели набирать не стали: действующих лиц здесь всего четыре — главный герой, посещающие его девушка-доктор и лучший друг, а также персонаж, появляющийся ближе к середине прохождения. Сценки с актёрами всегда показывают в самом начале смены, после того как Тед и Тедди вдоволь наговорятся — их неозвученные диалоги могут затянуться минут на пять. С актёрами же эпизоды не такие длинные, и в них даже есть возможность выбора ответов, хотя она ни на что не влияет.
Задумка, на самом деле, отличная: с одной стороны у нас реальный мир, в котором обитают реальные люди, а с другой — мультяшный разум главного героя, где и происходит основное действие. Актёры стараются, история немного интригует (как минимум один интересный сюжетный поворот есть), но всё это лишено какой-то глубины. Простенький игровой процесс, который лишь в процессе обучения кажется перегруженным возможностями, перечёркивает все попытки разработчиков предложить что-то уникальное и нестандартное — если сам геймплей посредственный, что вокруг него ни выстраивай, всё будет меркнуть.
Однако самая большая проблема Headspun даже не в игровом процессе, а в нереальном количестве багов. Игра настолько нестабильная, что я даже записывал на листок каждый встретившийся недочёт. Весь список не уместится в одном абзаце. Я починил лифт, который доставлял бы героя прямиком от его кабинета до центра управления, но после первого же раза он перестал функционировать. Иногда при посещении какой-то комнаты, выйдя из неё, я оказывался у совершенно другой двери. Субтитры в видеороликах с актёрами постоянно опаздывают или не появляются. В мини-играх с несколькими вариантами ответа порой невозможно ничего выбрать, и то же происходит в диалогах в баре. И многое, многое другое.
Последний найденный мною баг встретился под конец прохождения, когда я достиг точки невозврата и игра спросила, действительно ли я хочу начать последнюю смену, или есть желание лишний раз прогуляться по коридорам. Однако в этом окошке ничего нельзя было выбрать — кнопки не подсвечивались.
Ни одно из возможных решений не помогло пройти Headspun до конца. За такое надо ставить «Мусор», ведь игра непроходима из-за неспособности тестеров качественно сделать свою работу (или полного их отсутствия, что более вероятно), но пусть итоговая оценка всё же будет повыше — патчами-то наверняка такой недостаток исправят. Это необычная игра, в которой бывают светлые моменты, но топорность многих элементов сильно её портит.
Плюсы: необычная идея; интригующая история; не самые плохие актёры.
Минусы: однообразный и местами примитивный геймплей; очень мало мини-игр, и все они убогие; игра не награждает ничем интересным за выполнение заданий; феноменальное количество багов.