Helldivers
Обзор
Есть в человеке тяга к прекрасному — стремление к звездам, желание увидеть другие планеты, мечта острым штыком раскромсать бесчисленных представителей иной цивилизации. Не все ж вам Star Trek, фантастика бывает другой. Warhammer 40K, «Звездный десант» или хотя бы «Игра Эндера» — никакой лишней дипломатии, исключительно насилие и уничтожение.
Вот только игр про это позорно мало. И вышедшая эксклюзивно для PlayStation Helldivers — это настоящая отдушина, которая позволяет воплотить все самые сокровенные мечты в реальность: хоть давить жуков, хоть ездить в танке по искрящимся роботам, хоть грубой силой покорять высокоразвитых древних инопланетян.
Демократия — блюдо, которое подают холодным
Солдату, пришедшему на службу в ряды Адских Десантников, прежде всего напоминают, что он собирается защищать Суперземлю — идеальную планету, на которой, согласно статистике, 100% жителей счастливы. Нет ни ссор, ни конфликтов, ни преступности: и тотальному благополучию мешает только внешняя космическая угроза. Поэтому молодые люди со всего мира отправляются в вооруженные силы, чтобы бороться за правое дело.
Нацепив на себя массивную броню с гербами, знаками и узорами в серо-золотых тонах, десантник получает собственный космический корабль и волен отправляться куда угодно. Карта на его мостике устроена максимально просто: в центре — Родина, вокруг — враги. Направо пойдешь — столкнешься с огромными жуками. Налево — встретишь роботов, которые решили отстаивать собственную свободу. А снизу отыщешь Просветленных, которые виноваты, по сути, только в том, что у них оружие мощнее нашего, и правительство решило объявить войну в превентивных целях.
Пока определяешься с заданием, тут и там маячит пропаганда: политические сводки, статистика по всем убившим, убитым и убивающим прямо сейчас. Войну не выигрывают в одиночку — такие же, как и вы, солдаты в Helldivers работают сообща, и карта галактики перекраивается в реальном времени. Каждый сектор, подсвеченный как наш, действительно был отвоеван коллективными усилиями. Каждый из трех фронтов оценивается очками влияния: на момент написания обзора Адский Десант устремил все усилия в сторону жуков, а вот война с высокотехнологичными пришельцами не пользуется особенной популярностью.
В среднем одна завоеванная планета приносит 8 — 10 очков влияния в глобальный зачет. Для захвата одного региона (даже не для победы в войне) нужно более 3 тысяч баллов. А когда войска продвинутся до вражеской столицы, грядет эпическая битва, тоже требующая коллективных усилий. Побежденная раса выпадет из гонки до тех пор, пока не будут побеждены остальные. И битва начнется вновь! И еще раз! И еще. И еще…
Впрочем, наше дело маленькое — выбрать регион, планету подходящей сложности и отправиться на зачистку.
Не плюй в колодец — вылетит демократия
Выбрав планету себе по зубам, рядовой должен выполнить на ней несколько миссий. На небольшом участке территории отмечены задачи: захватить область, запустить ракету из шахты, доставить груз, сопроводить выживших после катастрофы.
Локация всегда скучна и однообразна. Это может быть ледяная пустыня, болото или песчаные дюны — суть неизменна. Кроме важных для задания точек нет ничего, что стоило бы изучать. Важно другое: выполненный как небольшой лабиринт, уровень позволяет проворачивать широкие маневры и подолгу отступать. Что чертовски важно.
Планета кишит врагами. Если остановиться и посмотреть на радар, то он покажет все живое вокруг. О десантнике пока никто не знает. Рассчитывая свои перемещения, можно оставаться в тени и закончить миссию не привлекая внимания. Если все-таки пришлось столкнуться с кем-то лицом к лицу, не все потеряно: это лишь разведчик, и есть 2-3 секунды на то, чтобы убить его перед поднятием тревоги. А вот тревога как раз большая проблема.
Враги начинают телепортироваться десантнику на голову и валить из-под земли. Их не то что десятки — сотни. Бегают они быстрее, оружие у них не перегревается и не отказывает. Обычный смертный перед ними практически бессилен. И вот здесь в дело вступает гордость Адского Десанта, стратагемы — маяки размером с теннисный мячик, на которые наводится артиллерия.
Дальнейшая картина особенное удовольствие доставит любителям Warhammer. Десантник выбирает нужную стратагему, кидает ее в гущу врагов, ждет несколько секунд, и из космоса в огромной металлической капсуле приземляется шестиствольная турель, которая открывает огонь по всему живому. Тем временем на зов другого «мячика» уже прилетел огромный человекоподобный робот, в котором можно крошить врагов в пять или даже десять раз эффективнее.
Соль в том, что противники на планете не кончаются никогда, и единственный способ отбиться — убивать всех быстрее, чем они успевают звать на помощь. В минуту тишины (до встречи со следующим патрулем) можно успеть активировать ПВО, запустить ракету или взорвать улей. Потом нужно добраться до точки эвакуации, вызвать своих, дождаться в течение полутора минут и мирно улететь.
Вернувшись на корабль, посчитав опыт и собранные очки улучшений, полезно посмотреть, какие новые стратагемы стали доступны и какое оружие открылось. Можно чуть приодеть десантника (который наверняка уже получил повышение), а потом пора снова бросаться в бой.
Кажется, что это своеобразная Crimsonland. В одиночку так оно и есть: перед нами мясной шутер с видом сверху, в котором врагов всегда больше, патронов всегда не хватает, а до спасительного корабля всегда чуть-чуть. Миссии короткие и почти одинаковые, типов оппонентов мало. Но это еще и близко не настоящая Helldivers. По каким-то причинам в одиночку десантнику не по зубам даже уровень сложности чуть выше «легкого».
Сколько десантника ни корми, он все на демократию смотрит
Когда собирается компания из четырех человек (особенно за одной консолью), боевая мощь отряда возрастает в геометрической прогрессии. Понятно почему: можно прикрывать одновременно все четыре стороны света, двигаться перебежками, назначить ответственного за карту и вообще больше стрелять.
Однако, вместо того чтобы начать ультимативно побеждать врагов, партия превращается в вечеринку самоубийц. Сначала какой-то умник бросает стратагему под ноги товарищу — и того через секунду зашибает упавший с неба ящик с патронами. Хорошо, бросаем еще один шарик, на этот раз с вызовом союзника. И он, само собой, решает упасть на голову еще кому-нибудь. А монстры при этом не ждут и наступают со всех фронтов.
Огонь по своим? Конечно! Оружие десантников мощное и вырубает сослуживцев за пару выстрелов. Поэтому, когда соратника окружили, нельзя просто палить в его сторону, надеясь «помочь». Кстати, это справедливо и для любой автоматики: оказавшийся между турелью и противником заведомо покойник. Для этого даже отдельная кнопка предусмотрена — «упасть ничком», на случай залпа.
Что еще? Все хорошо, друг друга можно убить гранатой, задавить автомобилем, спалить из огнемета. А мои личные фавориты по степени идиотизма — игроки, которые активируют взрывчатку для уничтожения целого вражеского улья, не посмотрев, где их друзья. Они в итоге не успевают отбежать, а «взрывников» не пускает за границы экрана. Мертвы все, ура!
Командная работа в Helldivers превыше всего. Это мощнейший кооператив, где настоящих побед можно достигнуть только при интуитивном понимании друг друга. В руки можно взять только четыре стратагемы, поэтому придется заранее договориться, на ком патроны и лечение (никаких классов в игре нет). Нужно, чтобы кто-то взял с собой дроида-разведчика, а кто-то — дредноута.
И конечно, главное: для любого действия в игре, будь то квестовое задание или вызов напарника, нужно выбить определенную последовательность на крестовине: вверх-вниз-вниз-вправо, например. Или восемь кнопок. Или десять. Ошиблись на последнем символе — вбивайте заново. И противники не будут ждать. В самых напряженных ситуациях команда, обороняющая ПВО, готова проклясть криворукого капитана, который пятый раз сбивается с последовательности.
Игра со случайными людьми в таких условиях — лотерея, как всегда. Иной раз попадаются разумные люди, в команде с которыми удается даже сложные миссии проходить, не поднимая тревоги (что практически невозможно). А с другими тебя шесть раз за раунд валят своим же пулеметом, потому что не могут догадаться, что стрелять нужно в разные стороны.
Во всем этом безумии случайных смертей, убийств, в попытках кооперироваться и понять друг друга под натиском бесконечных орд врагов совершенно забываешь о том, что карты пустынны, а задания всегда одинаковы. Какие, к черту, пустынны — быстрее обходим через правый фланг, там радар никого не видит, заодно соберем бонусных материалов для исследований!
Удивительны в этом две вещи. Во-первых, игрок первого уровня не слишком отличается убойной силой от игрока двадцать пятого: у него просто меньше выбор стратагем, навыков и оружия. При правильной тактике и использовании чужих бонусов новичок может вполне вписаться в команду. В общем, все упирается в умение.
Во-вторых, Helldivers грамотно вываливает на игрока весь доступный контент. Новые возможности попадают в инвентарь ровно тогда, когда успеваешь наиграться со старыми. Новые квесты (сопровождение, доставка грузов, коллективное толкание тележки) открываются только на новых уровнях сложности, так что от монотонности и скуки не страдаешь. В конце концов, все три доступные расы врагов ведут себя совершенно разным образом, и заниматься всеми тремя одновременно не получится. Так что война за безопасность Суперземли будет долгой и славной!
Все любители воевать во имя Императора просто обязаны приобщиться к Helldivers, потому что это их ожившие детские фантазии. Это лучший экшен по Starship Troopers, Warhammer 40K и любой другой истории о столкновениях с пришельцами. Это короткие, агрессивные и напряженные бои, которые состоят из случайностей, глупостей, эпических побед и сложной тактики, где каждый перегрев оружия карается провалом операции, а каждая упавшая на голову гигантскому жуку БМП сопровождается счастливым хохотом.
Единственное, что сложно сказать наверняка, — как это будет играться в долгосрочной перспективе. «Перки» и новое оружие когда-нибудь кончатся, все забавные истории себя исчерпают, а третья, четвертая и пятая глобальные войны продолжатся. И вот здесь закрадываются сомнения: хватит ли потенциала? Вероятно, нет, когда-нибудь надоест. Поэтому не «изумительно». Но уж до двадцать пятого уровня дойти обязан каждый!
Плюсы: отточенная механика; культурные отсылки; оригинальная глобальная кампания; великолепный кооператив; сложные и напряженные миссии; возможность прибить товарища дроп-подом.
Минусы: на высоких уровнях сложности игра часто превращается в абсурд; в одиночку играть нет смысла; контент со временем себя исчерпывает.